Аналитика / Статьи /
Инвестиции начинаются с доверия. Доверяет ли бизнес государству?

МДС
13 февраля 2020

Более 39,5 млрд сомов в виде налогов доначислено бизнесу за 2016 – 2018 годы по результатам налоговых проверок.

В среднем за эти годы доначислялась сумма, сопоставимая с 40% (!) от общей прибыли всех предприятий КР за указанный период. Только в 2018 году доначисления составили сумму, равную 64% всей годовой прибыли компаний — 18,9 млрд сомов, согласно официальным данным.

Об этом сообщил исполнительный директор Международного делового совета (МДС), заместитель председателя комитета Аскар Сыдыков 12 февраля на втором заседании Комитета по развитию промышленности и предпринимательства при Национальном совете по устойчивому развитию КР.

Президент: голос бизнеса остается неуслышанным

Под председательством Президента Кыргызской Республики Сооронбая Жээнбекова рассмотрены три вопроса: состояние защиты инвестиций и соблюдение прав субъектов предпринимательства; правовые аспекты декриминализации экономических дел; исполнение правоохранительными органами законодательства в сфере защиты прав предпринимателей.

В заседании комитета приняли участие руководители госорганов и представители бизнес-сообщества страны.

В своей вступительной речи глава государства рассказал о решениях в поддержку предпринимательства.

Заместитель председателя Комитета А.Сыдыков и представители секретариата комитета посетили регионы и во время встреч на местах обменялись мнениями с местными предпринимателями. Одной из актуальных проблем был обозначен вопрос прекращения необоснованных проверок бизнеса со стороны правоохранительных и надзорных органов, сообщил Президент.

«Несмотря на активные усилия государства, работу по привлечению инвестиций в регионы, мы не наблюдаем ожидаемой активности бизнеса. Причину такого положения дел предприниматели видят в слабой защите интересов инвестора», подчеркнул глава государства.

Бизнес-ассоциации и предприниматели сообщают, что не снижается давление со стороны правоохранительных и государственных проверяющих органов. Правоохранительные органы, прикрываясь борьбой с коррупцией, выходят за рамки своих полномочий и создают искусственные препоны деятельности бизнеса.

От бизнеса поступают обращения, в которых выражается беспокойство по поводу того, что в некоторых случаях в отношении предпринимателей принимаются суровые меры вплоть до заключения их под стражу.

«Вместе того, чтобы легализовать бизнес, находящийся в тени, фискальные органы проводят необоснованные проверки добросовестных предпринимателей, штрафуют их и требуют авансовых платежей», пишут в жалобах. Кроме того, утверждается, что в судебных процессах недостаточно защищаются права предпринимателей и инвесторов.

Предприниматели утверждают, что эти проблемы поднимаются на разных площадках, но, тем не менее, дело не сдвигается с мертвой точки, голос бизнеса остается неуслышанным государственными органами.

«Поэтому мы сегодня проводим это заседание Комитета с участием всех сторон — Жогорку Кенеша, Правительства, Верховного суда, Генеральной прокуратуры и бизнеса. Давайте совместно обсудим все наболевшие вопросы», сказал Президент, пригласив участников встречи к открытой дискуссии и внесению предложений.

Кыргызстан в мировых рейтингах

В своем выступлении Аскар Сыдыков сообщил о факторах, препятствующих притоку инвестиций в страну, и о том, как соблюдаются права предпринимательства в Кыргызстане.

О необходимости защиты инвестиций бизнес говорит часто и громко, но именно эта проблема остается главной преградой, тормозящей развитие бизнеса и экономики в стране.

Инвестиции начинаются с доверия. Доверяет ли сейчас бизнес государству?

Исследования, проведенные авторитетными международными организациями, показывают: у бизнеса нет уверенности в защите имущества, в справедливости судебных и правоохранительных органов.

Индекс экономической свободы — один из ведущих мировых рейтингов по экономике. Согласно этому индексу, уровень Кыргызстана по защите частной собственности составил 49 баллов из 100 (ниже среднего в мире). Причем тенденция за последние годы идет на снижение.

«Защита частной собственности остается слабой в Кыргызской Республике, а государство в недостаточной мере способно обеспечить исполнение контрактов и защищать права собственности. Суды зависимы и подвержены влиянию исполнительной власти…»

(Из отчета по оценке Индекса экономической свободы 2019, Heritage Foundation)

Что волнует бизнес Кыргызстана по оценкам Всемирного экономического форума? Фактор коррупции почти в два раза опережает любой из других факторов (нестабильность, бюрократия и др.).

