ЮЛИЯ ШИТОВА
Провести круглый стол с инвесторами предложил комитет Жогорку Кенеша по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию. Фото: Максим Шубович
ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИАЛОГУ
Формат этого мероприятия - встреча проходила в рамках круглого стола «Основные вопросы законодательства в сфере недропользования и его применения» - в Бишкеке дело привычное. Поговорить мы особенно любим. А вот состав участников оказался неожиданным. Начать хотя бы с того, что инициативу в проведении диалога между бизнес-сообществом с одной стороны, представителями госорганов, парламента и правительства - с другой, предложил комитет Жогорку Кенеша по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию. Чем немало удивил своего соорганизатора - Международный деловой совет.
- Разумеется, приятно удивил, - за несколько минут до начала круглого стола признался «Комсомолке» исполнительный директор МДС Аскар Сыдыков, объясняя, в чем нужда этих «переговоров». - На нашей памяти такого еще не было: парламентский комитет инициировал в широком формате встречу с бизнесом (забегая вперед, отметим, что продлилась она без малого четыре часа. - Прим. авт.), на которой будут озвучены проблемы инвесторов и конкретные предложения по их решению. Мы с удовольствием откликнулись на эту инициативу и пригласили недропользователей, чтобы они напрямую адресовали вопросы профильным госорганам. Главная задача - построить полезный для всех сторон открытый диалог.
Прогресс, так сказать, налицо. Вполне вероятно, что лед тронулся благодаря ноябрьскому горно-геологическому форуму «МАЙНЕКС Кыргызстан - 2018». Тогда, напомним, глава оргкомитета форума попенял на то, что первые лица государства фактически проигнорировали столь важное для страны мероприятие. Роль горнорудного сектора в экономике страны чиновники подчеркивают всякий раз, подкрепляя доклады цифрами: отрасль ежегодно дает бюджету 12 млрд сомов, формирует 8% ВВП, 45% экспорта и обеспечивает работой 18 тысяч человек. Но почему-то при этом государство не стремится на встречу с флагманами кыргызского бизнеса, чтобы выслушать их проблемы и чаяния.
Очередное обсуждение в Бишкеке премьер-министр страны вновь пропустил. В те минуты, когда участники круглого стола рассуждали об инвестклимате и тонкостях налогообложения, предусмотренного для недропользователей, он знакомился с работой агропромышленного холдинга в Минске, где в эти дни проходило заседание Межправсовета. Главу кабмина подменил первый вице-премьер Кубатбек Боронов. На круглом столе он просидел от звонка до звонка - внимательно слушал спикеров, делал свои замечания и раздавал поручения сидящим тут же представителям государственных органов. Словом, хотел убедить: правительство видит проблемы инвесторов и готово помочь.
В своей презентации глава Международного делового совета отразил основные проблемы, с которыми сталкивается бизнес.Фото: ЕКАТЕРИНА РОЗИНА
КАК ЧИНОВНИКИ ДУШАТ БИЗНЕС
А проблем в «приоритетном секторе экономики», ох, как много. Государство себя, конечно же, хвалит. Весной этого года, к примеру, был обновлен Закон «О недрах», где для сокращения сроков порядок выдачи лицензий путем прямых переговоров заменили на правило первой поданной заявки. Появился выбор между государственной и частной экспертизой технической документации. Это, по мнению разработчиков законопроекта, поможет снизить коррупционные риски. С 1 января 2019 года будет также введен мораторий на проверки бизнеса. А еще предлагается создать институт бизнес-омбудсмена. Время покажет, насколько эффективными окажутся эти нововведения.
А пока цифры - упрямая вещь. Несмотря на усилия правительства по привлечению прямых иностранных инвестиций, их приток в первом полугодии сократился на 33,2%. В денежном эквиваленте республика получила почти на 370 млн долларов меньше по сравнению с прошлогодними показателями. Как и прежде, инвесторы жалуются на давление со стороны силовиков и прокуратуры.
