Аналитика / Статьи /
Приоритеты цифровой экономики Кыргызстана определены на форуме

МДС
23 апреля 2019

«Перед нами стоит цель — вывести страну на передовое место в регионе по цифровизации. Это — сложная проблема, требующая много сил и времени».

Об этом сказал Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков на первом телекоммуникационном форуме «Цифровой Кыргызстан: развитие регионов», который прошел 22 апреля в г. Оше. Как известно, 2019 год объявлен Годом развития регионов и цифровизации страны.

Три направления

В ближайшем будущем развитие цифровой экономики Кыргызстана будет проводиться в трех приоритетных направлениях:

Первое. Цифровая трансформация бизнес-процессов, производственных связей;

— внедрение инноваций в финансовый и банковский сектор;

— обеспечение компетентными специалистами и повышение эффективности и конкурентоспособности отечественных компаний;

— развитие цифровой инфраструктуры и цифровых платформ в приоритетных секторах экономики.

Второе. Использование стратегий по развитию цифровой экономики стран-партнеров;

— использование „цифровой повестки дня ЕАЭС-2025“;

— восстановление цифрового Великого Шелкового пути через программу „Один пояс — один путь“ и поддержка других международных инициатив по развитию региональной цифровой инфраструктуры.

Третье. Снижение препятствий на пути развития и разработки цифровых технологий.

Реализация обозначенных направлений позволит расширить рынки сбыта для частного сектора, создать новые виды товаров и услуг и принять участие в глобальной производственной связи.

В стране появятся новые экономические кластеры. Наши действия будут направлены на создание условий для инвестиций, которые будут стимулировать национальную цифровую инфраструктуру.

Ни один регион страны не должен оставаться без связи. Иначе невозможно построить „цифровой Кыргызстан“.

Задачи по “Дорожной карте“

Как известно, Совет безопасности утвердил концепцию цифровой трансформации „Цифровой Кыргызстан 2019-2023“. Была разработана „Дорожная карта“ по ее реализации.

Согласно „Дорожной карте“, до конца 2019 года следующие задачи должны быть безупречно исполнены:

Ликвидировать ненужные процедуры и справки через систему „Түндүк“. В результате прекратится практика требований дополнительных справок и документов.

Государственные органы и частный сектор в электронном формате будут обмениваться документами.

Государственные органы, органы местного самоуправления и бизнес-структуры будут работать только через систему „Түндүк“ и перестанут использовать бумажные документы в своей работе.

Вопрос подключения государственных органов к системе „Түндүк“ и обеспечение взаимного обмена информацией находится под личным контролем Президента.

Необходимо завершить процесс перевода в электронный формат 189 госуслуг и полноценного внедрения единого интернет- портала.

Несмотря на то, что эта работа была начата еще в 2016 году, она до сих пор не завершена. Система „Түндүк“ позволит вести электронный контроль над товарами и услугами и осуществлять

Национальному банку было дано поручение об обеспечении регионов услугами электронных платежей и мобильного банкинга.

В процессе цифровизации очень важно внедрение цифровой подписи.

Для ускорения цифровых проектов следует реализовать следующие направления:

До сентября 2019 года создать соответствующий государственный орган по защите персональных данных.

Необходимо разработать закон об электронной коммерции.

Запаздывает реализация проекта по фискализации налоговых процедур, маркировке товаров, внедрению механизмов электронных счетов-фактур и онлайн контрольно-кассовых машин.

Следует ускорить внедрение онлайн цифровых технологий для контроля экспортных и импортных операций на пропускных пунктах.

Началась вторая фаза проекта „Безопасный город“. Это — один из основных проектов по обеспечению безопасности граждан. В рамках проекта Digital CASA следует ускорить обеспечение регионов интернетом и строительство региональных дата-центров.

Прибыль местных бюджетов

В рамках поэтапной передачи доли налога на прибыль в местный бюджет в 2019 году за счет налогов на прибыль дополнительно выделяются 2,1 млрд сомов в местные бюджеты.

Кроме того, для развития регионов в республиканском бюджете отдельной статьей предусмотрено 2 млрд сомов.

Необходимо ускорить внедрение механизма использования этих средств.

Промышленные предприятия, открываемые в дотационных регионах, освобождены от налога на прибыль, налога с продаж, налога на землю и налога на имущество сроком от 5 до 10 лет.

Предприниматели, занимающиеся импортом технологического оборудования, освобождены от таможенных пошлин.

В целях финансовой поддержки развития регионов реализуются государственные льготные программы кредитования.

Теперь решающую роль будут играть инициативы – усилия, неустанный труд представителей местных органов власти.

Информационные технологии в медицине

Через использование современных информационных технологий в сфере медицины кардинально изменится услуга скорой помощи.

К декабрю 2019 года должно быть завершено внедрение автоматизированной системы управления Бишкекской службы скорой помощи. Этот проект начнет работать в городах Ош и Каракол с 2020 года, и в других городах следует распространить эту систему.

Каждому человеку, каждой семье должны быть доступны семейный врач и медсестра. Поэтому деятельность центров семейной медицины будет организована по совершенно новому принципу.

Эти центры будут круглосуточно обслуживать население. Для этого нужно внедрить услуги по онлайн-консультированию через интернет и телефон, а также внедрить систему электронных очередей.

Этот проект в пилотном режиме начнет внедряться в Бишкеке с июля 2019 года.

Самое большое недовольство граждан вызывают очереди в больницах, поэтому требуется цифровизации этой услуги.

„Умная школа“

По проекту „Умная школа“ необходимо цифровизировать основные процессы в школах. В рамках данного проекта вводится электронная очередь при приеме учеников в школу.