Это подтверждается и данными опроса предприятий, проведенного Всемирным банком в 2019 году: каждая третья компания столкнулась хотя бы с одним случаем уплаты взятки. Этот показатель в Кыргызстане значительно выше, чем в регионе, и выше по сравнению со средним показателем в странах с уровнем дохода ниже среднего.

Опрос Всемирного банка показал, что в топ 3 ограничений бизнес-среды входят неформальный сектор, политическая нестабильность и коррупция.

Особенно плачевна ситуация с выдачей разрешений на строительство: почти каждая вторая компания прошла через ожидание неформальной оплаты.

«Добровольная» выплата доначисленных налогов

За 2019 год пока нет полных данных Национального статистического комитета КР, но за 2017-2018 годы приток превысил отток в среднем всего на 2,5%, то есть малая часть из объема этих инвестиций остается в стране — мы топчемся на месте.

Одна из причин такой ситуации — деятельность фискальных и правоохранительных органов.

По иронии судьбы, норма о пополнении Единого депозитного счета по борьбе с коррупцией сама привела к нарушениям закона и коррупционным проявлениям при взаимоотношении с бизнесом.

Аскар Сыдыков привел типичный пример. Все начинается с заявления («доноса») в правоохранительный орган о якобы сокрытии налогов. Иногда даже не ясен автор такого заявления или его компетенция. Возбуждается досудебное производство, следователь направляет постановление о проведении налоговой перепроверки в Государственную налоговую службу. Налоговики, опасаясь давления следователя, «выявляют» иногда несуществующее уклонение от уплаты налогов.

Если компания добровольно не оплачивает это доначисление, за этим может следовать задержание главы компании, заключение под стражу и другие виды давления. Испытав все это, компания вынужденно перечисляет требуемую сумму на спецсчет правоохранительного или надзорного органа, не дожидаясь решения суда по налоговому спору.

Эту сумму госорган далее перечисляет на Единый депозитный счет, и СМИ сообщают, как на деньги, вырученные от борьбы с коррупцией, строятся школы и больницы. Но кто оценивает риски ухода этих инвесторов с рынка или негативный имидж Кыргызстана на международной арене?

Кому это выгодно?

На самом деле, согласно действующему законодательству, правоохранительные органы могут подключаться в налоговых спорах только после вступившего в силу решения суда, то есть после результатов обжалования во второй инстанции.

Законом отрегулирована длительная процедура доначислений, обжалований и взысканий. Правоохранительные органы должны перенаправлять заявления граждан о налоговых спорах в налоговый орган, не рассматривая их самостоятельно.

Но система Единого депозитного счета мотивирует силовые органы любыми путями получать от бизнеса дополнительные платежи — ведь от 25 до 30% они могут оставить себе согласно постановлению Правительства КР от 22 июня 2018 года «Об открытии Единого депозитного счета для учета и аккумулирования денежных средств, поступающих от возмещения ущерба, причиненного государству по уголовным делам об экономических и должностных преступлениях, и утверждении Порядка распределения денежных средств, возмещаемых государству по результатам деятельности правоохранительных органов Кыргызской Республики».

Поэтому и происходит значительное увеличение доначислений. В 2018 году сумма доначисленных налогов выросла на 58% по сравнению с 2017-м. При этом прослеживается пропорциональное падение прибылей компаний – компании или сокращают свою активность, или уходят в тень. Ни к чему хорошему такая погоня за дополнительными налогами не приводит.

В 2018 году доначисления составили сумму, равную 64% всей годовой прибыли компаний.

Страдают самые добросовестные

Конечно, у предпринимателя есть право оспорить все это в суде, существуют законные механизмы. Но стоит посмотреть статистику судебных решений по налоговым спорам: в среднем 80% решений выносятся в пользу государства.

В 2018 году из 116 дел об оспаривании решений налоговых органов в судах КР только по 26 из них вынесены решения в пользу налогоплательщика (22,4%). В 2019 году — только по 27 из 135 дел (20%).

В итоге больше всего страдают самые добросовестные и законопослушные предприниматели, потому что они не хотят договариваться с чиновниками неофициально. На бесконечные проверки тратятся огромные ресурсы времени и финансов госорганов и бизнеса.

"Если судить по нашему опросу в регионах, бизнесмены — как пасынки государства. Все их ругают, все с них требуют. Нет у них защиты и поддержки", — сказал заместитель председателя комитета.

Добросовестный бизнес отчаянно пытается добиться справедливости и исполнения закона. В Международный деловой совет часто обращаются за поддержкой предприниматели, столкнувшиеся с попытками рейдерского захвата имущества должностными лицами, давлением со стороны криминала, недобросовестной конкуренцией.

