Выкуп дробных акций: в чем актуальность вопроса?
Законодательство Кыргызской Республики весьма фрагментарно регулирует вопрос выкупа дробных акций акционерным обществом. Непосредственно о выкупе дробных акций упоминается только в статье 68 Закона Кыргызской Республики «Об акционерных обществах» от 27 марта 2003 года N 64 (далее – «Закон об АО»).
Согласно статье 68 Закона об АО по решению общего собрания акционеров общество вправе произвести консолидацию размещенных акций, в результате которой две или более акций общества конвертируются в одну новую акцию той же категории. При этом в устав общества вносятся соответствующие изменения относительно количества объявленных акций общества. В случае образования при консолидации дробных акций они подлежат выкупу обществом по рыночной цене, определяемой в соответствии со статьей 71 Закона об АО. Формулировка статьи 68 Закона об АО императивная, следовательно, в данном случае выкуп дробных акций является обязанностью общества.
Законодательство не предусматривает каких-либо дополнительных прав акционеров, связанных с выкупом дробных акций. Основным правом акционера является право на получение рыночной стоимости акций от акционерного общества, осуществляющего выкуп дробных акций.
Широкой правоприменительной практики по выкупу дробных акций в Кыргызстане нет, в общедоступных источниках не имеется судебных актов, посвященных этому вопросу. Не исключено, что случаев консолидации акций и, как следствие, возникновения необходимости выкупа образовавшихся при этом дробных акций, как таковых не было вовсе. Данный факт, с одной стороны, усложняет исследование вопроса ввиду отсутствия примеров, которыми можно было бы руководствоваться, но, с другой, - позволяет сделать анализ этого вопроса, не будучи связанным и ограниченным сложившейся правоприменительной практикой, а, значит, есть возможность повлиять на формирование этой самой практики. В этом, в частности, и заключается актуальность данной темы.
Статус владельцев дробных акций: еще акционеры или уже нет?
В случае образования в результате консолидации дробных акций последние подлежат выкупу акционерным обществом в соответствии со статьей 68 Закона об АО, т.е. в 2 данном случае судьба дробных акций определена императивной нормой закона («подлежат выкупу»), что предполагает обязательность выкупа акционерным обществом дробных акций и, следовательно, акционер не вправе отказать в таком выкупе. В то же время, Закон об АО (часть 2 статьи 25) устанавливает права акционера продавать или иным способом передавать акции либо их часть в собственность другим гражданам или юридическим лицам с учетом особенностей, установленных для закрытых акционерных обществ.
Далее, исходя из определения акционера, которое приводится в статье 2 Закона об АО, акционер - физическое или юридическое лицо, владеющее хотя бы одной акцией общества, предоставляющей ему обязательственное право на имущество акционерного общества и обладающее в связи с этим правами и обязанностями, установленными Законодательством. В случае образования дробных акций акционер, у которого остается менее одной акции (имеются лишь дробные акции), уже не подпадает под определение акционера, следовательно, объем прав такого лица не может быть идентичен объему прав акционера общества. Формально, до внесения записи в реестр акционеров, такое лицо остается акционером, однако фактически объем его прав ограничен, поскольку он не имеет ни одной акции и, как следствие, например, не может голосовать на общих собраниях акционеров, так как голосование осуществляется по принципу «одна акция – один голос».
Законодательство не регулирует порядок продажи или иного отчуждения дробных акций и ввиду данного пробела в законодательстве, вероятнее всего, реализация прав владельцев дробных акций, в том числе продажа дробных акций, может оказаться на практике нереализуемой, и в конечном счете такие дробные акции будут все-таки выкуплены акционерным обществом, осуществившем консолидацию.
Более того, продать дробные акции чисто технически будет невозможно, так как согласно пункту 32 Положения о ведении реестра держателей ценных бумаг в Кыргызской Республике, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 7 сентября 2011 года N 536, с момента регистрации в Государственной службе регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики (далее – «Госфиннадзор») сведений об изменениях, связанных с консолидацией акций, реестродержатель обязан приостановить операции по лицевым счетам акционеров общества до регистрации итогов таких изменений в Госфиннадзоре.
Таким образом, до регистрации итогов выпуска новых акций в Госфиннадзоре фактически права акционеров будут ограничены, и никакие сделки с акциями совершаться не могут. Это также подтверждает, что владелец дробных акций будет вынужден согласиться с тем, что его акции выкупаются обществом, как предусмотрено статьей 68 Закона об АО, поскольку ввиду приостановления операций по лицевым счетам самостоятельно он их продать не сможет. Однако юридически владелец дробных акций остается акционером общества до момента выкупа дробных акций акционерным обществом и внесения реестродержателем записи в реестр акционеров о новых владельцах акций.
Каковы риски, связанные с выкупом дробных акций?
В целях оценки возможных рисков и ввиду того, что в общедоступных источниках судебных актов отсутствуют решения судов Кыргызской Республики по вопросам выкупа дробных акций, в качестве примера приведена судебная практика Российской Федерации, в частности, постановление Конституционного суда Российской Федерации от 24 февраля 2004 года.
