Аналитика / Статьи /
Аскар Сыдыков: Кыргызстану нужно быть в топе рейтингов, чтобы привлекать инвестиции

Ислам Жолдошов
4 января 2021

Бизнесу нужна благоприятная среда. Чтобы ее создать, важную роль играют общественные институты. Международный деловой совет – бесспорный лидер в отстаивании и лоббировании интересов деловой среды. И этим бизнес-ассоциация вносит существенный вклад в развитие экономики Кыргызстана. О текущей ситуации, бизнесе, инвестиционном климате и о причинах, создающих проблемы, мы беседуем с молодым, перспективным и очень интересным собеседником, выпускником Кембриджского университета, исполнительным директором МДС Аскаром Сыдыковым.

– В этом году МДС отмечает 20-летний юбилей. Я от чистого сердца поздравляю вас и всех членов ассоциации. Желаю вам дальнейших успехов и больших высот. Как вы думаете, какой вклад внес МДС в развитие экономики Кыргызстана? Как вы считаете, насколько МДС выполняет свои цели и задачи?

– Большое спасибо за добрые пожелания. Действительно, это знаменательная дата. Если подвести предварительный итог за эти годы, то МДС внес существенный вклад в развитие как отраслей экономики, так и экономики республики в целом. Каждый день работы ассоциации был направлен не только на то, чтобы эффективно представлять интересы членов МДС и отраслей, которые они представляют, но, в первую очередь, на благо всего государства. Мы сотрудничаем со всеми структурами: и с государством, и с международными организациями, и с аккредитованными дипломатическими миссиями. Участвуем в бизнес-форумах и выступаем своеобразным мостом между нашими и зарубежными предпринимателями, всегда представляя Кыргызстан с наиболее выгодной стороны для привлечения инвестиций.

МДС стал рупором бизнеса в информационном поле – это одна из наших сильных сторон. Открыто и свободно делимся мыслями и идеями, привлекая широкие слои населения к обсуждению и принятию решений общественно значимых вопросов. Мы представлены на всех основных площадках государственно-частного диалога: на Комитете по развитию промышленности и предпринимательства при президенте КР, Инвестиционном совете при правительстве КР, Совете по предпринимательству при спикере Жогорку Кенеша. Что касается отстаивания интересов членов ассоциации и бизнес-сообщества в целом, то вполне оправдываем возложенное на нас доверие. По итогам 2019 года наши усилия содействовали экономии 12 млн долларов США для предпринимателей. И эти средства идут на развитие как самих компаний, так и экономики в целом. Стоит отметить, что сэкономленная сумма в сотню раз превышает бюджет МДС, который формируется из членских взносов.

– Для успешной интеграции в мировое сообщество мы должны соответствовать определенным требованиям. В вашей ассоциации – крупные компании с внешними инвестициями. Используете ли вы их практику, чтобы привнести в нашу страну международные стандарты, этикет и культуру ведения бизнеса?

