Дальнейшее развитие туризма требует безотлагательного решения ряда вопросов на государственном и межгосударственном уровнях. Что мы имеем на сегодня? У нас есть департамент туризма при министерстве культуры, информации и туризма. Штат там восемь человек. Финансирование семь миллионов сомов на весь год, включая четыре миллиона на зарплату сотрудников. Ну и как за такие деньги можно сделать что-то стоящее? Кроме того, минкультуры всегда относилось к ведомству социального блока, и сюда почему-то включили одну из приоритетных областей экономики, которую нужно развивать.
Это же нонсенс! Не так давно мы собрали бизнесменов, работающих в этой отрасли, чтобы выслушать их мнения и предложения по поводу ситуации в туристическом секторе. Многие согласились, что туризм сегодня - это прежде всего бизнес и для его удачного ведения необходима самостоятельная структура, которая бы координировала весь процесс. Следила бы за исполнением законодательства, сама бы инициировала внесение необходимых поправок и так далее.
Была обсуждена и правительственная программа развития сферы туризма в республике до 2020 года, где были представлены предложения, как лучше продвигать продукт, поощрять инвестиции, упростить формальности, необходимые для посещения нашей страны, и повысить безопасность туристов, а также активизировать участие бизнеса в развитии отрасли.
Хочу сказать, что сдвиги в лучшую сторону уже видны. Главное, что сделан большой прорыв в отношениях государственных и частных структур в деле совершенствования туристических услуг. Четыре года назад правительство страны ввело безвизовый режим с 44 странами, и в течение всего этого времени количество желающих посетить нашу страну увеличилось в разы. Это подтверждается как статистическими данными, так и анализом, сделанным Министерством экономики республики. Причем отрадно отметить, что выросло количество гостей именно из дальнего зарубежья. Киргизия, согласно рейтингу, проводимому международными изданиями, попала в число стран, наиболее рекомендуемых для отдыха. Между тем введение безвизового режима было лишь первым шагом на пути к развитию туризма. Причем это не требовало каких-то больших бюджетных затрат.
И все же, несмотря на ряд положительных моментов, проблем еще достаточно. Это и инфраструктура, которая оставляет желать лучшего. Согласитесь, что любому туристу нужны качественные гостиницы с должным сервисом, дороги, и конечно же, гарантия безопасности.
Мы провели консультации с представителями турфирм, департаментов туризма и гражданской авиации и рекомендовали в первую очередь расширить список стран, с которыми можно ввести безвизовый режим. Например, если мы не можем это сделать для Китая, то почему бы это не сделать для Гонконга или Макао и для других быстроразвивающихся стран.
Есть еще одна серьезная проблема. Более десяти лет авиакомпании Киргизии у находятся в «черном списке» Европейского союза, что препятствует авиасообщению со странами ЕС и росту пассажиропотока в нашу страну. Между тем взаимодействие туризма и авиации может стать драйвером в экономическом развитии страны, при этом развитие получат смежные секторы - гостевой и отельный бизнес, швейная, пищевая, сельскохозяйственная отрасли.
Сотрудничество авиации и туристического сектора поможет улучшить загрузку средств воздушного транспорта, открывать новые авиамаршруты. В итоге возрастет поток туристов в страну, а значит, и вклад туризма и авиации в экономику. В последнее время усиливается потенциал авиакомпаний и аэропортов Киргизии, запущен аэропорт «Иссык-Куль» в Тамчи, открыты новые прямые маршруты в города России, Китая, Пакистана, Индии. Прорабатываются проекты по открытию в летний период рейсов из аэропорта «Иссык-Куль» по маршруту Ашхабад – Бишкек - Куала-Лумпур. Но этого недостаточно.
На мой взгляд, необходимо продолжить работу над внедрением политики «открытого неба» с тем, чтобы как можно больше открывать регулярных рейсов.
Кроме расширения списка стран, с кем бы Киргизия установила безвизовый режим, необходима реконструкция нашего международного аэропорта «Манас» и передача его во внешнее управление. Несколько компаний, в числе которых были корейская, ряд турецких и российских заинтересованы были вложить средства в развитие воздушного порта.
К сожалению, причин, по которым ситуация с реконструкцией аэропорта находится в состоянии стагнации, несколько. Прежде всего наши вечные бюрократические проволочки, которые подчас губят любое перспективное начинание. Кроме того, несовершенство законодательства в отношении передачи объектов с государственной долей во внешнее управление или долгосрочное пользование, и это создает существенные препоны.
Я не исключаю, что на ситуацию влияют и некоторые интересы определенных лиц, которых устраивает сегодняшнее положение дел, и они не хотят ничего менять. Сейчас у нас все аэропорты сосредоточены в одном государственном акционерном обществе, следовательно, между ними нет никакой конкуренции, но и развития тоже. Да и стимула к этому нет. Прежде всего потому, что у госкомпаний очень часто меняется менеджмент. Кроме того, почти всю полученную прибыль в виде дивидендов перечисляют в бюджет.
Еще одна проблема – налаживание связей с зарубежными партнерами. У нас нет крупных туркомпаний, и им часто не хватает потенциала и ресурсов чтобы самим установить контакты по привлечению туристов. Это вполне мог сделать государственный орган, который мог бы на туристических выставках презентовать Киргизию как страну с большим потенциалом этой области.
Хочу также отметить, что есть много зарубежных компаний, которые готовы вложить средства в туризм. Например, российские инвесторы готовы инвестировать около 30 миллионов долларов в строительство большого аквапарка и гостиницу на Иссык-Куле. Китайские и индийские бизнесмены тоже хотели бы инвестировать ряд проектов. Почему бы нам не воспользоваться этим? Но тут они сталкиваются с затянувшимися сроками получения виз. На это уходит масса времени, и нам необходимо как можно быстрее вводить систему электронных виз.
Сейчас работа в этом направлении уже ведется. Госструктуры, которые отвечают за этот участок работы, обещают в конце осени первые результаты.
И конечно же, инвесторам необходимо иметь гарантии безопасности вложенных средств.
Важно также позаботиться и о безопасности сами гостей. Для этого необходимы не только реформа правоохранительных органов, которые из карательных органов превратились бы в охранников порядка. На мой взгляд, непозволительно долго затягивается введение в Киргизии проекта «Безопасный город». Ведь тендер давно прошел, есть победитель. Выиграла его российская компания. Причем совершенно справедливо, и я не понимаю, кому и зачем нужны были эти судебные тяжбы, которые сейчас идут. От этого пользы стране никакой.
Опубликовано в "Российской газете" 2 ноября 2016 года