Мы все устали от ожидания, когда закончится режим ЧП и когда мы снова сможем свободно ходить по улицам вместе с близкими, сидеть за ужином со своими друзьями, просто вернуться к той жизни, которая была до прихода коронавируса.
Но вряд ли мы вернемся к той жизни, которую мы знали до COVID-19. Нас ожидает новая, поствирусная, реальность. Тень реальной угрозы от этого вируса будет висеть над нами долго, по крайней мере, пока не будет выработана вакцина, а это, по оптимистичным расчетам, не менее 16-18 месяцев. Нам нужно сейчас открыто обсуждать всем обществом, какой может и какой должна быть эта новая посткарантинная жизнь. Только так мы сможем привить чувство ответственности в каждом человеке, ведь от этого будет зависеть коллективное.
Правительство прогнозирует, что пик эпидемии придется на 20-24 апреля 2020 года, что послужило основанием для продления режима ЧП до 30 апреля. Однако, сейчас не ясно, когда и при каких условиях режим ЧП будет отменен окончательно. И в целом, эта дата может быть оптимистичной. Очевидно однако то, что эффект от нескольких недель ЧП на экономику нашей страны, по консервативным подсчетам, уже колоссальный - в пределах 400-500 миллионов долларов США. Наша экономика уже дышит на ладан от всех мер, которые направлены на защиту жизни людей. Они, безусловно, оправданы, но экономика страны, а, значит, и народ не имеют надлежащей государственной подушки для того, чтобы терпеть еще дальше.
Самыми уязвимыми стали малообеспеченные и так называемые деньщики, то есть те, кто на насущный хлеб тратит заработанное за один конкретный день, например, швеи, таксисты, уборщицы, официанты, и другие. Сейчас эти люди вынуждены сидеть дома. По разным подсчетам, таких людей в стране насчитывается примерно 1,5 млн. Снижение объема денежных переводов от мигрантов - это дополнительный удар. Полномерное изолирование просто не практично и не логично, так как может привести к социальному взрыву, что затем быстро может перейти в политическую плоскость.
Соседние республики и некоторые развитые страны уже начали поэтапное возобновление деятельности в разных отраслях экономики. Возможно, не на полную мощность. Нам стоило бы действовать в таком же направлении. После режима ЧП не может пока мы не узнаем о том, что из себя представляет этот вирус.
Мы должны постепенно позволить работать тем отраслям экономики, которые менее подвержены риску при распространении вируса. На основе анализа уже были рассмотрены сектора перерабатывающей и сельскохозяйственной отраслей. Но нам нужно смотреть дальше. Ведь если говорить простым языком, то экономика - это кровеносный сосуд, то, что нас кормит, дает свет и топливо. Все предприятия в этих отраслях должны убедить общество и потребителей, и самое главное - своих сотрудников в безопасности процессов работы. Эффективная мера - это создание возможности, чтобы предприятия могли иметь доступ к экспресс-тестам, которые должны производиться на ежедневной основе. Что затем открыто для прояснения ситуации передается госорганам.
Государство могло бы стимулировать это через финансовые, налоговые и другие условия - для того, чтобы частный сектор мог инвестировать в эти новые санитарно-эпидемиологические инфраструктурные проекты. Это должно засчитываться как инвестиция в основной капитал и подпасть в ускоренную процедуру амортизации. Государство могло бы продумать выделение кредитов на такие механизмы, чтобы стимулировать инвестиции, особенно с учетом малого и среднего бизнеса. Чем раньше мы продумаем это, тем лучше приспособимся к новым реалиям, когда постепенно будут открываться границы, и встанет вопрос экспорта. Предприятия будут готовы отвечать требованиям мировых потребителей, претензиям о сертификации выполнения норм санитарии против вируса. Это умные инвестиции.
