В мероприятии, прошедшем 26 июля, приняли участие международные эксперты, представители профильных государственных органов и бизнес-сообщества страны.
12 июня ряд депутатов внесли проект закона «Об отходах производства и потребления» на рассмотрение в Жогорку Кенеш КР. 15 июня законопроект приняли в первом чтении, а уже 29 июня — сразу во втором и третьем чтениях. Законопроектом вводятся новые платежи (утилизационный сбор) и такие институты как оператор по утилизационному сбору, вводятся новые понятия в целях упорядочения правового регулирования в сфере сбора, хранения, транспортирования, переработки, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления товаров.
Законопроектом «Об ограничении оборота пакетов из полимерной пленки на территории Кыргызской Республики», который также 29 июня принят ЖК в третьем чтении, предлагается ограничить в стране оборот пакетов из полимерной пленки. Инициатива актуальная, ведь уже во многих странах мира введены ограничения на оборот пластиковых пакетов. Однако в список ограничений, предусмотренных законопроектом, попали также такие виды пластиковой продукции как одноразовая посуда, одноразовая упаковка для еды, бутылки из полиэтилентерефталата (ПЭТ), одноразовая упаковка для яиц, капсулы от кофе, сумка-сетка для продуктов и многое другое.
Бизнес-сообщество отмечало крайнюю поспешность процесса принятия этих законопроектов без проведения соответствующих секторальных обсуждений (в частности, таких сфер как медицина, недропользование, сельское хозяйство, текстильное производство) с участием бизнеса, органов местного самоуправления, экспертов в сфере обращения с отходами и защиты окружающей среды.
«Новая редакция закона об отходах производства и потребления принята поспешно, важные комментарии бизнеса не учтены уполномоченным органом», — сообщила Ольга Медоева, консультант по вопросам экологии.
«Законопроектом не охвачены такие виды отходов как медицинские, электротехнические, радиационные, озоноразрушающие, отходы сельского хозяйства, текстильной промышленности и т.д. Это одни из самых опасных отходов, хотя и составляют довольно низкий процент от общего количества», — объяснила Ольга Медоева.
Используя опыт соседних стран, в проекте Закона «Об отходах производства и потребления» необходимо предусмотреть механизмы и меры экономического стимулирования, к примеру, льготы для компаний за использование вторичного сырья и снижения отходов.
О важности обсуждаемых вопросов рассказали международные эксперты — Максим Новиков, президент Союза производителей соков, воды и напитков Евразии (Союзнапитки Евразия), эксперты Российского союза химиков, которые на приехали на мероприятие. Интересные комментарии представила онлайн исполнительный директор Ассоциации РусПЭК (РФ) Любовь Меланевская.
«Союзнапитки Евразия разделяет идею о необходимости повышения уровня экологичности в потребительском секторе. Важно развивать проекты, направленные на заботу об окружающей среде на пространстве ЕАЭС, — сообщил Максим Новиков. — Вместе с тем эта работа должна вестись поступательно и координироваться с бизнесом и потребительским сообществом, чтобы избежать серьезных социально-экономических рисков».
Напомним, практически все безалкогольные напитки, молочную продукцию, растительные масла разливают в ПЭТ-бутылки, и найти им замену будет проблематично. В Кыргызстане пока нет производств достаточной мощности по выпуску альтернативной тары — к примеру, стеклянной.
Принятие этого закона отразится на каждом потребителе и многих производителях. Запрет на использование пластиковой продукции и упаковки также вызовет риски для пищевой безопасности продукции, так как для некоторых продуктов питания пока не существует альтернатив упаковки при соблюдении санитарно-технических норм. Подорожает продукция, потому что замена упаковки вызовет дополнительные расходы, в том числе поиск сырья для упаковочного материала.
Такой вид упаковки напитков, как ПЭТ-бутылки, широко распространен на рынке Евразии. По мнению международных экспертов, это один из самых экологичных видов упаковки, ее можно многократно перерабатывать и тем самым снижать углеродный след. Производство ПЭТ соответствует существующим положениям международных экологических документов, в частности, реализации решений, указанных в Рамочной конвенции ООН по вопросам изменения климата.