– Вы правильно подметили. Привлекая инвесторов, МДС становится своего рода проводником международных стандартов ведения бизнеса. Объединяя крупные компании, такие известные мировые бренды, как Coca-Cola, PepsiCo, Hyatt Regency и другие, мы понимаем, что у них высокий уровень стандартов деловой этики, культуры ведения бизнеса, бережное отношение к деловой репутации и многое другое. И нам очень важно, чтобы такие компании у нас работали, чтобы перенять их успешный опыт. Кыргызстан участвует во многих интеграционных проектах и международных инициативах: ЕАЭС, ВТО и другие, и нам необходимо подтягиваться к высоким международным стандартам. Некоторые отечественные компании уже перешли на форму отчетности «Global reporting initiative», постепенно и остальные будут подтягиваться. В правительстве мы часто говорим о том, что соблюдение законов, экологических требований во многом зависит от уровня самой компании. Если упустить компании высокого уровня, то на их место придут бизнес-структуры третьего и четвертого уровней. Тогда, даже при самом жестком контроле, не сможем обеспечить соблюдения всех норм законодательства. Поэтому лучше иметь дело с теми, кто добросовестно и добровольно их соблюдает. Для этого надо выстроить эффективную и прозрачную государственную систему. – Безусловно, нам необходимо перенять успешную практику ведущих компаний. Но есть и проблемы. Несмотря на то что крупные инвесторы создают рабочие места, платят налоги, развивают инфраструктуру местного населения, все же время от времени происходит недопонимание между инвесторами и местными жителями. В чем причина, на ваш взгляд? – Недостаточная разъяснительная работа со стороны государственных органов, людям нужно объяснять производственные, правовые, экологические и финансовые аспекты дела, чтобы они понимали, что делает инвестор, сколько платит налогов в республиканский и местный бюджеты, как они используются, рассеять сомнения по экологической и технологической безопасности. Простого вывешивания отчетов на сайтах недостаточно, их нужно разъяснять. С 2013 по 2017 год Госгеология проводила такую работу, и крупных конфликтов не было. Поэтому всем государственным структурам, имеющим отношение к инвестиционным проектам, нужно скоординироваться с компаниями и вести постоянную разъяснительную работу. Правоохранительным органам вести профилактические работы с местным населением и пресекать любые попытки неформальных групп и криминальных структур влиять на инвестиционные проекты. Государству сделать все возможное, чтобы вернуть доверие народа, которое было утеряно во многом из-за неэффективной кадровой политики. Назначать на ответственные должности профессионалов, которые могут принимать решения и брать на себя ответственность.

Часто конфликтную ситуацию раскачивают политические силы в предвыборный период, чтобы набрать дополнительные политические дивиденды.

– Получается, надо внедрять и политическую культуру. Как вы на это смотрите?

– Возможно. Рано или поздно к нам придет зрелая политическая культура, а сейчас мы проходим этот сложный, но необходимый период становления политических институтов и парламентской демократии. Что касается популизма, то он неизбежен, распространен и в развитых странах – вопрос в том, как скоро народ будет готов распознавать его и отличать от действительно проработанных и профессиональных инициатив.

– Кыргызстан практически стал страной митингов и революций. Инвестиции, как известно, любят тишину. Что делает МДС, чтобы внешние инвесторы «не убежали» из страны?

– Действительно, политическая нестабильность серьезно усложняет процесс работы с инвесторами. Нам не всегда удается их удержать, не от хорошей жизни ушли такие ведущие компании, как Gold Fields, Santos International, Polyus Gold и другие. Мы всеми законными способами стараемся достучаться до властей и общества, чтобы донести до них информацию о необходимости защиты прав таких инвесторов. Потому что уход с нашего рынка известных компаний настораживает весь инвестиционный мир. Они общаются и советуются друг с другом, и рекомендации коллег намного весомее обещания правительства КР. В наших условиях, когда у нас маленькая и развивающаяся страна, без выхода к морю, нам нужно быть в топе всех рейтингов, чтобы привлекать инвестиции. Благо, инвесторам комфортно жить в Бишкеке, у нас высокий уровень сервиса, все рядом и сравнительно низкие цены. Где-то нам удается убедить власти отказаться от непривлекательных решений, отстоять права, тогда инвесторы остаются. Если не получается, то пытаемся их успокоить, аргументируя тем, что вот, с политикой разберемся, и возьмемся за экономику, все со временем наладится.

– Выше вы сказали, что присутствуете на всех основных площадках для диалога и отстаиваете права бизнеса и инвесторов. Всегда ли они к вам прислушиваются? Понимают?

– Прислушиваются и часто понимают, но для реализации нужны политическая воля, команда профессионалов и политическая ситуация. Бывает так, что политической воли нет или ее недостаточно, или отсутствует профессиональная команда для реализации, наверное, вы в курсе, как в последние годы ослабли кадры, или есть и то, и другое, но в силу вступает политическая обстановка – смена власти или отставка правительства.

