1. Определить перечень наиболее пострадавших в результате кризиса отраслей экономики / видов предпринимательской деятельности и количество предприятий, нуждающихся в поддержке, в каждой из этих сфер, с указанием объемов и характера необходимой помощи.
Обоснование: Для определения мер поддержки в первую очередь нужно знать точные, насколько это возможно, масштабы проблемы. На сегодняшний день у бизнеса и общества нет целостного представления о масштабах кризиса в экономике страны. Необходимо подсчитать ущерб бизнеса за первый квартал 2020 г. и прогнозные данные на оставшийся период года и следующий год. Пока нет целостной картины, бизнес-сообществу, зарубежным партнерам и всем, кто хочет помочь экономике, сложно мобилизовать ресурсы и начать восстанавливать экономику. Бизнес-ассоциации проводят собственные подсчеты среди своих членов, но это охватывает лишь малую часть бизнеса. Целостную картину может дать только государство.
При нехватке информации возможны дублирование, неэффективное использование ресурсов и бездействие.
2. Принять меры по содействию обеспечения непрерывности хозяйственных цепочек и технологических связей предпринимателей (связь всей цепочки от поставщика сырья / комплектующих до конечного потребителя);
3. Разработать электронную, адаптированную под текущую ситуацию платформу для содействия занятости, обеспечивающую постоянную связь работников и работодателей, определение емкости рынка труда и наличия необходимых кадров;
4. Провести анализ для прогнозирования предпочтений потребителей в посткарантинный / посткризисный период, разработать меры / рекомендации по адаптации бизнеса к новым экономическим условиям и международной торговле;
5. Своевременно предоставить бизнес-сообществу и общественности информацию о планах возобновления деятельности предприятий после полного / частичного снятия ограничительных мер и четкие рекомендации о порядке возобновления такой деятельности. Бизнесу необходимо заблаговременно знать примерные перспективы и график возобновления той или иной сферы бизнеса и планировать свою деятельность соответственно – это позволит сэкономить время на подготовку и восстановить активность в более сжатые сроки.
6. Предоставить общественности развернутую информацию о текущем ходе сокращения численности государственного аппарата и о дальнейших планах такого сокращения расходов;
7. Определить общие положения дистанционной работы в трудовом законодательстве с учётом особенностей удаленной работы: электронный документооборот в упрощённом порядке, исключение неприменимых обязанностей по обеспечению охраны труда и др.
8. Принять меры по кардинальному сокращению излишнего государственного регулирования предпринимательской деятельности и излишних государственных функций, в том числе в части количества административных процедур. Конкретные рекомендации по улучшению регулирования изложены в многочисленных отчетах международных организаций.
9. Законодательно закрепить освобождение от обязательства проведения общих собраний акционерных обществ в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы / на период введения государством ограничительных мер.
10. Рассмотреть возможность оперативного предоставления безвозмездной помощи наиболее пострадавшим от кризиса представителям микро-, малого и среднего бизнеса во избежание банкротства этих предприятий и в целях оказания помощи их сотрудникам, оказавшимся в тяжелом положении.
При невозможности выделения безвозмездной помощи – предоставлять ее на беспроцентной основе и на срок более 3-х лет.
Обоснование: льготное кредитование, о котором идет речь в сообщениях Правительства, порождает целый ряд сомнений:
(1) не ясны точная эффективная процентная ставка, наличие требований о залоге и сроки кредитования, при недостаточно низкой ставке эти кредиты могут не достичь своих целей и возникнет риск невыплаты этих кредитов;
(2) в среднем у коммерческих банков уходит около 5% от выдаваемой суммы на администрирование кредита – это значит, что по меньшей мере 5% средств будет уходить на обслуживание льготных кредитов, то есть конечная ставка будет не ниже 5%;
(3) значительная часть предпринимателей может использовать кредиты на покрытие предыдущих кредитов;
(4) законодательство предусматривает длительную процедуру выдачи этих кредитов и сопутствующую бюрократию, в то время как бизнесу нужно работать;
(5) не ясна эффективность предыдущих государственных программ льготного кредитования. В частности, в адрес бизнес-ассоциаций поступает множество обращений о нецелевом использовании и неэффективности госпрограммы «Финансирование сельского хозяйства», на которую ежегодно выделяются миллиарды сомов из госбюджета.
По этим и другим причинам в мировой практике в текущей эпидемиологической ситуации широко применяется механизм безвозмездной оперативной помощи МСБ в онлайн-режиме и безналичным путем.
11. Рассмотреть возможность освобождения от уплаты налогов (предоставление налоговых каникул) для микро- и малого бизнеса / для наиболее пострадавших видов предпринимательской деятельности на срок от 3 до 6 месяцев;
12. Временно пересмотреть ставку НДС и социальных отчислений в сторону снижения для наиболее пострадавших видов предпринимательской деятельности, а также рассмотреть возможность поэтапного снижения ставок социальных отчислений для более широкого круга субъектов предпринимательства в целях снижения уровня теневой экономики;
13. Принять меры по обеспечению быстрого и эффективного механизма администрирования порядка возврата и зачета НДС в электронном формате.
