Аналитика / Статьи /
Новый закон поможет решить проблемы операторов связи Кыргызстана

МДС
20 августа 2019

С 17 августа в Кыргызстане вступил в силу закон, который устраняет правовые барьеры в развитии инфраструктуры телекоммуникационной отрасли страны.

30 июля 2019 года Президентом КР подписан Закон КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам землепользования», направленный на решение проблем, связанных с порядком получения земельных участков для размещения сооружений связи и ее упрощения.

Закон вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования, 2 августа в газете "Эркин Тоо" N 64. Правительству предстоит в шестимесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с новым законом.

В течение более двух лет, начиная с 2017 года, в разработке и продвижении закона активно участвовал Международный деловой совет, представляя интересы членов ассоциации — ведущих сотовых операторов страны.

Принятие закона послужит большим толчком для развития регионов и цифровизации страны, считают в МДС. Внесенные в законодательство изменения позволят операторам сотовой связи использовать земельные участки, в том числе пастбища, без изменения целевого назначения. Теперь для строительства сооружений связи не надо выделять земельный участок в самостоятельный. Нет необходимости проходить длительный и сложный процесс трансформации земельного участка из одной категорию в другую.

МДС выражает благодарность всем, кто совместно с ассоциацией участвовал в разработке и продвижении принятого закона: группе депутатов – Нурбаеву А.М., Примову У.Б., Акаеву Ж.К., Бекешеву Д.Д,. Исакову М.А., Эгембердиеву М.Б., Бакирову М.И., Жээнбекову А.Ш., Зулпукарову Т.З., Секретариату Совета по развитию бизнеса и предпринимательства при Торага ЖК КР, Ассоциации операторов связи КР, представителям операторов сотовой связи – ЗАО «Альфа Телеком», ООО «Скай Мобайл», ОсОО «Нур Телеком».

Закон принят Жогорку Кенешем КР 20 июня 2019 года.

Информационное неравенство

Неравномерное развитие телекоммуникационной инфраструктуры регионов республики — одна из главных проблем отрасли. В результате слабого проникновения интернета в регионы сложилось их информационное неравенство.

Еще в 2016 году в Программе «Доверие и единство» Правительство КР поставило задачу охватить 85% территории республики высокоскоростным интернетом.

Однако барьеры на пути развития инфраструктуры телекоммуникации делали невозможной реализацию социальных значимых задач. Нормы и положения запретительного и ограничивающего характера были установлены Земельным кодексом КР, Водным кодексом КР, Лесным кодеком КР, Законом КР «О пастбищах», Законом КР «О переводе (трансформации) земельных участков», Законом КР «Об особо охраняемых природных территориях», Закон КР «Об электрической и почтовой связи».

Барьеры связаны с недопустимостью использования земельных участков по нецелевому назначению без перевода (трансформации) из одной категорию в другую или из одного вида угодий в другой. Использование пастбищных земель разрешалось только в целях выпаса скота. Запрещались передача пастбищ в аренду, использование земли особо охраняемых природных территорий для любой иной деятельности, кроме определенных законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Лицензионное требование

Обеспечение связью территорию республики в соответствии с графиками покрытия, разработанными и утвержденными уполномоченным государственным органом в области связи, является общим лицензионным требованием, обязательным для исполнения операторами мобильной сотовой связи.

С 2015 года Государственным агентством связи при Государственном комитете информационных технологий и связи КР на ежегодной основе утверждаются графики покрытия сетями мобильной связи населенных пунктов страны. Таким образом, для оператора мобильной сотовой связи это обязательное условие лицензионного требования, установленного на законодательном уровне.

Лицензия на использование радиочастотного спектра оператору электросвязи выдается по результатам торгов, причем стартовая цена немалая. Исходя из установленной формулы, к примеру, для полосы частот 10МГц, она будет составлять более двухсот миллионов сомов. Неисполнение лицензионного требования влечет приостановление лицензии, а в последующем и ее аннулирование.

По мнению инициаторов законопроекта, не вполне справедливо приостанавливать или аннулировать лицензию оператору электросвязи из-за несоблюдения лицензионного требования, которое лицензиату не представилось возможным исполнить из-за законодательных барьеров.

Географический фактор

Особенности создания, распространения и функционирования различных видов связи определяются географическим положением и местными особенностями республики.

Специфика географического положения Кыргызстана ограничивает возможности строительства или установки сооружений связи, потому что 97,5% общей территории приходится на земли сельскохозяйственного назначения, земли особо охраняемых природных территорий, земли лесного и водного фонда.