Сектор услуг, который в одночасье стал самым рискованным, требует совершенно новых подходов к ведению бизнеса. Мы видим, что этот сектор быстро адаптируется, но эти меры хороши в период ЧП, когда население ограничено в передвижениях. Бизнес, который зависит от потока клиентов, такой как рестораны, кафе и магазины розничной торговли, к примеру, должен приспособиться к средним и долгосрочным мерам, которые в корне меняют структуру взаимодействия с клиентами. Те же рестораны и кафе могли бы обслужить клиентов по-другому, например, блюсти дистанцию, расставляя столы на таком расстоянии, где каждый человек отдален от другого минимум на 2 метра. Требовать, чтобы все носили маски, иметь повсеместно антисептические жидкости для рук, обеспечить проветривание помещений и т.д. Магазины должны не просто начертить полосы для соблюдения дистанции в очереди перед кассой, а настойчиво требовать исполнения этих условий.
Это несколько примеров того, что по своей сути и в условиях новых реалий нам нужно будет думать и действовать по-другому, если мы хотим, чтобы эффект от вируса был минимизирован. Эти меры должны быть поэтапными, с еженедельной оценкой ситуации, на основе которой будут приниматься решения. Также при этом важно открыто контактировать с обществом, предоставляя ему доступ к информации о реальном положении дел.
Кыргызстан не располагает большими ресурсами, которые могли бы помочь ему пережить эти тяжелые времена. Но у нас есть человеческий ресурс, который именно в подобных кризисных ситуациях самый востребованный. Креативность и адаптивность нашего народа - это сила, которую нам надо использовать во благо, для выхода из кризиса. Правительство сейчас создает впечатление, что оно несколько потеряно. Это вполне понятно. Кризис всех застал врасплох, но нам пора просыпаться и создавать площадки для того, чтобы всем обществом продумывать пути постепенной нормализации экономики.
Вот несколько краткосрочных шагов, которые можно было бы сделать для выхода из создавшейся ситуации:
- государство должно перестать рассматривать частный сектор как потенциального врага. Нет частного предпринимателя - нет государства. Сейчас наступило время сотрудничества и кооперации. Государство не может знать ответов на все вызовы. Частный сектор имеет, возможно, некоторые ответы, и что еще важнее - на вопросы, которые могут стоить очень дорого;
- Республиканский оперативный штаб – это, по сути, стратегический орган, но создается впечатление, что он занят больше процедурными вопросами. Необходимо создать отдельный орган, который занялся бы стратегией, а если быть точным - экономической стратегией по выводу страны из кризиса, так сказать, быть мозговым центром, который направляет и координирует работу экспертов и представителей бизнеса;
- создать отдельные рабочие группы из специалистов, представителей частного сектора, гражданского общества - для выработки конкретных мер по каждой отрасли, каждого сектора экономики. Никто не знает всех узких мест в своей сфере лучше, чем представители бизнеса. Каждый из них представляет определенную реальность, которую мы должны честно обсудить и продумать, чтобы они взяли ответственность на себя, чтобы все делалось не ради галочки. Бизнес-ассоциации уже дали свои предложения, надо теперь их выносить на обсуждение и расставлять приоритеты. Бизнес в свою очередь должен понять, что существует необходимость сбалансировать частные и общественные интересы;
- рассматривать как умные инвестиции в обеспечение безопасного производства товаров и услуг для конкурентоспособности наших предприятий на мировом рынке - это реальная помощь государства на текущий момент;
- принимаемые государственным аппаратом решения должны быть оперативными, что требует фундаментального пересмотра приоритетов и принципов работы. Самое главное - брать ответственность в свои руки и не смотреть наверх.
Авторы:
Умар Шавуров, специалист по государственному управлению и экономическому регулированию. Более десяти лет работал в системе Всемирного банка и других международных организаций.
Темирбек Ажикулов, исполнительный директор Ассоциации развития агропромышленного комплекса.
Ссылка: https://rus.azattyk.org/a/30567697.html
Справка МДС
Умар Шавуров был исполнительным директором МДС в 2006 году.
Темирбек Ажикулов возглавлял МДС в 2015-2016 годах.