Аналитика / Статьи /
Таможенный союз: практика, проблемы и пути их решений

Лидия Савина, МДС
10 августа 2013

МДС принял участие в работе круглого стола на тему «Таможенный союз: практика, проблемы и пути их решений», который состоялся 12 июля в Астане. Во встрече участвовали представители бизнес-ассоциаций, экономисты, эксперты из экспедиторских, брокерских, логистических и грузоперевозочных компаний, участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД), владельцы складов, а также представители государственных органов. Круглый стол был организован Региональным проектом USAID по либерализации торговли и таможенной реформе и Ассоциацией «Казахстанский союз таможенных декларантов».

Участники поделились опытом работы в Таможенном союзе, рассказали о проблемах, связанных с новыми правилами и условиями, а также предложили пути преодоления возникающих трудностей.

Таможенный союз функционирует уже более полутора лет, однако до сих пор ведутся дискуссии по поводу влияния Таможенного союза на бизнес и экономику в целом. Участники встречи признали, что очень сложно оценить весь комплекс эффектов, которые несет ТС.

Таможенный союз должен стать эффективным механизмом защиты внутреннего рынка стран-участниц. С формированием ТС значительно возрос уровень тарифной защиты для Казахстана.

При этом то, что стало благом для одних отраслей экономики, негативно сказывается на других, тех, что являются потребителями продукции и услуг первых, а также импортируют комплектующие и сырье из стран, не входящих в Таможенный союз. Для остального населения, т.е. для потребителей, возросший уровень тарифной защиты отразился прежде всего на росте цен и ограничении ассортимента. Поэтому участники круглого стола отметили, что в условиях функционирования Таможенного союза для Казахстана особое значение приобретают проведение адекватной экономической политики, поддержка предприятий малого и среднего бизнеса, а также тесное сотрудничество государства и бизнеса при решении возникающих проблем.

Участники круглого стола подчеркнули, что сохраняются различные нестыковки и пробелы в действующем законодательстве, в результате чего возникают сложности при реализации ранее заключенных бизнес-договоров. В сфере налогообложения пока еще не решен целый комплекс проблем, и одной из главных является двойное налогообложение железнодорожных перевозок при экспорте в Россию (платится НДС в 12% при экспорте в Казахстан и 18% - в Россию), что значительно удорожает экспорт, делает казахстанскую продукцию неконкурентоспособной по цене.

Конкуренция

Казахстан, имеющий торгово-экономические взаимоотношения практически со всеми государствами мира (192 страны из 202), в последние годы становится зоной растущей международной конкуренции, что естественно в условиях глобализации. Мировая экономика, динамично разрастаясь, постоянно находится в поиске оптимальных путей развития как для потребителей, так и производителей. Предприниматели, бизнесмены всех стран добиваются снятия барьеров и препятствий на пути движения своих товаров, особенно на внешние рынки. Требования к уровню открытости национальных экономик значительно возросли. Именно поэтому подписание соглашения по созданию Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России стало новым этапом интеграционного процесса с хорошей перспективой и большим потенциалом жизнеспособности. Что же касается проблем, возникающих в связи с ТС, то их можно и нужно решать.

Проблемы и предложения

Участники встречи озвучили ряд проблем, которые необходимо решить в ближайшем будущем.

Правительствам стран – участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства следует упростить процедуры сертификации товаров, произведенных на территории одной и экспортируемых на территорию другой страны ТС.

Актуальная проблема в Таможенном союзе – повторная сертификация казахстанских товаров. Если товар не входит в единый перечень товаров по обязательной сертификации, то он получает сертификацию соответствия в Казахстане. После чего в России импортеры должны вновь получить сертификат соответствия на этот же товар, в противном случае товар не будет разрешен к продаже.

Еще одной проблемой является разрешительный порядок ввоза продукции для предприятий обрабатывающей промышленности. Если сырье ввозится на территорию Казахстана из стран ТС, то оно ввозится со своим сертификатом соответствия. Но на территории Казахстана это сырье снова нужно сертифицировать. После чего продукцию, сделанную из этого сырья, необходимо снова сертифицировать. Таким образом, получается двойная, а иногда и тройная сертификация.

Кроме того, существует проблема при оформлении сертификата происхождения на каждую партию товара. До сих пор сохраняется практика, когда экспортеры, поставляя один и тот же товар нескольким заказчикам, каждый раз оформляют сертификат. Например, если товар поставляется пятнадцати поставщикам, то нужно и оформить пятнадцать сертификатов.