- Госструктуры напрямую выходят на компании и требуют доначислений налогов на свои депозитные счета. Их заинтересованность в том, что согласно постановлению правительства они имеют право на 25-30% средств, перечисляемых государству. Чтобы продолжить работу, бизнес вынужден молча платить. В регионах инвесторы постоянно находятся в режиме ожидания проверок, боятся силовых и надзорных органов, которые, надо заметить, не располагают узкими специалистами по горному делу. Известен случай, когда проверяющие органы насчитали 6,5 тонн россыпного золота в Чаткальском районе. Инвестору предъявили претензии о недоплате. После работы комиссии выяснилось, что разведанные запасы россыпных месторождений составляют всего 4,5 тонны по Кыргызстану. Как измеряли запасы в Чаткале? Линейкой? - задается вопросами директор Международного делового совета Аскар Сыдыков. - Пора, в конце концов, решить, нужны нам инвестиции или нет. Если не нужны, давайте закрывать эту отрасль. А если хотим, чтобы компании инвестировали в экономику страны, следует позаботиться об их безопасности...
На практике же выясняется, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Даже попытка найти справедливость в судах терпит фиаско. По данным ГНС, в 2017 году из 256 судебных дел по налоговым спорам в пользу налогоплательщиков вынесено лишь 19 решений. Значит, доверия к судебной системе у них тоже нет.
По мнению Аскара Сыдыкова, если не прекратить безосновательные проверки и не защитить бизнес от произвола, инвесторы вычеркнут Кыргызстан из списка стран, в экономику которых можно вкладывать деньги.Фото: МАКСИМ ШУБОВИЧ
НА ЧТО ЕЩЕ ЖАЛУЕТСЯ ИНВЕСТОР
Разумеется, компании, работающие в горнодобывающем секторе Кыргызстана, не могли не воспользоваться шансом доложить о реальном положении дел напрямую руководству страны. Говорили о том, у кого что болит.
KAZ Minerals Bozymchak, например, поинтересовался, как будет дальше решаться вопрос с вывозом медного концентрата для переработки в соседний Казахстан. Компанию упрекают в занижении содержания металлов в концентрате, хотя ни одного подтвержденного факта нет. Кубатбек Боронов заверил, что если речь идет о концентрате, переработка которого в республике невозможна, государство пойдет навстречу инвестору. Но при этом добавил, что в интересах государства вывоз золотосодержащей руды нужно прекратить, как только в Кыргызстане появится золотоизвлекательная фабрика. Ее к концу 2019 года обещает построить Vertex, добывающий золото на месторождении Джамгыр Джалал-Абадской области. Представитель этой компании, впрочем, сразу оговорился: фабрика будет перерабатывать только свою руду, а потому каждый должен строить ЗИФ для себя.
Спрашивали недропользователи и о возмещении компаниям НДС, который накапливается за ввоз оборудования (с этим правительство пообещало разобраться до конца года), о возможности использовать собственные отходы производства в строительстве (подсыпке дорог, ремонте мостов), сетовали на несовершенство системы госзакупок. В последнем вопросе все участники сошлись во мнении, что эта модель неэффективна и тормозит экономическое развитие страны.
Болевой точкой остается противостояние между инвестором и местным населением, нередко перетекающее в открытый конфликт. Даже образцовая компания, работающая строго по закону и вкладывающая деньги в развитие региона, время от времени сталкивается с недовольством сельчан. Как печальный итог - приостановка работ, потеря денег и времени и недоплата налогов в бюджет. На локальные вспышки агрессии и откровенное вредительство бизнесу правительство может ответить только одним - профилактическими беседами.
В ноябре в Кыргызстан вновь приехал президент «Центерры» для обсуждения условий стратегического соглашения.Фото: GOV.KG
ЧТО ТАМ У НАС С «КУМТОРОМ»?
Но есть еще один важный индикатор здоровой деловой среды - инвестиционная привлекательность, в основе которой лежит политическая стабильность государства и успешный опыт работы компаний-гигантов в горнодобывающем секторе. К сожалению, и в этом вопросе Кыргызстану особо похвастаться нечем. Бесконечная министерская чехарда, смена политического курса и перманентная напряженность вокруг крупнейшего инвестора негативно сказываются на репутации страны. Сегодня все снова замерли в ожидании итогов очередного витка переговоров кыргызского правительства с канадской «Центеррой» по месторождению Кумтор.
