Аналитика / Статьи /
Результаты опроса членов МДС: Как режим ЧП повлиял на их деятельность? Прогнозы на будущее

МДС
20 мая 2020

Международный деловой совет провел опрос предприятий — членов МДС в связи с пандемией COVID-19 и с введением чрезвычайного положения/ситуации в Кыргызстане.

Опрос проводили, чтобы оценить влияние пандемии COVID-19 на экономическую ситуацию и деятельность предприятий, а также выявить предложения по необходимым антикризисным мерам со стороны государства и других заинтересованных структур.

В опросе, проведенном с 7 по 30 апреля, участвовали 22 компании. Половина из них относится к крупному бизнесу (50 и более сотрудников), 41% — к среднему (16-50 сотрудников) и 9% — к малому.

Большая часть компаний-респондентов работает в секторе аудита, консалтинга, юридических услуг (23%), а также в горной промышленности (14%) и секторе экспорта/импорта, логистики, транспортных услуг (14%). К банковской деятельности относятся 9% компаний и столько же — к производству стройматериалов, пластмасс, текстиля.

В других видах деятельности (31%) задействованы предприятия пищевой промышленности, торговли и дистрибуции, страхования, образования, а также кафе и рестораны.

Текущие убытки

Предварительно оценивая текущие убытки, в том числе упущенную выгоду, 23% компаний оценили свои убытки в $10-25 тысяч. Эти компании работают в таких сферах, как аудит, сертификация, консалтинг, юридические услуги, страхование, образование.

Часть компаний (в области экспорта/импорта, логистики, транспортных услуг) оценила текущие убытки в $10-25 тысяч, у другой части они значительно выше — $100-200 тысяч, как и у некоторых предприятий банковской сферы, кафе и ресторанов.

Убытки в $300-500 тысяч терпят компаниями, действующие в банковской сфере, в производстве стройматериалов, пластмасс, текстиля и т.д., в пищевой промышленности, в области телекоммуникаций.

Наибольшие убытки — от $1 млн. до $11 млн. терпят предприятия горнодобывающей промышленности, компании, занятые поставкой подакцизных товаров (нефтепродуктов), а также отдельные предприятия в сфере торговли и дистрибуции.

23% компаний-респондентов не смогли оценить свои текущие убытки.

Убытки в будущем

Как показали результаты опроса, убытки компаний (включая упущенную выгоду) в ближайшие 3-8 месяцев значительно превысят текущий ущерб.

Убытки в $100-200 тысяч оценили 27% респондентов. Это компании, работающие в сферах экспорта/импорта, логистики, транспортных услуг; аудит, сертификация, консалтинг, юридические услуги; страхование; банковская деятельность; кафе и рестораны.

От $1,5 до $13 млн. ущерба потерпят 27% респондентов в сферах: торговля, дистрибуция; банковская деятельность; пищевая промышленность; горнодобывающая промышленность; телекоммуникации.

Самые большие убытки в $130 млн. ожидает компания, занятая поставкой подакцизных товаров, а именно нефтепродуктов.

И 32% респондентов не смогли оценить будущий ущерб. Это компании, работающие в производственной сфере, в области аудита, сертификации, консалтинга, юридических услуг, а также в горнодобывающей промышленности.

Предварительные убытки в процентах от среднемесячной выручки компании оценили следующим образом.

Большая часть респондентов (32%) считает, что такие убытки не превысят 25% среднемесячной выручки. Это компании в сфере телекоммуникаций, страхования, банковской деятельности, аудита, сертификации, консалтинга, юридических услуг, образования. О том, что такой ущерб составит от 25% до 50%, сообщили 18% респондентов (торговля, дистрибуция, аудит, сертификация, консалтинг, юридические услуги, пищевая промышленность). Столько же компаний прогнозируют, что ущерб составит от 75% до 100% (производство стройматериалов, пластмасс, текстиля и т.д.; экспорт, импорт, логистика, транспортные услуги). И 14% компаний ожидают потери в более чем 100% (экспорт, импорт, логистика, транспортные услуги, горнодобывающая промышленность).

Текущие трудности

Компании сообщили о трудностях, которые они испытывают в настоящее время. Большинство опрошенных компаний (72,7%) были вынуждены приостановить деятельность в связи с ЧП/ЧС. Столько же респондентов сообщили о снижении объемов продаж (сбыта) товаров и услуг.

Более половины респондентов (54,5%) волнуют вопросы, связанные с исполнением существующих контрактов с клиентами.

О затруднениях с выплатой кредитов, займов, лизинга сообщили 40,9% опрошенных. Столько же респондентов сообщили о затруднениях по договорам аренды, трудовым договорам, коммунальным и иным постоянным платежам.

