Правительством страны опубликован первый антикризисный план, содержащий первоочередные меры «для уменьшения негативных экономических последствий COVID-19 для Кыргызстана, в том числе в предпринимательской деятельности». Исполнительный директор Международного делового совета (МДС) Аскар Сыдыков поделился мнением об этом документе и рекомендациями на будущие планы, которые уже разрабатываются.
«Этот антикризисный план по реагированию на экономическую ситуацию мы ждали долго, — сказал Аскар Сыдыков. — О том, что он разрабатывается, нам объявили еще 7 марта. Деловое сообщество мобилизовалось, мы провели большую работу, опросили компании, выработали идеи».
Предприниматели надеялись, что это будет качественный документ, который ответит на все вопросы бизнеса, вселит надежду и поможет мобилизовать экономику для преодоления этой ситуации с минимальными последствиями. Но документ не в полной мере отвечает этим критериям, хотя действовать и помогать бизнесу нужно уже сейчас, если не вчера.
В начале недели, когда правительство объявило, что такой план принят, официальной версии документа сразу найти не смогли.
«А когда ознакомились, были удивлены — как наша ассоциация, так и наши коллеги из других ассоциаций. Потому что учтено очень мало наших предложений. И это продукт практически месячной работы всех — и бизнеса, и правительства», — говорит глава МДС.
Безусловно, бизнес постарается помочь в разработке второго и третьего плана, о которых объявило правительство, но дорог каждый день возможного простоя и снижения активности предприятий.
Бизнес ожидал более конкретных и ощутимых мер. К примеру, пункт 5 плана предусматривает возможные (пока не совсем ясно, какие) отсрочки по налогам. Хотя бизнес-сообщество призывало к освобождению от налогов (налоговым каникулам) для наиболее пострадавших отраслей экономики, таких, как сфера обслуживания и туризм.
Не учтены предложения по переносу срока введения обязательной маркировки для определенной группы товаров.
В пункте12 плана речь идет об ограничении выездных налоговых проверок, но дается целый ряд исключений и не решается вопрос отсрочки/отмены решений по уже проведенным проверкам.
«Сейчас многие компании обращаются к нам с жалобами на доначисление налогов даже в период действия режима чрезвычайной ситуации (!). Безусловно, компаниям будет сложно оспаривать такие решения в период ограничительных мер, и они уже задумываются о сокращении своей деятельности», сообщил Аскар Сыдыков.
Не охвачены такие важные вопросы, как трансграничная торговля и передвижение для нужд бизнеса внутри республики, экспорт/импорт товаров, в том числе сырья, комплектующих для производства.
Пункт 3 плана — единственный пункт о трансграничной торговле — предусматривает меры по организации «зеленого коридора» для импорта медикаментов и других товаров здравоохранения из стран ЕАЭС. Однако не учитывается большое количество других товаров, важных для нашей экономики, по которым необходимо содействие.
«Некоторые крупные предприятия сообщают нам, что сырья и комплектующих им хватит только до конца апреля, если не решится вопрос получения грузов из сопредельных и других стран», добавил глава МДС.
«К нам поступает очень много обращений от бизнеса о том, что стало очень сложно передвигаться не только из-за границы в нашу страну и обратно. Даже внутри республики установлены многочисленные гражданские (неофициальные) блок-посты, которые не всегда управляются государственными органами, а их деятельность не отрегулирована. Это существенно тормозит и без того испытывающий затруднения бизнес», сообщил Аскар Сыдыков.
В результате возникают трудности при доставке грузов (продовольствия, сырья, техники) и работников в регионы страны, и многие компании вынуждены приостанавливать работу.
Бизнесу сейчас очень сложно, тем не менее он старается мобилизовать ресурсы, продолжать свою активность, при этом помогает населению, госорганам, семьям сотрудников компаний. В ответ на это государству нужно постараться максимально поддержать бизнес.
Даже если у нашего правительства нет возможности произвести прямое субсидирование, как это делается в развитых странах, можно предоставить больше налоговых льгот, уделить больше внимания беспрепятственному прохождению товаров как из-за рубежа и за рубеж, так и внутри республики.
Министерство экономики КР старается оказывать нам посильную помощь, но здесь необходима консолидация усилий всех ответственных госорганов. Несмотря на сложности, бизнес настроен на дальнейшую конструктивную работу.
Само название — «антикризисный план» предполагает, что он должен включать все основные отрасли экономики. Но в плане такого не наблюдается. Главное — он должен предлагать какие-то прорывные меры для привлечения капитала, активизации экономической деятельности в тех отраслях, которые можно быстро оживить или активизировать, считают в МДС. К примеру, принять беспрецедентные налоговые послабления в тех отраслях, которые у нас не развиты, но имеют большой потенциал. А такие отрасли есть.
«В целом очень хотелось бы, чтобы эта работа была более открытой, прозрачной, и чтобы принятые планы сразу же публиковались не в виде новости, а в виде полного документа», выразил пожелание бизнес-сообщества глава МДС.
В международной практике антикризисные планы включают значительные, порой беспрецедентные меры по стимулированию ведения бизнеса и открытия новых предприятий. Это освобождение от налогов для новых предприятий (возможно, и в отдельных отраслях, в том числе в производстве социально значимых товаров), финансовые вливания для удержания на плаву уже действующих предприятий, освобождение их от излишних лицензионно-разрешительных процедур (бюрократии), выделение безвозмездной помощи микро- и малому бизнесу. Предусматриваются целевые меры для наиболее важных и уязвимых отраслей экономики.
«Безусловно, у каждой страны свои возможности, но часть этих мер применима и в нашей республике. Надеемся, что дальнейшие антикризисные планы (второй и третий) будут более масштабными, конкретными и действенными», заключил глава МДС.