Если кардинально не изменить отношение к добросовестному бизнесу, следует ожидать дальнейшего оттока капитала, сокращения инвестиций и ухода легального бизнеса в тень. Не говоря уже о многомиллионных арбитражных разбирательствах против республики и негативном международном имидже.

Рекомендации

Аскар Сыдыков озвучил рекомендации, которыми помогут улучшить положение дел. Они предельно конкретны: пересмотреть постановление правительства о депозитном счете, обеспечить независимость фискальных органов от силовых структур, применять международные рейтинги для оценки госорганов, не взимать дополнительные налоги без решения суда, рассмотреть декриминализацию преступлений и ориентировать все ветви власти на защиту предпринимателей.

Самое главное – необходима совместная конструктивная работа над этими проблемными вопросами. Нужно перейти, наконец, от повсеместных проверок, привлечения к ответственности и контроля к взаимопомощи и созиданию.

После обсуждения выступления Аскара Сыдыкова Комитет по развитию промышленности и предпринимательства КР принял решение рекомендовать:

Правительству Кыргызской Республики:

- В трехмесячный срок рассмотреть Перечень проблемных вопросов представителей регионального бизнеса по итогам встреч с представителями Комитета по развитию промышленности и предпринимательства Кыргызской Республики при Национальном совете по устойчивому развитию Кыргызской Республики, состоявшихся 20 октября – 4 ноября 2019 года, и принять соответствующие меры по их разрешению;

– В месячный срок внести предложения по использованию показателей международных рейтингов и индексов для систематической оценки деятельности правоохранительных и контролирующих органов;

– Рассмотреть целесообразность Единого депозитного счета, образованного Постановлением Правительства КР «Об открытии Единого депозитного счета для учета и аккумулирования денежных средств, поступающих от возмещения ущерба, причиненного государству по уголовным делам об экономических и должностных преступлениях, и утверждении Порядка распределения денежных средств, возмещаемых государству по результатам деятельности правоохранительных органов Кыргызской Республики» от 22 июня 2018 года № 298.

- Совместно с Национальным статистическим комитетом КР в срок до 31 июля 2020 года разработать и внедрить индекс доверия инвесторов к деятельности государственных органов;

- В срок до 31 июля 2020 года разработать и внедрить индекс доверия предпринимателей к деятельности государственных органов.

Секретариату Комитета:

Совместно с представителями бизнес-сообщества и профильных государственных органов в шестимесячный срок провести анализ действующего законодательства КР в сфере инвестиций и основных вопросов ведения предпринимательской деятельности и внести на рассмотрение Комитета предложения по улучшению инвестиционного климата и деловой среды в Кыргызской Республике.

По правовым аспектам декриминализации экономических дел принято решение рекомендовать:

Генеральной прокуратуре КР:

- В установленном законодательством порядке усилить надзор за законностью и обоснованностью проводимых правоохранительными и налоговыми проверок субъектов предпринимательства. Утвердить основные принципы, критерии и регламент проверок с использованием цифровых технологий;

- До 30 июля 2020 года разработать рекомендации по искоренению проверок предпринимательства по необоснованным заявлениям третьих лиц.

Правительству КР совместно с Верховным судом КР в месячный срок создать РГ по декриминализации экономических преступлений и проступков с привлечением опытных судей, следователей, адвокатов, юристов-экспертов, представителей бизнес-сообщества.

- В срок до 30 июля 2020 года разработать и внедрить классификацию (перечень статей Уголовного кодекса и КР и Кодекса о проступках КР) для предпринимательского состава преступлений и проступков в Единый реестр преступлений и проступков для полноценного учета и анализа;

- В срок до 30 апреля внести предложения по оптимизации порядка рассмотрения заявлений в отношении предпринимателей, поступающих в Единый реестр преступлений и проступков.

Справочно

Комитет по развитию промышленности и предпринимательства КР при Национальном совете по устойчивому развитию КР образован в декабре 2018 года указом Президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова.

Президент лично возглавил комитет. Заместителями председателя комитета являются первый вице-премьер-министр КР и исполнительный директор МДС.

В составе комитета — депутаты Жогорку Кенеша, члены правительства, представители бизнес-ассоциаций.

Основные задачи комитета — выработка рекомендаций по вопросам развития промышленности и предпринимательства, а также повышение инвестиционной привлекательности Кыргызстана.

***

В приложении - презентация Аскара Сыдыкова на заседании Комитета по развитию промышленности и предпринимательства КР (на русском и кыргызском языках).

Скачать файл «Презентации А.Сыдыкова на КРПП_12.02.2020_рус.pdf»
Скачать файл «Презентация А.Сыдыкова на КРПП_12.02.2020_кырг.pdf»