Существуют трудно перерабатываемые виды товаров и упаковки, и они тоже попадают под запрет в случае принятия законопроекта.
«Перед запретом следует проанализировать наличие альтернатив и сделать экономический анализ, чтобы не вызвать коллапс в отраслях, в том числе социально значимых, которые не смогут перестроить бизнес-процессы», — рекомендует Любовь Меланевская.
Следует учитывать также, что большинство товаров в ПЭТ-упаковке ввозится в Кыргызстан как из стран ЕАЭС, так и из третьих стран, которые не планируют отказываться от использования ПЭТ, а, наоборот, увеличивают его производство. Поэтому принятие закона об ограничении оборота пакетов из полимерной пленки «может расцениваться как создание торгового барьера на пространстве Евразийского экономического союза», заключил Максим Новиков.
Пластиковая бутылка не только гораздо удобнее, чем стекло, но и безопаснее, подчеркнули эксперты. Стекло также имеет особенности переработки, может служить источником опасности (возгорания, травм, порезов и т.д.). Стоит учесть, что невозможно выпускать пластиковые и стеклянные бутылки на одной линии. Следовательно, в случае перехода на другой вид упаковки возникнет необходимость перестраивать производственные линии.
Важно учесть, что при массовой замене ПЭТ-бутылки на государственном уровне возрастет уровень возврата в торговых сетях. Внедрение подобного ограничения негативно скажется на деятельности предприятий, поскольку производственные линии изначально проектируются под конкретный вид упаковки.
«Таким образом, предлагаемый законопроект приведет к ситуации, при которой пищевые производства будут вынуждены значительно сокращать объемы выпуска готовой продукции, а также повышать цены на продукцию, выпускаемую в других упаковочных решениях. Ухудшение положения бизнеса, вызванное ростом регуляторной нагрузки, может привести к потере населением рабочих мест и значительным выпадениям из бюджета», — заключил Максим Новиков.
Союзнапитки Евразия предлагает исключить положение о запрете ПЭТ на территории Кыргызстана и поддержать инициативы бизнеса, направленные на увеличение собираемости и повторного вовлечения ПЭТ-упаковки в производство.
В стране начался процесс проведения правовых реформ по обращению с отходами. Однако, по мнению экспертов, принятые законы и нормативные акты охватывают лишь отдельные узкие направления системы обращения с отходами.
«Эффективная система может быть создана только при разработке единого подхода к обращению с отходами, включая ответственное производство и потребление, раздельный сбор, транспортировку, переработку и вторичное использование, экологическое воспитание и просвещение и многое другое», — сообщала Асель Арстанбекова, управляющий директор ESG Central Asia, председатель ESG-комитета МДС.
По данным WasteNet.kg, Деловой сети по управлению отходами в КР, основным видом перерабатываемых отходов в Кыргызстане являются пластиковые отходы (ПЭТ и другие). Членами WasteNet.kg являются более 80 предприятий сектора сбора и переработки отходов во всех регионах республики. Они перерабатывают в год около 500-800 тонн пластика, который, соответственно, не попадает на свалки.
Из переработанных ПЭТ-бутылок изготавливают тару хозяйственного назначения, решетки и сетки для легких ограждений; упаковочные ленты и шпагат, трубы канализации и шланги, ведра, канистры, бочки, упаковочную пленку, мешки для мусора и многое другое.
Переработка пластиковых отходов — выгодный бизнес благодаря низкой стоимости и доступности сырья, высокой востребованности конечного продукта.
«Для развития этого сектора необходима государственная поддержка. Корректировка законодательства позволит облегчить процесс легализации предприятий и подготовку экологических документов, что в настоящее время затруднено в связи с несовершенством и разночтениями в НПА», — считает глава ESG Central Asia.
Важно заинтересовать население в раздельном сборе отходов, используя опыт европейских стран. Например, предусмотреть возможность уменьшать платежи за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) в случае если граждане разделяют отходы.
«Интерес формируется, когда граждане платят за вывоз ТКО по факту: чем больше разделят, тем меньше заплатят», — сообщила эксперт Любовь Меланевская.