– Сложно в таких условиях создавать благоприятный инвестиционный климат?

– Да, очень сложно. Только чиновники начали вникать в суть дела, разработали план мероприятий – и отставка. Но главное, чтобы была политическая воля развивать экономику. – Хорошие законы – общественный капитал, без которого невозможно развитие. Вы, как высококвалифицированный юрист, как оцениваете законодательную базу Кыргызстана? – Хорошая законодательная база. Конечно, есть где улучшать, но с ней вполне можно работать, при условии, что она будет исполняться.

– Почему не исполняется?

– Опять те же причины: политическая воля, команда и политическая ситуация.

– Бытует мнение, что законопроекты нередко копируются из законодательства России или западных стран. Может, и в этом причины?

– Возможно, потому что некоторые законы непроработанные и не до конца адаптированы под нашу ситуацию. Но это не главное. Хорошая команда и с плохими законами может работать. Если они настроены на изменения, то найдут и пути решения. В конце концов они могут внести правки в законодательство, исправить, доработать и адаптировать.

– Хорошая законодательная база, профессионалы тоже есть. Почему экономика отстает? Все дело только в команде?

– Да, в команде, еще в реализации и руководстве реформами. Все идет сверху, если лидер страны настроен внести изменения, есть политическая воля на это и понимание…

– Простите, а бывает и непонимание?

– Бывает и такое. Необходимо понимать тенденции мировой экономики, как работает финансовая система, разбираться в вопросах инвестиций. Наши чиновники элементарно не всегда владеют иностранными языками. Конечно, можно воспользоваться услугой переводчика, но если не говорить с инвестором на одном языке, то трудно понять его логику, чаяния и ожидания.

Кроме того, владение английским открывает доступ ко многим базам данных в Интернете. Самое большое количество книг и публикаций на английском языке. Не зная языка, не будешь в курсе научных, технических и других новшеств. В соседнем Казахстане половина министров владеют иностранными языками. Почему бы и нам не требовать знание иностранного языка при назначении на должность министра, например.

– У нас есть молодежь, которая обучалась за рубежом, они свободно владеют английским. Им не предлагают должности или они не хотят работать за низкую заработную плату?

– Возможно, и материальная сторона не устраивает их, но главное, на мой взгляд, отсутствие свободы для творческого и созидательного труда. Оказаться под режимом, простым исполнителем, за низкую зарплату и за все нести ответственность – перспектива не очень привлекательная. Посмотрите, сколько уголовных дел возбуждаются на чиновников. Многие из них просто боятся принимать решения. Поэтому нельзя карательные меры ставить на первый план, лучше создавать благоприятные условия. Когда хорошая оплата труда, свобода действий в рамках закона, выстроена система издержек, то человек будет добросовестно работать. Много людей, которые хотели бы работать на благо государства, но им нужно создать условия.

– Бизнес – локомотив развития. Что мешает кыргызскому бизнесу?

– Бизнесу для развития нужна особая среда, которую создает государство. Для этого нужны три фактора: капитал, технологии и человеческие ресурсы. Что у нас? Финансовый капитал ограниченный. Из-за того что Кыргызстан высоко рисковая страна, банковский сектор не может привлечь дешевые деньги, поэтому высокая процентная ставка. Фондовая биржа могла бы привлекать финансовые ресурсы населения, но она у нас не развита. Кстати, и само государство может привлекать средства из зарубежных фондовых рынков, называются евробондами. Да, там проценты немного выше, но нет зависимости от другого государства. Как видите, работа с фондовыми рынками не налажена. Технологии – методы и механизмы, как заставить капитал эффективно работать. До прихода на наш рынок Hyatt у нас не было пятизвездочных отелей. Они привезли технологии и стандарты такого уровня отелей. После этого начался бурный рост отельного бизнеса в КР. Также поступил в свое время Ли Куан Ю, он попросил западные страны помочь с технологиями. Япония показала и научила, как ставить судостроительные заводы и другие высокодоходные производства. Чтобы привлекать технологии и человеческие ресурсы, государству нужно гарантировать безопасность, разработать понятные всем правила игры и обеспечить их исполнение. Мы пока не можем создать такие условия.