При поиске земельного участка для размещения сооружений связи операторы электросвязи зачастую вынуждены рассматривать установку базовой станции именно на этих землях. Выбора у них нет.

Сложности с земельным участком

Для строительства или установки базовой станции необходим земельный участок площадью всего в 6-20 квадратных метров. Однако в соответствии с законодательным порядком было необходимо изменить его целевое назначения путем перевода (трансформации) из одной категории в другую или из одного вида угодий в другой.

Базовая станция представляет собой сборно-разборную металлическую конструкцию, предназначенную для крепления радиопередающих устройств сотовой связи. Станция имеет платформу, к которой болтовыми соединениями крепится антенная опора. При необходимости такую конструкцию можно разобрать и переместить в другое место. Таким образом, она попадает в разряд временных сооружений некапитального характера.

Несмотря на небольшую площадь земли, необходимой для строительства или установки сооружений связи, а также на некапитальный характер базовой станции, операторы электросвязи, наравне с другими субъектами, вынуждены проходить сложный процесс трансформации земельного участка. Процедура в среднем занимает год и более. А в случае, если территория, необходимая для покрытия связью, подпадает в границы особо охраняемых природных территорий, то размещение базовой станции на такой категории земли в принципе невозможно, поскольку в пределах подобных зон запрещена любая деятельность.

Роль телекоммуникаций

В последние годы сектор телекоммуникаций стремительно развивается не только в мире, но и в Кыргызстане. Это отличительная черта современной экономики, и сектор телекоммуникаций растет более высокими темпами, чем экономика в целом.

По данным We Are Social, абонентов мобильной связи в Кыргызстане больше, чем жителей. В стране насчитывается более восьми миллионов владельцев SIM-карт, тогда как численность населения составляет около шести миллионов человек.

В современном мире главным производственным ресурсом становится информация, поэтому обеспечение необходимой информацией в требуемое время, в нужном месте и надлежащего качества является основной функцией отрасли связи и телекоммуникации.

В соответствии с законодательством о стратегических объектах операторы электросвязи отнесены к субъектам стратегического значения. Следовательно, телекоммуникационная инфраструктура стратегически важна для национальной безопасности страны.

Кроме того, операторы электросвязи вносят существенный вклад в экономику страны, так как телекоммуникационная отрасль является бюджетообразующей.

Соответственно, государственная политика не может ориентироваться на получение быстрых экономических выгод, а должна основываться на поддержке предпринимателей, создании проекта «длинных денег» в экономике, чтобы у субъектов имелись основания для принятия долгосрочных обязательств и значительного вливания финансовых ресурсов, считают авторы законопроекта.

Согласно программам устойчивого развития страны, важнейшим направлением работы органов государственной власти является создание в Кыргызстане привлекательных условий для отечественных и зарубежных инвесторов, выработка рекомендаций по устранению необоснованных и не ориентированных на рыночную экономику нормативных правовых актов.

Экономику Кыргызстана необходимо стимулировать фискальными, административными и законодательными нормами.

Изменения и дополнения

Новым законом внесены изменения и дополнения в следующие нормативные правовые акты Кыргызской Республики: Земельный кодекс КР, Водный кодекс КР, Лесной кодекс КР, Закон КР «О пастбищах», Закон КР «О переводе (трансформации) земельных участков», Закон КР «Об особо охраняемых природных территориях», Закон КР «Об электрической и почтовой связи».

Законом уточняются существовавшие, а также вводятся новые термины с целью исключения противоречий в трактовке тех или иных понятий.

Например, в Закон КР "Об электрической и почтовой связи" вносится определение сооружения связи: "Сооружения связи — объекты инженерной инфраструктуры оператора электросвязи (в том числе, но не ограничиваясь, базовые станции, антенно-мачтовые сооружения, антенно-фидерные устройства, линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств и систем связи, как объекты легкой конструкции (не капитальные)".

В Земельный кодекс внесены изменения, согласно которым требования подпунктов 1 и 2 пункта 2 статьи 3 не распространяются на случаи предоставления земельных участков размером, не превышающим 20 м2, для установки сооружений связи легкой конструкции (не капитальных).

"Допускается передача во временное пользование собственником или землепользователем части земельного участка для установки сооружений связи легкой конструкции (не капитальных) без выделения этой части в самостоятельный земельный участок".

В Водный кодекс внесены изменения, допускающие предоставление в пользование из земель водного фонда площади размером, не превышающим 20 м², для установки сооружений связи легкой конструкции (не капитальных).

С текстом Закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам землепользования» можно ознакомиться в приложении.

Скачать файл «Закон КР О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам… .doc»