В работе IV Кыргызско-российской межрегиональной конференции, обсуждавшей развитие межрегиональных связей в контексте евразийской интеграции, приняла участие большая и представительная делегация Российской Федерации. Организаторами конференции выступили Министерство экономики КР и Министерство экономического развития РФ.
В составе российской делегации в конференции участвовал Василий Савин, Партнер, руководитель направления по оказанию услуг предприятиям энергетики и ТЭК KPMG СНГ, руководитель отдела инвестиций и рынков капитала в Казахстане и Центральной Азии. Василий Савин является членом Совета Партнерства и Экспертного совета саморегулируемой межрегиональной ассоциации оценщиков (СМАО). Имеет большой опыт в проведении оценки бизнеса и активов крупных российских и международных компаний ТЭК. Среди клиентов Василия в области энергетики такие известные компании, как РАО «ЕЭС России», Газпром Энергохолдинг, крупнейшие сетевые и интегрированные компании РФ, Азербайджана, Казахстана, Украины, Грузии, Армении и других стран.
Василий Савин отвечает также за экспертизу отчетов об оценке, подготовленных для аудиторских клиентов KPMG в области энергетики.
В интервью для МДС Василий Савин поделился своими взглядами на состояние энергетического сектора Кыргызстана и возможностях сделать эту отрасль безубыточной.
- Василий Анатольевич, чем примечательна прошедшая конференция?
- Конференция обсудила широкий круг вопросов по различным отраслям экономики Кыргызстана, включая энергетический сектор, сельское хозяйство, транспорт и логистику, инфраструктуру, рынок труда и человеческих ресурсов – те вопросы, которые волнуют каждое государство Евразийского пространства. Выработка решений по этим вопросам актуальна всегда, но особенно важна для Кыргызстана сейчас, после вступления в ЕАЭС.
- Вы работали в секции по электроэнергетике, поскольку в KPMG руководите направлением по оказанию услуг в области электроэнергетики и ТЭК. О чем рассказали в своем выступлении?
- Прежде всего, о возможных способах финансирования энергетических проектов, таких, как государственно-частное партнерство, концессии, привлечение стратегического инвестора, переход на RAB регулирование. RAB (Regulatory Asset Base) — это регулируемая база инвестированного капитала, такая система, когда отдача на инвестируемый капитал с учетом требуемой среднеотраслевой нормы доходности привлекает инвесторов вкладывать деньги на долгосрочную перспективу. Это решает вопросы государства, которое позволяет это делать, и дает некую норму доходности. При этом государство не вкладывает своих денег дополнительно. Гарантированная доходность привлекает инвестора, поскольку он зарабатывает – может быть, не очень много, но низкие риски – низкая доходность.
- Насколько это реально в Кыргызстане?
- Вполне реально. Некоторые из этих механизмов могут быть внедрены точечно, чтобы решить какую-то серьезную проблему, можно привлечь инвестора, гарантируя ему отдачу капитала. То есть этот механизм может сначала распространяться не на весь энергетический сектор, а на какой-то конкретный случай. Если задать такой механизм, то в дальнейшем он может расширяться и решать все больше проблем с заменой устаревающих основных фондов энергетического сектора.
На нашей секции было очень много интересных выступлений, каждый говорил о проблемах, о перспективах, и я очень много почерпнул такого, что либо созвучно моему пониманию, либо это был новый взгляд на ситуацию.
- В Кыргызстане все предприятия энергосектора государственные, и привлекать инвестиции в них сложно. Что касается государственно-частного партнерства (ГЧП), то эта идея продвигается очень непросто.
- Как говорится, дорогу осилит идущий. Если ничего не делать, то точно будут проблемы. Если об этом задуматься раньше, чем произойдет коллапс системы, то есть шансы постепенно начать решать вопрос. В Кыргызстане очень важно решить вопрос тарифообразования – уйти от перекрестного субсидирования, в частности, между генерацией электроэнергии и тепловыми сетями, это большая проблема для компании «Электрические станции».
Очень важно закладывать в тариф справедливую амортизацию, а не ту балансовую амортизацию по изношенным активам, которая не позволяет обновлять основные средства. Мы обсуждали эти вопросы с Министерством энергетики КР, с «Электрическими станциями», с департаментом по управлению тарифами и естественными монополиями. Все осознают проблему, но для того, чтобы начать ее решать, нужно провести большую подготовительную работу, а именно – понять, сколько стоят основные фонды, какова потребность в капитальных вложениях, когда наступит период невозврата, чтобы успеть сыграть на опережение.
Но сначала нужно понять, каков спрос на электроэнергию. В электроэнергетике самое главное – это спрос. Если он есть, то и предложение должно подоспеть. Безусловно, новое строительство или реконструкция (модернизация старых мощностей) может привести к некоторым непопулярным мерам, в том числе к повышению тарифов. Но если не начать двигаться сейчас, то потом будем сидеть без света, а это еще хуже. Возврата нецивилизованного состояния никто не хочет, поверьте, ни один человек во всем мире.
- В Кыргызстане уже несколько раз пытались повышать тарифы, но это вызывало негативную реакцию населения.