Здесь примечателен опыт Израиля – во времена военного конфликта и жесткого эмбарго правительство создало такие условия для граждан, что они начали находить инновационные способы развития. Они подвергали сомнению все и вся, шла честная конкурентная борьба за лучшие идеи и решения.

– Отчасти чем-то напоминает нас. Мы тоже подвергаем сомнению всех. Наш народ научился заботиться о себе сам. Получается, человеческие ресурсы у нас готовы?

– Это большое достижение по сравнению с нашими соседями, у нас люди живут без оглядки на государство. Умение подстраиваться под ситуацию и находить пути решения – полезный навык. Инновации в мировой экономике выходят на передние рубежи, сырьевые ресурсы постепенно отходят на второй план. Креативность и инновации у нашего народа уже сформированы за годы независимости, осталось создать благоприятные условия для развития.

– Однажды я искал экспертов для прогноза макроэкономической ситуации и не нашел. Может, проблема в аналитиках? На чем следует сделать акцент в экономической политике Кыргызстана, на ваш взгляд?

– Нет, проблема не в аналитиках. У нас много толковых людей. Посмотрите сайты Национального банка, Национального статистического комитета – там хорошие аналитические материалы. Вопрос в другом: используют ли их?

Многие развитые страны централизованно проводили исследования спроса мирового рынка, создавали государственные фонды и искали внутренние возможности для запуска производства. Этот фонд буквально брал за руки и вел предпринимателя, помогая с финансами и последующей реализацией готовой продукции. Государство на межправительственном уровне может договориться о таком сотрудничестве, частный сектор не имеет такой возможности. Вот в этом направлении можно подумать и поработать.

– Что для этого будет делать МДС?

– МДС может взять на себя работу в части разработки реформ, то есть проанализировать ситуацию и детально расписать необходимые действия. Донести до общественности доступным языком идею и замысел этих реформ. Когда широкие массы понимают и принимают суть идеи, то они будут требовать ее реализации от политиков. А дальше, привлекая экспертов, сопровождать реализацию этих проектов и привлечение инвесторов. На всех этих уровнях МДС может активно участвовать.

– Какие планы у ассоциации на будущее?

– Планируем помогать всему бизнес-сектору по всей территории республики. В каждой области открыть общественные приемные МДС, чтобы любой предприниматель мог поделиться своими трудностями и получить консультацию. Также есть амбициозные цели расширить свою деятельность и выйти на регион Центральной Азии. Мы общаемся с коллегами из Узбекистана и Таджикистана и понимаем, что наш опыт отстаивания прав и законного продвижения интересов бизнеса, улучшения инвестиционного климата им интересен и вполне может пригодиться в их деятельности.

Опубликовано в журнале «Инвестиции сегодня», №1, 2021

Справочно

Рады сообщить, что МДС возобновил выпуск журнала «Инвестиции сегодня». Теперь он будет выходить регулярно и в новом формате — на кыргызском и русском языках.

Первый выпуск журнала в этом году открывает интервью с исполнительным директором МДС Аскаром Сыдыковым: «Кыргызстану нужно быть в топе рейтингов, чтобы привлекать инвестиции».

На страницах издания вы найдете полезные материалы по развитию бизнеса и карьерного роста, аналитические статьи ведущих экспертов Кыргызстана на темы экономики, инвестиционного климата и человеческого капитала. Также познакомитесь с опытом успешных людей.

С полной версией журнала вы можете ознакомиться в приложении.

Скачать файл «Инвестиции сегодня, #1, 2021.pdf»