В статье Самара Думанаева, адвокат международной юридической фирмы Lorenz, рассматривает некоторые вопросы, касающиеся права участника общества с ограниченной ответственностью на выход из данного общества.
Гражданский кодекс КР предусматривает, что участник общества с ограниченной ответственностью имеет право выйти из общества в любое время, независимо от согласия других участников данного общества (ст. 134). Такую же редакцию имеет корреспондирующая норма Закона КР «О хозяйственных товариществах и обществах" (пункт 1 статьи 43).
Формулировка данных норм свидетельствует о том, что данные нормы имеют императивный характер и устанавливают безусловное право выхода участника из общества с ограниченной ответственностью, то есть выход участника не ограничен, не связан и никоим образом не обусловлен принятием общим собранием участников решений, в том числе и об изменении состава участников. Поэтому можно сделать вывод о том, что гражданское законодательство в большей степени защищает права участника, который желает выйти из состава участников общества с ограниченной ответственностью, нежели права и интересы других лиц, которых мы рассмотрим ниже.
Если рассматривать право выхода из общества с ограниченной ответственностью с позиции самого участника, то, как правило, такой участник имеет те или иные причины для выхода из общества. Например, такой участник, являясь миноритарием, то есть, имея небольшую долю в уставном капитале общества, не может повлиять на решение вопросов деятельности общества. Возможна также ситуация, когда, по мнению участника, в обществе наблюдается неудовлетворительное экономическое развитие. В таких случаях участник вправе выйти из общества и получить причитающуюся ему долю имущества общества. Таким образом, право на свободный выход из состава участников общества – это законодательно предусмотренное право участника на защиту своих прав и интересов, это своеобразный метод «страхования» его рисков.
Однако такой выход участника из общества с ограниченной ответственностью может иметь негативные последствия для других лиц (как внутри общества, так и вне его), а также для самого общества.
Остающиеся участники и общество вынуждены решать судьбу доли выходящего участника. Законодательство предусматривает следующее: остающиеся участники могут приобрести долю выходящего участника в размерах, пропорциональных их вкладу в уставной капитал общества. Однако у них может не быть для этого свободных средств. В этом случае общество вынуждено будет реализовать долю выходящего участника третьим лицам, что тоже может быть нежелательным для остающихся участников, особенно в случае если они являются миноритариями и не смогут влиять на решение важных вопросов в будущем.
Выход одного из участников может неблагоприятно отразиться на самом обществе. Так, риск незапланированной необходимости выплатить стоимость доли участнику в связи с его выходом может сорвать заключение крупной выгодной сделки, например, из-за отсутствия денежных средств для ее исполнения, особенно в случае, если выходящий участник имеет достаточно крупную долю в уставном капитале общества.
Это может также негативно отразиться на трудовых взаимоотношениях общества и его работников в случае, если в результате выплаты стоимости доли выходящего участника общество вынуждено сокращать свою деятельность и, соответственно, штат своих работников.
Кроме того, негативные последствия могут не ограничиться отношениями только между участниками общества, а также обществом и его работниками, но могут затронуть интересы третьих лиц, например, кредиторов общества: ведь выплата обществом стоимости доли выходящего участника может повлиять на способность общества удовлетворить требования его кредиторов.
В связи с этим стоит кратко упомянуть о том, что в законодательстве Российской Федерации в 2009 году было введено ограничение права участника общества с ограниченной ответственностью на выход из общества. В законодательстве Кыргызстана такое свободное право участника общества с ограниченной ответственностью на выход из общества еще сохраняется и не имеет никаких ограничений.
Хотелось бы остановиться на следующей проблеме: проанализировав те немногочисленные нормы законодательства КР, которые регулируют выход участника из общества с ограниченной ответственностью, можно прийти к выводу о том, что законодательство не дает участнику общества с ограниченной ответственностью возможность реализовать свое право на выход из общества до логичного конца, то есть выходящий участник, выполнив все требования закона и учредительных документов и фактически перестав быть участником, тем не менее, юридически формально остается участником общества.
Этот вывод можно сделать, анализируя статью 43 Закона КР «О хозяйственных товариществах и обществах", которая требует от выходящего участника заявления о выходе, которое он должен направить не менее чем за один месяц до фактического выхода из общества. При этом учредительными документами общества с ограниченной ответственностью может быть предусмотрен иной срок подачи участником заявления о выходе из общества. Таким образом, получается, что выходящий участник может фактически выйти из общества (то есть он теряет свои права и обязанности, не может участвовать в общем собрании участников), но юридически оставаться его участником. Как это может получиться?
Дело в том, что выход участника из общества влечет за собой изменение состава участников общества с ограниченной ответственностью, что является основанием для государственной перерегистрации общества (ст. 12 Закона КР «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)»). То есть после выхода одного из участников оставшиеся участники, помимо решения вопросов, касающихся доли выходящего участника и ее компенсации, должны провести общее собрание, внести соответствующие изменения в учредительные документы относительно изменения состава участников , которые должны быть зарегистрированы в регистрирующем органе. Таким образом, на данном этапе статус выходящего участника полностью зависит от действий оставшихся участников.
Представим ситуацию, когда оставшиеся участники по каким-либо причинам в течение длительного времени не вносят соответствующие изменения в учредительные документы и не регистрируют их в регистрирующем органе. В данном случае выходящий участник, даже выполнивший все требования, установленные законом для надлежащего оформления выхода из общества, в реестре юридических лиц будет числиться в качестве действительного участника общества, хотя таковым фактически уже не является.
В целях предупреждения подобных ситуаций законодательство КР предусматривает административную ответственность: так, в соответствии со ст. 402 Кодекса КР об административной ответственности осуществление коммерческой организацией деятельности без соответствующей государственной перерегистрации в данном случае влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти расчетных показателей. При этом в соответствии со ст. 513 Кодекса КР об административной ответственности Министерство юстиции КР имеет полномочия по рассмотрению данного административного правонарушения.
Однако обращаем внимание на то, что в данном случае наложение административного взыскания производится на должностное лицо общества, то есть прямого инструмента влияния непосредственно на участников общества законодательство не предусматривает. Таким образом, на наш взгляд, выходящий участник не вполне защищен от недобросовестных действий остающихся участников, в связи с чем хотелось бы обратить внимание на существование вышеописанной проблемы.
На наш взгляд, возможно, одним из вариантов могло быть внесение регистрирующим органом записи в реестр юридических лиц о том, что выходящий участник подал заявление о выходе из общества, поскольку регистрирующий орган также получает такое заявление (п. 6 ст. 12 Закона КР «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)»).