По мнению участников, необходимо провести процедуры оптимизации и улучшить условия для сотрудничества между странами Таможенного союза. На межправительственном уровне нужно создать более оптимальный механизм сертифицирования, потому что изначально Таможенный союз – это не создание преград, а создание условий для взаимодействия бизнес-структур.

В рамках Таможенного союза существует комплекс проблем в налоговой сфере.

Например, когда казахстанские экспортеры поставляют товар в страны ТС, то подтверждением экспорта товара перед налоговыми органами Казахстана является подтверждение уплаты НДС импортерами. А экспортеры Казахстана не имеют каких-либо рычагов воздействия на российских импортеров, и это накладывает определенные дополнительные обязательства на казахских товаропроизводителей.

Другая проблема заключается в признании даты совершения импорта. В соответствии с установленными нормативно-правовыми условиями дата совершения импорта – это дата пересечения границ. Товаропроизводители считают, что этот пункт необходимо оптимизировать. Например, признать датой совершения импорта дату оприходывания на складе, потому что документы, которые выдаются при пересечении границы, предоставляются транспортным компаниям, а экспортеры не имеют этих документов на руках. Поэтому оптимизировать механизм экспортно-импортных поставок.

Особой проблемой является налогообложение железнодорожных перевозок по территории Российской Федерации. Российские железные дороги облагают перевозки для казахстанских товаропроизводителей НДС в размере 18 процентов, поэтому казахстанские бизнесмены сегодня платят практически 30 процентов НДС: 18 – российский НДС плюс 12 процентов – казахстанский НДС. Естественно, это сказывается на росте цен на товары, поэтому те договоренности, которые были достигнуты на межгосударственном уровне по созданию условий для свободного движения товаров и услуг, на деле должны выполняться.

Получается, что перечисленные административные издержки становятся причиной удорожания продукции казахстанских участников внешнеэкономической деятельности, как импортеров, так и экспортеров.

Малый и средний бизнес Казахстана сегодня испытывает серьезные проблемы, о чем свидетельствуют статистические данные - доля МСБ составляет менее 20 процентов в ВВП.

В рамках Таможенного союза в Казахстане необходимо создать специальный орган по регулированию деятельности малого и среднего бизнеса. Главными задачами данного органа должно стать решение вопросов по устранению административных барьеров для развития МСБ, созданию условий для повышения его конкурентоспособности и адаптации к новым экономическим условиям - функционирования Таможенного союза и формирования Единого экономического пространства с 2012 года.

Нормативные документы

Одной из основных проблем для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в работе Таможенного союза стало отсутствие разъяснений по нормативным документам. К тому же многие документы выкладываются на сайт Комиссии Таможенного союза с опозданием, что ставит казахстанских бизнесменов в невыгодное положение. Эксперты считают, что решения по Таможенному союзу все еще усложняют процедуры торговли и делают их затратными.

Разные департаменты Комитета таможенного контроля Минфина РК выпускают разные решения, касающиеся одной и то же ситуации. Нет однозначных толкований нормативных документов, что создает благоприятные условия для коррупции.

Эксперты также отметили проблему внедрения информационных технологий в таможенных органах. В частности, приемная программа, с помощью которой инспекторы принимают в электронном виде таможенные документы, не соответствует правилам декларирования, изданным Таможенным комитетом. В результате информационные системы Таможенного комитета не принимают декларации участников ВЭД. На решение подобных вопросов уходит от двух до трех недель, и все это время товар простаивает на границе и портится.

Участники отметили, что никто не возмещает бизнесменам затраты. Необходимо отрабатывать все проблемы, дать разъяснения, научить правильно заполнять электронные декларации.

Администрирование экспортно-импортных операций с государствами Таможенного союза и третьими странами стало одним из факторов роста потребительских цен, отметили участники.

По данным Агентства по исследованию рентабельности инвестиций, никто пока ни в Правительстве, ни в правительственных центрах не просчитывает потери казахстанского бизнеса и потребителей с началом действия Таможенного союза. Тем временем цены на жизненно необходимые продукты питания, так же как и другие товары из соседних стран, даже завезенные из России и Беларуси, на рынках Казахстана растут еженедельно минимум на 10%.

Многих проблем можно было бы избежать, создав совещательный орган из представителей различных общественных объединений и независимых отраслевых и других бизнес-ассоциаций при Комиссии Таможенного союза. Существует международная практика нормотворчества - ОРВ (оценка регулятивного воздействия), когда специальный государственный орган обязан полностью рассчитать экономический эффект от планируемых изменений в законодательстве страны, что значительно уменьшает потери общества от возможных нововведений. Следует применить данный опыт в рамках Таможенного союза.