Граждане, обратившиеся в 2004 году в Конституционный суд Российской Федерации с заявлением о проверке конституционности отдельных положений статей 74-75 Федерального закона «Об акционерных обществах», в своем заявлении указывали, что согласно Конституции Российской Федерации изъятие имущества возможно только по решению суда, в связи с чем просили проверить соответствуют ли Конституции указанные статьи Федерального закона «Об акционерных обществах», регулирующие порядок консолидации размещенных акций и определения их рыночной стоимости.
Заявители считали, что нормы Федерального закона «Об акционерных обществах», предусматривая принудительный, без согласия акционеров, выкуп дробных акций обществом по рыночной стоимости, определяемой советом директоров, нарушают их конституционные права, закрепленные статьей 35 (части 1, 2 и 3) Конституции. Также, по мнению заявителей, нарушается их право на судебную защиту, так как выкуп дробных акций, а по сути, лишение имущества, осуществляется в административном порядке, без решения суда, что является нарушением конституционных прав, в частности части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Конституционный суд отказал в удовлетворении вышеуказанного заявления, признав не противоречащими Конституции Российской Федерации положения статей 74-75 Федерального закона «Об акционерных обществах». В обоснование своего решения Конституционный суд отметил следующее: «В силу особенностей предпринимательской деятельности в форме акционерного общества основанием для отчуждения у части акционеров принадлежащего им имущества могут быть интересы акционерного общества в целом, в той мере, в какой оно действует для достижения общего для акционерного общества блага. При этом необходимо иметь в виду, что в результате консолидации акций в интересах акционерного общества в целом в лучшем положении оказываются акционеры, владеющие крупными пакетами акций, в то время как неблагоприятные последствия консолидации, как правило, несут миноритарные акционеры. Наличие различных интересов между группами акционеров в процессе консолидации акций объективно приводит к возрастанию значения юридических процедур принятия экономических решений и эффективного, а не формального судебного контроля, которые должны являться гарантией прав миноритарных акционеров».
Резюмируя свое обоснование, Конституционный суд Российской Федерации указал, что учет прав и законных интересов обладателей дробных акций обеспечивается посредством применения надлежащих юридических процедур при принятии решения о консолидации акций и эффективного судебного контроля за решениями, принимаемыми советом директоров и общим собранием акционеров.
В этой связи необходимо отметить, что нормы Конституции Кыргызской Республики от 27 июня 2010 года, в частности статьи 12, очень схожи с положениями статьи 35 Конституции Российской Федерации. Статья 12 Конституции Кыргызской Республики гласит: «Собственность неприкосновенна. Никто не может быть произвольно лишен своего имущества. Изъятие имущества помимо воли собственника допускается только по решению суда. Принудительное изъятие имущества без решения суда допускается в случаях, предусмотренных законом, в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Законность такого изъятия подлежит обязательному рассмотрению судом».
С учетом изложенного, теоретически нельзя исключать риска подачи заинтересованными лицами подобных заявлений о признании неконституционными положений статьи 68 Закона об АО в Конституционную палату Верховного суда Кыргызской Республики. Безусловно, при рассмотрении данного вопроса Конституционная палата Верховного суда должна будет провести тщательное и глубокое исследование вопроса, как в теоретическом плане, так и в плане ознакомления с правоприменительной практикой.
В целом, вывод Конституционного суда Российской Федерации по вопросу осуществления консолидации акций и выкупа дробных акций представляется обоснованным, так как в противном случае неконституционными и противоречащими конституции следовало бы считать, например, увеличение уставного капитала в обществе с ограниченной ответственностью с принятием в его состав новых участников или дополнительную эмиссию акций в акционером обществе, влекущую расширение списка акционеров/появление новых акционеров. В обоих указанных случаях происходит уменьшение в процентном соотношении долей участия/акций прежних участников/акционеров в уставном капитале общества, что может необоснованно истолковываться как потеря части принадлежавшего ранее имущества и нарушение прав участников/акционеров. Очевидно, что такой подход противоречил бы не только закону, но также логике и здравому смыслу.
Безусловно, вопрос выкупа дробных акций весьма сложный и неоднозначный, пока еще недостаточно изученный и проработанный. Очень важно при принятии решения о консолидации акций обеспечить соблюдение и защиту прав и законных интересов акционеров, в собственности которых в результате консолидации акций оказываются дробные акции, подлежащие выкупу обществом. Соблюдение их прав должно быть обеспечено путем определения советом директоров справедливой рыночной цены дробных акций на основе заключений независимых оценщиков, соблюдения акционерным обществом сроков и порядка выкупа дробных акций и т.д.
Самым же главным гарантом защиты прав акционеров при выкупе дробных акций должна быть возможность их судебной защиты и обеспечение государством права на беспристрастное и объективное рассмотрение дела судом. Любой акционер, который посчитает, что его права были нарушены в результате консолидации акций и/или выкупа дробных акций может обратиться в суд и судебный контроль выступает в данном случае основным инструментом для защиты прав акционера.
Магомед Саадуев, партнер Kalikova & Associates