14. Определить заместителя руководителя Аппарата Правительства и сотрудников соответствующего подразделения Аппарата Правительства КР, на которых будет возложена задача по адресной помощи крупным, имеющим важное значение для бюджета предприятиям в оперативном преодолении всех бюрократических барьеров и процедур, скорейшем запуске в эксплуатацию и производство, а также бесперебойное продолжение производственных процессов или иной предпринимательской деятельности.
Обоснование: в текущей ситуации важна бесперебойная работа каждого крупного предприятия – необходимо обеспечить, чтобы она не прекращалась ни на день. Тем временем, в наш адрес приходят многочисленные обращения о том, что из-за бюрократических барьеров производственные процессы вынужденно простаивают. Многие госорганы в связи с удаленным режимом работы не успевают в срок согласовывать заявки компаний, выдавать разрешительные документы, поэтому необходимо точечное содействие, по крайней мере, по крупным предприятиям. Законодательное упрощение регулирования займет время, а оперативная помощь нужна уже сейчас.
15. Определить ответственное должностное лицо от каждого напрямую относящегося к экономике государственного органа на уровне руководства (заместителя руководителя) для их постоянного оперативного взаимодействия с бизнес-ассоциациями и решения возникающих проблемных вопросов бизнеса.
К таким органам относятся: Аппарат Правительства КР, Министерство экономики, Комендатуры г. Бишкек и регионов, Министерство транспорта и дорог, Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации, Министерство внутренних дел, Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования КР, Министерство иностранных дел, Государственная пограничная служба КР, службы при Правительстве КР: Государственная таможенная служба, Государственная налоговая служба, Государственное агентство антимонопольного регулирования, Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями.
Этим должностным лицам необходимо постоянно осуществлять взаимодействие с представителями бизнес-ассоциаций посредством групп в WhatsApp / других каналов электронной связи.
Справочная информация: в период действия режимов ЧС, ЧП и других ограничительных мер, в условиях кризисной ситуации, традиционный порядок обращений бизнеса в госорганы затруднителен и неэффективен. Вопросы поставки важных товаров и комплектующих, проблемы перекрытия дорог, неисполнения законов и приказов комендатур, требуют незамедлительного разрешения. Такой порядок взаимодействия также позволит снизить дублирование запросов/обращений. Сейчас у бизнес-ассоциаций есть три основных электронных канала оперативной адресации возникающих вопросов, в которых нет возможности прямого обращения практически ни к одному из вышеперечисленных государственных органов.
16. Упростить взаимодействие предпринимателей отрасли недропользования с государственными органами по: а) получению лицензионных соглашений на право пользования подземными водами в собственных нуждах; б) получению разрешений по дополнительным лесоустроительным проектам; в) получению экспертных заключений по проектам и архитектурно-планировочным условиям (АПУ); г) разрешениям по особо охраняемым землям
17. Разрешить в 2020 году осуществлять за пределами Кыргызской Республики прямую реализацию золотосодержащей руды и концентрата.
18. Оказать содействие в завершении работы Межведомственной комиссии по изучению ситуации, сложившейся на участке «Бучук» месторождения «Солтон-Сары», образованной распоряжением Правительства КР от 22 ноября 2019 года
19. Оказать содействие в импорте необходимых комплектующих, сырья, оборудования и техники для отечественных производственных предприятий, а также в экспорте их продукции в сопредельные и другие государства;
20. Оказать содействие горнодобывающим предприятиям со стороны Министерства здравоохранения КР в тестировании / диагностике сотрудников вахты во избежание случаев инфицирования;
21. Обеспечить беспрепятственное передвижение между регионами республики работников, предметов снабжения, техники и товаров производственных предприятий, при соблюдении ими санитарно-эпидемиологических норм; обратить особое внимание на регулирование деятельности гражданских блок-постов в регионах страны;
22. В целях снижения финансовой нагрузки на геологоразведочные компании, приостановить начисление платежей за удержание лицензий (ПУЛ) на период чрезвычайной ситуации в стране;
23. Пересмотреть обязательства горнодобывающих компаний по срокам строительных работ ввиду невозможности получения разрешительной документации в соответствующих государственных органах, приостановить обязательства исполнения других положений лицензионных соглашений, выполнение которых затруднено в связи с кризисной ситуацией;
24. Рассмотреть возможность расширения перечня товаров, для которых предусмотрен упрощенный импорт/экспорт по «зеленому коридору» между странами ЕАЭС, включив в него товары, необходимые для крупных налогоплательщиков (производственных предприятий КР);
25. Создать условия для привлечения инвестиций и освоение месторождений драгоценных, редкоземельных металлов и другие высокодоходные проекты в целях создания дополнительных рабочих мест и получения дополнительных платежей в бюджеты республики.