Аграрный сектор

Одним из главных аргументов в пользу вступления Казахстана в Таможенный союз (ТС) эксперты называли возможность страны реализовать свой аграрной потенциал. Членство в Таможенном союзе автоматически не привело к резкому росту производительности в аграрном секторе Казахстана. Основные негативные тенденции последних лет в этой сфере пока не преодолены. Наоборот, в прошлом году в стране значительно сократилось производство растениеводческой продукции.

Как же влияло на данные тенденции членство Казахстана в ТС? Эксперты считают, что анализировать перспективное влияние ТС на казахстанский аграрный сектор необходимо с учетом предстоящего вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Здесь сохраняется немало нерешенных вопросов, но еще есть время подготовиться.

В июле 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон о ратификации соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства в странах Таможенного союза (ТС). Документом ограничивается объем государственной поддержки АПК в странах ТС, который не может превышать 10% валовой стоимости произведенных сельхозтоваров. Для Белоруссии устанавливается переходный период до 2016 года, в течение которого белорусские власти обязаны снижать объем господдержки сельского хозяйства ежегодно на 1-2 %.

Согласно достигнутым договоренностям, участники ТС будут предоставлять информацию о планируемых в очередном году программах господдержки всем участникам ТС. В случае изменения бюджетов страны-участницы должны информировать друг друга не позднее, чем за 20 дней до вступления изменений. При нарушении данного обязательства государство должно выплатить компенсацию другим участникам ТС.

За исполнением достигнутых договоренностей будет следить Комиссия Таможенного союза (КТС). В случае присоединения одной из стран-участниц к Всемирной торговой организации (ВТО) уровень мер устанавливается в пределах обязательств этого государства перед ВТО.

ВТО

Казахстан рассчитывает завершить переговоры по вступлению во Всемирную торговую организацию до конца 2012 года, сообщила министр по делам экономической интеграции страны Жанар Айтжанова.

Республика Казахстан и Российская Федерация будут вступать отдельно, как суверенные страны. Но так как обе страны входят в Таможенный союз, то отдельные вопросы таможенной политики уже являются едиными, и по этим вопросам две страны гармонизируют вступление, объяснила министр.

В начале текущего года правительство Казахстана заявило, что ускоренное вступление страны в ВТО станет одним из приоритетов в 2011 году, и прогнозировало завершить процесс в первой половине 2012.

В июне 2009 года главы правительств стран Таможенного союза — России, Казахстана и Белоруссии — решили уведомить ВТО о вступлении в организацию в качестве единой таможенной территории. Все три страны приостановили тогда двусторонние переговоры о присоединении к организации на время проведения консультаций по формированию единой позиции Таможенного союза. Однако в октябре 2009 года было объявлено, что Россия, Казахстан и Белоруссия возобновят переговоры о присоединении к ВТО по отдельности, но на согласованных позициях.

Правила ВТО ограничивают государственную поддержку аграрного сектора - до 10% от стоимости валовой продукции сельского хозяйства для развивающихся стран и 5% - для развитых стран. В Беларуси она составляет 18%, в России порядка 8%, в Казахстане около 3%. В Таможенном союзе был подготовлен проект вывода государственной поддержки на уровень 10%. Следовательно, Казахстан и Россия должны будут поднять уровень господдержки, а Беларусь несколько снизить. В Беларуси это вряд ли вызовет проблемы в агросекторе, которой достаточно обеспечен техникой и удобрениями.

ВТО, как известно, кроме объемов господдержки, жестко регулирует и ее направления. Но здесь есть нюансы, которые Казахстан мог бы использовать в своих интересах. Так, согласно правилам ВТО, не лимитируются расходы в рамках так называемой «зеленой корзины» ВТО: через нее государственные инвестиции могут идти в развитие инфраструктуры аграрных регионов в любом объеме и на любые направления. Это может быть строительство хранилищ, дорог, развитие коммуникаций, лишь бы все это заканчивалось «у ворот» фермерского хозяйства. И для Казахстана это скорее плюс, отмечают эксперты, ведь именно социальная и техническая инфраструктура на селе здесь недостаточно развита.

ВТО также жестко регулирует внешнюю торговлю. Чтобы страна могла в этих условиях успешно применять антидемпинговые меры и вводить компенсационные пошлины, необходимо пройти определенную процедуру: не менее 25% товаропроизводителей должны доказать, что конкретный импортный товар наносит им ущерб. Если это будет доказано, то для того, чтобы сравнять цены на этот товар на внутреннем и внешнем рынке, можно будет применить компенсационные пошлины.