Контроль над рабочим процессом учителей и учебным процессом учащихся будет цифровизирован.

Для этого Правительство до 1 июня 2019 года должно завершить работу по подключению оставшихся школ к Интернету. На сегодняшний день 86 процентов школ в республике уже охвачены Интернетом.

Кроме того, начнется процесс подключения к Интернету всех социально значимых учреждений республики.

Устраняя препоны на пути развития бизнеса

«Через современные технологии мы сумеем устранить препоны на пути развития бизнеса», сказал Президент.

Переход к электронному предоставлению лицензий и разрешительных документов со стороны Правительства, начавшийся еще в 2015 году, никак не доходит до логического завершения.

А проект „Энергетическая карта“, внедряемая по предложению предпринимателей из сферы электроэнергии, так и не заработал в полную силу. Ввиду того, что данная карта не обновлялась с 2017 года, появляются препятствия для предпринимателей при подключении к электрическим сетям.

Усложнена процедура закрытия прекративших свою деятельность предприятий.

Процедуры по использованию электронной цифровой подписи при предоставлении электронной налоговой отчетности неудобны.

Использование различных стандартов при употреблении крипто-кодов приводит к неразберихе в программном обеспечении. В связи с этим государственные органы должны использовать единые стандарты электронной цифровой подписи для создания благоприятных условий для гражданина и бизнеса.

Еще одна задача — Государственному агентству по архитектуре, строительству и жилью необходимо полноценно внедрить до 1 ноября 2019 года единое окно в сфере строительства и архитектуры.

Этот проект уже начал действовать в пилотном режиме. Работа мэров, акимов и глав айыл окмоту будет оценена в том числе и по данным услугам.

Министерство юстиции до 1 июля 2019 года должно внедрить проект „Электронный нотариат“ в целях перевода нотариальных служб на электронный формат. Кроме того, для цифровизации документов типа справок, выписок, копий документов, необходимых гражданам и бизнесу, необходим электронный архив.

Все государственные органы, предоставляющие услуги гражданам и бизнесу, в сжатые сроки должны завершить работу по созданию электронного архива.

Подготовка инновационных кадров

Наши специалисты должны достичь такого уровня, чтобы быть способными сочетать полученные знания с производством. Другими словами, подготовка высококвалифицированных инноваторов — инновационных кадров — основное веление времени.

Как всем известно, человеческий ресурс — это основной двигатель развития экономики. Для этого необходимо создать условия для устойчивого обучения через дополнительные образовательные институты и замены квалификации специалистов.

Через площадки инновационных центров необходимо обеспечить взаимовыгодное сотрудничество академических и бизнес-структур. Тогда предприниматели будут разрабатывать конкретные инновационные решения, выгодные не только для них самих, но и для государства, и будут в пилотном режиме вкладывать инвестиции в новые проекты.

Прозрачность деятельности правоохранительных органов и судебной власти

Безупречно должна быть выполнена задача по широкому внедрению цифровых инструментов в деятельность правоохранительных органов и судебной власти.

Через цифровизацию сотрудники правоохранительных органов сумеют усилить прозрачность своей деятельности и укрепить свою работу по защите прав человека.

В процессе цифровизации следует широко использовать возможности высших учебных заведений, которые могут стать прекрасными площадками для испытания старт-апов апробации новых обучающих модулей.

Широкое привлечение граждан к процессу принятия государственных и муниципальных решений через цифровую трансформацию — веление времени.

Предоставление качественных цифровых услуг, повышение эффективности и прозрачности, и ликвидация коррупции в системе государственного управления — основная задача!

Нормативно-правовая база

Необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу. Особенно это касается взаимоотношений граждан и бизнес-структур. Для этого необходимо полностью автоматизировать внутренние процессы.

Следует обеспечить неукоснительно четкую работу основных систем, таких, как Единый реестр преступлений и проступков (ЕРПП) и Единый реестр нарушений (ЕРН).

Реализация цифровой трансформации имеет отношение не только к государственным и муниципальным органам. Бизнес мог бы стать важным партнером в продвижении „Цифрового Кыргызстана“. Очень важно объединить усилия для достижения успеха.

Государство, бизнес и общественность должны рассматривать цифровизацию страны в качестве приоритетного направления.

Вклад IT-компаний

В последнее время компании в сфере связей вносят огромный вклад в развитие сектора. По итогам 2018 года налоговые поступления от телекоммуникационных компаний составили более 5,8 млрд сомов.

Внедряются современные технологии в виде персонификации мобильных абонентов, электронной коммерции, мобильных платежей.

Необходимо продолжить работу по повышению прозрачности и созданию благоприятного инвестиционного климата.

Строительство инфраструктуры международного масштаба — важный приоритет страны.

В настоящее время мы являемся свидетелями яркого примера корпоративной социальной ответственности операторов связи.

Ассоциация операторов связи совместно с нашими операторами в городе Ош вводят в эксплуатацию региональный пункт по замене интернет-трафика. Это откроет новые возможности для местных компаний и создаст предпосылки для снижения цен и повышения качества услуг.

Телекоммуникационные компании станут основной силой, главной опорой в создании информационного общества. Реализация этих задач требует изменения государственного управления, создания сильных отраслевых регуляторов и обновления нормативно правовой базы.

«Мы взяли курс на создание надежных и эффективных взаимоотношений между государством и бизнесом. Надеюсь, что в будущем Форум станет постоянной площадкой для ежегодного обсуждения актуальных вопросов», сказал Президент, призвав представителей бизнеса активно участвовать в этом процессе.