Проблемы с закупом сырья, оборудования, комплектующих материалов испытывали 31,8% опрошенных.

Хватит ли ресурсов?

Компании попытались подсчитать, на какое время им хватит ресурсов, чтобы поддерживать бизнес в случае сохранения ситуации, связанной с пандемией COVID-19.

О том, что им хватит ресурсов на ближайшие три месяца, сообщили 41% компаний, а 23% респондентов считают, что им хватит ресурсов на полгода, до года смогут работать 4%, и свыше одного года — 18% компаний.

Предпринятые меры

Респонденты сообщили, какие меры они уже предприняли или планируют предпринять, чтобы сохранить бизнес.

Многим пришлось сократить штат и/или фонд заработной платы (аудит, сертификация, консалтинг, юридические услуги), а также сократить рабочий день и перевести работников на удаленный режим. Возможны сокращение фиксированных расходов, таких, как арендные платежи, бонусы и соцпакеты работникам; пересмотр бюджет на следующий год.

В банковской деятельности привлечено дополнительное финансирование; в связи с ростом курса доллара США проводится конвертация ряда долларовых кредитов в сомовые; проводится мониторинг заемщиков, реструктуризация (изменение графика погашения) кредитов; увеличен спектр онлайн услуг клиентам.

В горнодобывающей промышленности в связи с введением режима ЧС/ЧП приостановлена деятельность ряда компаний; несмотря на трудности, своевременно осуществляются платежи и выплаты, предусмотренные законодательством КР.

Кафе и рестораны пересмотрели договоры аренды помещений с арендодателями (в сторону снижения или отсрочки выплат); адаптировали деятельность для продажи через доставку; предусмотрели выплату всем сотрудникам без увольнения.

В сфере образования полностью перевели обучение в онлайн режим; перевели тренеров и преподавателей на удаленный режим; согласовали с сотрудниками вопросы заработной платы.

В пищевой промышленности заморожены инвестиции; заморожены операционные затраты (OPEX); повышены цены на продукцию ввиду роста себестоимости; проведена предподготовка готовой продукции и закуп сырья.

В сфере поставки подакцизных товаров (нефтепродуктов) часть сотрудников отправлена в отпуск без содержания; ограничена расходная часть (предусмотрены только расходы, важные для бизнес-процесса); сотрудники оснащены средствами индивидуальной защиты, проводится дезинфекция помещений офисов и АЗС, бензовозов, машин.

В сфере производства (стройматериалы, пластмассы, текстиль и т.д.): были подготовлены склады готовой продукции и ресурсов в КР и РК на ближайшие три недели в случае полного закрытия границ и перебоев с поставками.

В области телекоммуникаций отрегулирован текущий портфель продуктов/услуг в соответствии с последними изменениями в потребительском спросе (предоставлено больше услуг, ориентированных на удаленную работу); предоставлены дополнительные скидки и специальные предложения для клиентов для поддержки платежей; предоставлены дополнительные компенсации работникам, которые раньше получали заработную плату исходя из объема продаж.

В сфере страхования осуществлен частичный переход на цифровизацию внутренних бизнес-процессов; проведено сокращение активного персонала компании и операционных расходов; возможно закрытие некоторых региональных филиалов.

Большинство респондентов (77,3%) были вынуждены отправить часть сотрудников на удаленную работу. 63,6% компаний отправили своих сотрудников в оплачиваемый отпуск, а 36,4% — в отпуск на неопределенный срок без содержания; 4,5% респондентов пришлось уволить 25-50% сотрудников, столько же не продлили срочные контракты, но ни в одной компании не были уволены все сотрудники.

Как помочь бизнесу?

Компании-респонденты сообщили о мерах, которые они предложили бы государству для поддержки бизнеса и экономики в целом.

Был представлен большой и подробный список предложений. Мы не будем его публиковать, так как все предложения членов МДС по восстановлению и развитию экономики КР в условиях кризиса были учтены и проработаны, а обобщенный вариант был представлен в правительство в качестве рекомендаций.

С предложениями МДС для включения в План первоочередных мероприятий Правительства КР по минимизации негативных последствий, рисков и угроз экономической безопасности в связи с распространением коронавируса (первому пакету антикризисных мер) можно ознакомиться по ссылке: http://www.ibc.kg/ru/analysis/articles/5058_mds_predlagaet_antikrizisnye_mery_v_svyazi_s_rasprostraneniem_covid19

Рекомендации МДС ко второму пакету антикризисных мер Правительства КР, направленных на поддержку бизнеса и постепенное восстановление и развитие экономики, доступны по ссылке: http://www.ibc.kg/ru/analysis/articles/5058_mds_predlagaet_antikrizisnye_mery_v_svyazi_s_rasprostraneniem_covid19