После скачка в развитии отрасли начнется резкий спад, и если не принять меры, он может стать катастрофическим
В Кыргызстане разработан проект Среднесрочной и долгосрочной стратегии развития горнодобывающей промышленности Кыргызской Республики до 2052 года. Стратегия подготовлена по заказу Министерства экономики КР консорциумом экспертов при технической поддержке проекта USAID РЕФОРМА. О целях стратегии, ее особенностях рассказывает редактор стратегии и руководитель консорциума, член правления Кыргызской горной ассоциации, кандидат геолого-минеральных наук Валентин БОГДЕЦКИЙ.
Прежде всего, эта стратегия радикально отличается от всех предыдущих подобных разработок. Сам подход написания стратегии совершенно нестандартный, новый - эконометрический, он основан на численных методах. Ранее стратегии были основаны на вскрытии причин, диагностике и каких-то выводах, изменениях, «латании дыр».
Мы же применили самые современные методы стратегирования – определение возможностей отрасли. А так как минерально-сырьевой потенциал Кыргызстана известен, то существует возможность подсчитать, создать финансово-экономические модели - сколько месторождение будет жить, сколько давать денег, сколько создаст рабочих мест.
Меня часто спрашивают, почему стратегия рассчитана до 2052 года? Когда мы просчитали финансовые модели практически по всем сколько-нибудь значительным месторождениям, получилось, что у нас есть группа золотых очень короткоживущих месторождений. Есть месторождения, которые будут осваиваться потом, в будущем, и они долгоживущие. Вот тогда у нас естественным образом и появился 2052 год, мы его не задавали специально.
Главное в этих расчетах - мы выяснили тренд, путь, по которому будет развиваться горнодобывающая промышленность, но с точки зрения ее возможностей, если все выданные лицензии будут реализованы. Для реализации стратегии нужно привлечь $8 млрд. инвестиций.
Мы определили, что максимум развития может произойти к 2018-2020 годам, и в этот период в распоряжении правительства появятся очень большие деньги. Но это будет очень короткий срок, около 5-6 лет. Потом начнется резкий спад, и если его не предвидеть и не принимать меры, то он может оказаться катастрофическим для горнодобывающей отрасли.
Поэтому правительству нужно правильно распорядиться этими крупными суммами. Мы рекомендуем создать резервный фонд, чтобы на случай падения доходов можно было использовать этот фонд.
Резкий рост доходов мы не рекомендуем использовать на социальные нужды, потому что назад эти деньги не вернутся. Если будут повышены зарплаты, пенсии и прочее, то когда не станет этих денег, понижать расходы на социальные нужды будет намного сложнее.
Что касается отношений инвесторов с местным населением, то в прошлые годы было допущено немало ошибок. По существу мнение местного населения игнорировалось при распределении лицензий и постановке работ. Но в Декларации ООН о правах коренных народов (Статья 32) прописано: «Государства добросовестно консультируются и сотрудничают с соответствующими коренными народами через их представительные институты с целью заручиться их свободным и осознанным согласием до утверждения любого проекта, затрагивающего их земли или территории и другие ресурсы, особенно в связи с освоением, использованием или разработкой полезных ископаемых, водных или других ресурсов».
Правительство первоначально вообще отрицало необходимость вмешательства государства в проблемы с местным населением в связи с разведкой и разработкой месторождений, утверждая, что компании должны сами этим заниматься. Может быть, в какой-то степени это и так, но когда протесты приобретают массовый, системный характер, то это уже вопрос правительства. Как правило, у нас привыкли «гасить пожары» - когда возникает критическая ситуация, то на место мчатся и премьер, и вице-премьеры, министры, пытаясь погасить очаги недовольства. Это неконструктивный подход. Нужен постоянный и упорный труд по продвижению горных проектов, потому что это большой потенциальный экономический источник.
С населением нужно работать постоянно, чтобы не возникало таких диких выводов, что, мол, геологи скважину пробурили, и в селе двухголовые телята стали рождаться. Нужно значительно усилить просветительскую деятельность - собирать на семинары школьных учителей, местную администрацию, и честно рассказывать, что опасно для населения при горной деятельности, а что не несет никакой опасности.
В стратегии мы рекомендовали ввести раздел «горнодобывающая деятельность» в учебник по экономической географии, чтобы рассказать о полезности и угрозах. Но пока мы не нашли поддержки у Министерства образования, которое считает, что усилится и без того большая учебная нагрузка на школьников.
Мы рекомендовали также подключить государственное телевидение, газеты, чтобы они регулярно, может быть, даже назойливо вели разъяснительную работу о горнодобывающей деятельности.
Сейчас наша группа при поддержке ЮСАИД ездит по районам и разъясняет положения стратегии местному населению. Готовится брошюра на кыргызском языке, хорошо иллюстрированная и написанная простым, доступным языком.
Мне как-то показали книжки-раскраски для детей раннего возраста, американскую и канадскую. У нас продают такие раскраски, но с бабочками, цветочками да героями мультиков, а в этих книжках показано, как геологи находят месторождения, как строятся предприятия. С ранних лет дети впитывают понимание того, что горная деятельность – это часть их жизни. Хотелось бы организовать такие выпуски и у нас. Понимаю, что это не просто, ведь эту, казалось бы, простенькую книжку нужно сделать так, чтобы заинтересовать ребенка, донести до него непростую информацию. А копировать зарубежные книжки не имеет смысла, у нас по-другому «мозги поставлены».
Самое главное, что ввел директор Государственного агентства по геологии, - конкурсы и аукционы он начинает с того, что сначала едет на месторождение и согласовывает условия с местным населением, и аукционы проводит там. Население не только присутствует на аукционах, но и разрабатывает условия для победителя, и все проходит успешно. Может быть, получают не те деньги, на которые рассчитывали, но получают и пока спокойно работают.
Правильно, что начинают с мелких месторождений, ведь важны положительные примеры. Теперь, по крайней мере, со слов директора агентства, местное население почувствовало, что к ним в местные администрации пошли деньги, и есть на что социальные объекты улучшать. Они образуют региональные фонды, и при этих фондах работают наблюдательные советы.
Стратегия, которую мы разработали, ориентирована на то, чтобы природные богатства Кыргызстана стали надежным достоянием нынешнего и будущих поколений. Но это будет возможно лишь при условии долгосрочного, социально и экологически ответственного подхода к развитию горнодобывающей промышленности и управления ею.