- Да, мы знаем об этом, но здесь нужно вести параллельную работу с населением, объяснять, проводить информационную кампанию. Тарифы надо повысить, но «много или мало» – это понятия эмоциональные, не подверженные экономической логике. Нужно расчетным путем установить, какой требуется тариф, математически, на цифрах показать, а уже потом решать, как приходить к повышению – путем адресной поддержки населения, субсидий, сглаживания существенных скачков тарифов. При этом надо выходить на самофинансирование, потому что государство, конечно, может постоянно субсидировать эту отрасль, однако у него банально не хватает на это средств (и это видно по нарастанию физического износа). При этом, как мы знаем, в мире есть успешные примеры самофинансирования отраслей, привлечения инвесторов.
- Как это происходило в России?
- Россия, может быть, не самый лучший пример, потому что сказать, что энергетическая реформа там удалась, наверное, нельзя. Она была частично реализована, электрические сети перешли на RAB регулирование. Установлены хорошие тарифы для атомных электростанций, для гидроэлектростанций, которые работают в ценопринимании. У них нет топливной составляющей, и они в принципе живут неплохо. Но для тепловой генерации тарифы заморожены, и это может сильно расстраивать инвесторов, потому что в свое время они купили активы в несколько раз дороже, чем эти активы стоят сейчас.
На конференции я приводил пример Великобритании, где в 80-90-е годы была проведена приватизация регулируемых отраслей, появились механизмы ГЧП, концессии, разработана стратегия устойчивого развития целых отраслей и отдельных предприятий, и инвесторы пришли, они иногда просто в очереди стоят для того, чтобы поучаствовать в том или ином проекте.
Задача регулятора состоит в том, чтобы обеспечить безубыточность компаний. Он контролирует, чтобы компании «не зарывались», не получали слишком высокий тариф. Так же решается вопрос энергоэффективности, потому что регулятор оставляет часть сэкономленных расходов компании, которая внедряет эффективные меры экономии и снижения потерь. Ей оставляют часть сэкономленных расходов на несколько лет – как один из собственных источников развития. Основная часть экономии при этом идет на снижение тарифов. Это как раз та ситуация, когда выигрывают обе стороны.
За прошедший период в энергетический сектор Великобритании привлечено 500 млрд. фунтов стерлингов ($780 млрд.). В ближайшие пять лет планируется привлечь еще 100 млрд. фунтов стерлингов капиталовложений. И там не сомневаются, что инвесторы будут, потому что есть система и гарантии, есть уверенность в отдаче инвестированного капитала.
- Пример высокоразвитой Великобритании не очень убедителен для страны со слабой экономикой. Можно привести сравнение с более близкой экономикой?
- В Кыргызстане энергосистема убыточна, и она не развивается в достаточной степени. На мой взгляд, с точки зрения энергетического баланса Грузия больше всего схожа с Кыргызстаном. Потому что там большинство электрогенерации – это гидроэлектростанции. У них ситуация лучше, потому что спрос гарантирован со стороны соседней энергодефицитной Турции, где дефицит электроэнергии (как ожидают аналитики) достигнет в будущем 32 млрд киловатт-часов в год. И под это дело в Грузии находят инвестиции, разрабатывают стратегии, внедряют механизм ГЧП. Мы недавно встречались с министерством энергетики Грузии, и они сообщили, что у них планируется интенсивная инвестиционная программа строительства энергетических объектов проекты на 10 лет вперед.
Причем задача государства состоит в том, чтобы, например, самим построить какой-то объект и передать его в частные руки, чтобы потом эти деньги снова вложить в строительство и передать новый объект в оперирование компаниям, участвующим в ГЧП.
Мой совет – не нужно бояться принимать решения, которые способны реально изменить ситуацию в отрасли (конечно, делая это аккуратно, без нагнетания социального напряжения). Ведь если закрыть глаза, то паровоз мимо не проедет, если стоите на его пути. Надо открыть глаза и что-то делать. Может быть, для начала отойти в сторонку, а потом решать, куда двигаться дальше. Важно сделать первый шаг.
В конференции участвовали представители министерств энергетики Кыргызстана и России, и все участники были позитивны в том, что у энергетики Кыргызстана перспективы есть. Конечно, есть и проблемы, но их надо решать в рамках Евразийского пространства с учетом интересов и энергетического баланса разных стран.
- Среди участников российской делегации были представители "РусГидро" и "Интер РАО". Как будет развиваться сотрудничество Кыргызстана с РФ в области энергетики?
- Для развития энергетического сектора Кыргызстана при финансовой поддержке России начато строительство Верхненарынского каскада ГЭС и подготовка к строительству Камбар-Атинской ГЭС-1. Представитель «Интер-РАО» подтвердил, что компания свою часть обязательств по строительству выполнила, дело за выделением земельного участка. Проекту, конечно, быть, и у российской стороны есть варианты решения и механизмы выполнения этой задачи.
Итогом конференции стало подписание семи меморандумов, в том числе и по энергетике, а также итоговая резолюция, все они нацелены на укрепление межрегионального сотрудничества двух стран.