- Нужно, чтобы проект работал стабильно, потому что любая нестабильность будоражит других мировых игроков и создает чувство неопределенности. Опыт «Кумтора» очень важен уже потому, что на него смотрят другие инвесторы, первым делом задающие вопрос: «Что там у вас с «Кумтором»?», - отмечает Аскар Сыдыков.
Судя по короткому информационному сообщению правительства, распространенному после недавней встречи Мухаммедкалыя Абылгазиева с президентом «Центерры» Скоттом Перри, переговоры по Стратегическому соглашению по защите окружающей среды и развитию инвестиций продолжатся. Канадская сторона подтвердила намерение приложить все усилия для увеличения срока эксплуатации рудника на несколько лет. Так, с этого года инвестор возобновил геологоразведку на месторождении, выделив на геологоразведочные работы 18 млн долларов. Кроме того, по просьбе кыргызского партнера компания обязуется добытьдо конца года не менее 15,5 тонн золота, что превышает первоначальные прогнозы, и добиться увеличения производства в 2019 году. Как известно, экономика нашей страны по-прежнему находится в сильной зависимости от одного бюджетообразующего предприятия. Из-за уменьшения объемов добычи золота на Кумторе в первом полугодии 2018-го Кыргызстан остался с нулевым уровнем роста ВВП. Республика с этим, судя по всему, ничего поделать не может, поэтому главный посыл инвестору - поднатужиться и перевыполнить план.
Наконец, в правительстве намекнули, что рассматриваются дополнительные условия по вступлению в силу стратегического соглашения, которые предусматривают «увеличение экологических платежей и формирование фонда социального партнерства по развитию регионов».
Как заверил Кубатбек Боронов, правительство заинтересовано в том, чтобы продолжить работу с канадским партнером.Фото: GOV.KG
«РАЗНОГЛАСИЙ С КАНАДСКИМ ПАРТНЕРОМ НЕТ»
Пользуясь случаем, «Комсомолка» поинтересовалась у первого вице-премьер-министра о ходе переговоров по проекту «Кумтор».
- Подготовленное прошлым составом кабинета министров соглашение с «Центеррой» изучается. По некоторым пунктам у нас есть свое видение, - прокомментировал «КП» Кубатбек Боронов. - Это ни в коем случае не разногласия. Сегодня правительство проводит консультации с представителями компании, чтобы убедиться, что расчеты действительно правильные, уточнить и перепроверить цифры по взносам, экологическому фонду, фонду рекультивации рудника.
- А о каких дополнительных условиях, выдвигаемых правительством, идет речь?
- Пока не скажу. Это может навредить нашим переговорам. Отмечу только одно - правительство настроено на дальнейшее сотрудничество. Мы хотим, чтобы «Кумтор» продолжал работать. Постараемся не затягивать переговорный процесс и решить вопрос до Нового года. Но ничего гарантировать не могу, будет видно по обстоятельствам.
- Кубатбек Айылчиевич, а как вы в целом оцениваете инвестиционный климат в Кыргызстане?
- Конечно, проблем еще много, есть пробелы в законодательстве. Но президент, правительство и парламент проводят большую работу для повышения инвестиционной привлекательности страны. Сегодня у нас более благоприятный деловой климат, чем это было 5-8 лет тому назад. Только один вопрос не можем решить эффективно - изменить отношение местного населения к инвестору. На местах, к сожалению, этот вопрос до сих пор стоит остро...
Участники круглого стола пришли к выводу, что нужно объединить усилия госорганов для улучшения условий работы недропользователей и стабильного развития горнодобывающей отрасли.Фото: МАКСИМ ШУБОВИЧ
По итогам обсуждений на круглом столе участники приняли решение объединить усилия госорганов для улучшения условий деятельности недропользователей и стабильного развития горнодобывающей отрасли. Как отмечают сами инвесторы, для начала будет неплохо, если законы начнут работать и защищать их права.