Однако это будет сделать непросто в силу отсутствия подобного организационного опыта и разрозненности товаропроизводителей. Поэтому усилия по подготовке к возможно менее болезненному вступлению в ВТО надо принимать не только госструктурам, но и бизнес ассоциациям, которые должны постоянно и тщательно отслеживать ситуацию на внешнем и внутреннем рынках, а также работать над консолидацией всех товаропроизводителей.

Преимущества Таможенного союза

Таможенный союз создает максимально выгодные условия для ведения бизнеса, считает министр экономического развития и торговли Республики Казахстан Кайрат Келимбетов. Это отсутствие таможенных границ, единый таможенный тариф. Эффективность Таможенного союза и ЕЭП станет очевидной, когда страны почувствуют большой синергетический эффект.

Страна получила доступ к рынку, объединяющему 170 млн. человек. Если сравнить с предыдущими возможностями по отношению к России, то рынок вырос почти больше чем на 20 процентов. С учетом того, что интеграционные процессы будут в дальнейшем развиваться, будет расти и рынок. И это тоже большая возможность для компаний формировать свои бизнес-стратегии в отношении этого пространства.

Эффективность интеграции - это если компании получат доступ к железнодорожной инфраструктуре по внутренним ценам соседей. Если будет равный доступ и равные тарифы к нефтяной или газовой трубе, что тоже чувствительный вопрос для естественных монополий и в РФ, и в Казахстане. Только первый год, 2010 год, показал, что экспорт в Россию из Казахстана вырос на 30%, в Белоруссию на 50%. В целом, наблюдается тенденция к переориентации казахстанских экспортеров и импортеров с третьих стран на страны Таможенного Союза. В дальнейшем эта тенденция усилится.

Товарооборот Казахстана в рамках ТС

Экспорт Казахстана в Россию и Белоруссию за первый год существования Таможенного союза (с июля 2010 года по июнь 2011 года) составил $7 млрд., это самый высокий показатель по объемам экспорта в эти страны за последний пятилетний период, сообщила пресс-служба Национального агентства по экспорту и инвестициям (KAZNEX INVEST). До этого максимальный экспорт отмечался в 2008 году, когда объем поставок в Россию и Белоруссию составлял $6,4 млрд.

За год в Таможенном союзе вырос и товарооборот Казахстана со странами ТС, достигнув

21,7 млрд. По отношению к годовому периоду до создания ТС рост составил 43%. Товарооборот показательного 2008 года составлял $20,5 млрд.

Самый высокий прирост экспорта обработанных товаров отмечен в страны ТС (45,3%), в том время как доли других стран сокращаются. Положительным влиянием ТС является и то, что Казахстан экспортирует в страны ТС обработанную продукцию более быстрыми темпами, чем импортирует оттуда: 45,3% против 42,8%.

Наибольший удельный вес в экспорте в Россию и Белоруссию занимают минеральные продукты – 58% ($4 млрд.). Это уголь, руды и железные, хромовые, медные концентраты; нефтепродукты и нефтяные газы. На втором месте – металлы и изделия из них (прокат, ферросплавы, трубы, алюминий, медь, цинк, свинец) - 28% (1,9 миллиарда долларов). Доля продуктов химической отрасли равна 9% ($618 млн.). Кроме того, Казахстан экспортирует в ТС машины и оборудование. Экспорт потребительских товаров из Казахстана в страны ТС вырос в 3 раза – с $63 млн. до 254 млн.

В 2011 году товарооборот стран Таможенного союза превысит $100 млрд., сообщил министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко. В 2009 году совокупный товарооборот на три страны был $73 млрд., в прошлом году - $88 млрд.

ТС приближается к следующей важной дате - 1 января 2012 года, когда целый пакет уже подписанных и ратифицированных соглашений по Единому экономическому пространству вступит в силу.

С момента вступления в полную силу Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси первоначальные негативные тенденции стали сменяться позитивными перспективами.

Так, возрос приток российских инвестиций в Казахстан. В разных отраслях отечественной экономики активно создаются совместные казахстанско-российские предприятия благодаря тому, что в Казахстане более привлекательные условия ведения бизнеса по сравнению с северным соседом.

В условиях ужесточения конкуренции Казахстан сможет в ближайшее время извлечь серьезную выгоду из подобной экономической интеграции путем формирования современного производства, повышения качества товаров и услуг и масштабного внедрения новых технологий.

По материалам круглого стола и информационного бюллетеня Silk Way.