26. Ускорить введение в законодательство поправок, позволяющих полноценное использование удаленной идентификации клиентов коммерческих банков в целях развития дистанционных банковских услуг;
27. Предусмотреть возможность использования современных технологий удаленной идентификации и верификации пользователей электронных кошельков, операторов платежных систем, в том числе осуществляющих платежи через мобильные приложения агентов, в целях развития дистанционных услуг и увеличения объемов безналичных платежей;
28. Предусмотреть освобождение от уплаты за услуги ОАО «РПО РМТР» за распространение теле-радиосигнала отечественными юридическими лицами на территории республики с марта 2020 года до стабилизации кризисной ситуации;
29. Не применять штрафные санкции в отношении телерадиокомпаний за невыполнение обязательств согласно Закону КР «О телевидении и радиовещании» по обеспечению не менее 50% эфира программами отечественного производства и на государственном языке с марта 2020 года до стабилизации кризисной ситуации.
30. Ускорить принятие мер поддержки отечественных авиакомпаний (в том числе освобождение от НДС на импорт при временном ввозе воздушных судов, двигателей и запасных частей для гражданской авиации)
Обоснование: в период чрезвычайных ситуаций особую важность приобретает наличие работоспособной местной гражданской авиации – отечественных авиакомпаний. Это важно с точки зрения оперативной эвакуации граждан из отдельных регионов, возвращения соотечественников на родину, доставки грузов, средств защиты и для решения многих других задач. Тем временем, авиакомпании страны находятся в сложном положении не только в связи с текущим кризисом, который в первую очередь затронул авиасообщение, но и в связи с недостаточной поддержкой государства в течение последних нескольких лет.
31. Разработать и принять меры по оперативному привлечению инвестиций в высокодоходные и обладающие высоким потенциалом отрасли экономики (в том числе в объекты креативной экономики, горнодобывающую отрасль и рынок финансовых / инвестиционных услуг), рассмотреть возможность создания преференций для новых предприятий в этих сферах и снятия законодательных барьеров, оказывать им постоянное содействие в решении бюрократических вопросов.
32. Провести работу по урегулированию существующих международных арбитражных разбирательств между инвесторами и КР, дальнейшему продолжению работы на инвестиционных проектах, которые выступали предметами спора.
Это позволит повысить доверие инвесторов к КР и привлечь инвестиции в высокодоходные для бюджета отрасли экономики (горнодобывающая отрасль, телекоммуникации).
Справочная информация: по официальным данным, в настоящее время на рассмотрении различных арбитражных институтов находится 8 таких дел на сумму более 600 млн долларов США.
33. Ограничить проведение проверок со стороны правоохранительных и фискальных государственных органов в отношении субъектов предпринимательства. Внести соответствующие поправки в постановление Правительства КР «О введении временного запрета (моратория) на проведение проверок субъектов предпринимательства» от 17 декабря 2018 года № 586;
34. Ввести ограничения на принятие проектов нормативных актов, устанавливающих новые обязательства для субъектов предпринимательства или ухудшающих их финансово-экономическое положение.
Обоснование: помимо необходимости принятия антикризисных мер, бизнес-сообществу, к сожалению, даже в такое время приходится реагировать на законодательные инициативы, которые могут осложнить и без того непростое положение бизнеса. Среди таких инициатив, в настоящее время находятся на рассмотрении:
- в Жогорку Кенеше КР – проект Закона, предусматривающий введение такой меры ответственности как 100% изъятие дохода от монополистической деятельности в случае нарушения антимонопольного законодательства (проект Закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты» рег.№ 6-5955/20 от 20.03.2020 г);
- в Правительстве КР – проекты постановлений, предусматривающие введение временных запретов (моратории) с 01 апреля 2020 года по 31 декабря 2021 года на отчуждение лицензии на деятельность по использованию радиочастотного спектра и на продление срока действия такой лицензии; отказ в продлении лицензии, выданной ранее без проведения аукциона, и реализации радиочастот с аукциона; введение оплаты в 6-кратном размере от стартовой цены коммерчески привлекательных полос радиочастот при изменении технологии в пределах другой радиослужбы в выделенной полосе (проекты постановлений Правительства КР «О внесении изменений в ППКР «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по использованию радиочастотного спектра» от 17 ноября 2017 года № 754»;
- в Жогорку Кенеше КР – проект Закона, предусматривающий новые обязательства и требования в отношении реализации табачной продукции, что повлечет существенные финансовые затраты со стороны, в том числе, субъектов розничной торговли, в приобретение нового дополнительного оборудования (проект Закона «О защите здоровья граждан КР от последствий табака и воздействия окружающего табачного дыма (аэрозоля)» рег.№ 6-1121/19 от 22.01.2019);
35. Ограничить меры пресечения, связанные с заключением под стражу, в отношении представителей субъектов предпринимательства;
36. Рассмотреть возможность реализации пакета мер, разработанных Международным деловым советом в целях совершенствования защиты прав субъектов предпринимательства, в том числе в части регулирования порядка регистрации сообщений об экономических преступлениях, гармонизации УК и НК и других вопросов;
37. Разработать и принять законодательные основы для работы института частных судебных исполнителей в целях снижения нагрузки на государство, ускорения процедур исполнения судебных решений и создания конкуренции на рынке.