Аналитика / Статьи /
Недропользователи Кыргызстана обратились за поддержкой к руководству страны

МДС
23 февраля 2019

Почему Международный деловой совет, крупнейшие горнодобывающие предприятия и ассоциации недропользователей решили обратиться к Президенту страны? Об этом шла речь на пресс-конференции, проведенной МДС 19 февраля 2019 года в ИА АКИpress.

На вопросы журналистов отвечали Аскар Сыдыков – Международный деловой совет, Георгий Глухов – Кыргызская горная ассоциация, Умар Изабаев – ОсОО «KAZ Minerals Bozymchak», Светлана Менг – ОсОО «ЮрАзия в Кыргызстане» и Искандер Айдаров – Центрально-Азиатская урановая компания.

Главные проблемы отрасли

Обращение связано с решением Совета безопасности «О мерах по обеспечению безопасности в сфере недропользования КР», прошедшего 30 января.

"Отрадно, что упомянутое решение подчеркивает необходимость повышения доверия инвесторов и предусматривает целый ряд мер по упрощению процедур ведения бизнеса и стимулированию инвестиций в эту важнейшую для страны отрасль», говорится в обращении.

Вместе с тем, по мнению бизнес-сообщества, в случае практической реализации некоторых инициатив существует риск, что многие геологоразведочные и горнодобывающие предприятия, активно работающие в настоящее время, остановят производственную деятельность ввиду экономической нецелесообразности.

По каждому вопросу, озвученному на заседании Совета безопасности, и о возможных последствиях в случае их практической реализации недропользователи провели подробный анализ, о котором сообщили на пресс-конференции.

Главными проблемами отрасли являются единообразное исполнение законодательства, качественный уровень принимаемых решений, взаимодействие с местными сообществами, недостаточно развитая инфраструктура, вмешательство в деятельность компаний-недропользователей правоохранительных, фискальных и надзорных государственных органов в виде необоснованных проверок и доначислений, препятствующих их деятельности. Все это негативно отражается на привлечении прямых инвестиций и замедляет развитие отрасли в целом.

Налоговое бремя

Опасения бизнеса связаны с возможным повышением налогового бремени, а также излишним вмешательством правоохранительных и других государственных органов в деятельность недропользователей.

«Совет безопасности предложил повысить почти все виды налогов — на доходы, роялти, платы за удержание лицензии, бонусов. Вызывают беспокойство меры по проверке всех выданных ранее лицензий и изучение дел, связанных с недропользованием. И без этого сейчас в отрасли многочисленные проверки правоохранительных, надзорных и контролирующих органов. Ведь недропользователей не включили в мораторий на проверки бизнеса», отметил исполнительный директор Международного делового совета Аскар Сыдыков.

Бизнес беспокоят и некоторые рекомендации о вмешательстве в хозяйственную деятельность, например, подсчет сверхнормативных потерь, расчет финансово-экономической модели рентабельности.

Согласно результатам исследования международной консалтинговой компании «Эрнст энд Янг», которое было проведено по инициативе Международного делового совета и Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования КР, налоговая нагрузка на горнодобывающие предприятия составляет 17,9% от выручки. В Казахстане этот показатель равен 14%, в Монголии — 15 %. Прибыль многих компаний достигает не более 5%, в то время как срок окупаемости проектов составляет от 10 до 20 лет.

Налоговая нагрузка в секторе недропользования — одна из самых высоких среди других отраслей экономики Кыргызстана.

Ни одно предприятие горнорудного сектора, занимающееся цветными металлами и работающее в общем налоговом режиме, еще не получило прибыли, сказал Сыдыков.

Большинство горнорудных компаний сейчас занимаются поисковыми работами и геологоразведкой.

«Когда они начнут добычу, неизвестно. То есть компании постоянно вкладывают, но прибыли особой пока нет. Поэтому мы и говорим, что увеличение налоговой нагрузки негативно скажется на секторе», — подчеркнул Аскар Сыдыков.

Предприятия горнодобывающей отрасли несут ущерб из-за постоянных проверок со стороны правоохранительных органов, сообщил Умар Даиров, представитель ОсОО «КАЗ Минералз Бозымчак», ведущего разработку месторождения в Ала-Букинском районе Джалал-Абадской области. Под предлогом решений Совета безопасности проверки могут усилиться, опасаются в компании.

«Как только в Кыргызстан приходит инвестор, проверяющие органы считают, что он неправильно работает, скрывает доходы, из-за чего правительство якобы терпит убытки и не может получить все налоги от этого предприятия», сказал Умар Даиров.

Лицензии

На заседании Совета безопасности генеральный прокурор Откурбек Джамшитов заявил, что бывший сотрудник МВД владеет 41 лицензией на месторождения в Кыргызстане. По его словам, этот человек всю жизнь работал в МВД и не имел отношения к горнодобывающей отрасли. Закон позволяет эти лицензии продать по своему усмотрению, добавил генпрокурор.

На самом деле этими лицензиями (их 39, а не 41) на месторождения в Кыргызстане владеет не бывший сотрудник правоохранительных органов, а группа компаний. Человек, о котором говорил генеральный прокурор, просто директор компаний, который отвечал за взаимоотношения с местным сообществом. То факт, что он оказался бывшим сотрудником МВД, — просто совпадение. Конечный инвестор — уроженец Кыргызстана Александр Беккер, известный в стране бизнесмен, исполнительный директор канадских компаний.

Разумеется, подобные сообщения в СМИ отрицательно влияют на инвестиционный имидж страны.

«Беккер - наш бывший соотечественник, вот уже около 30 лет живет и работает в Канаде. Привлек много инвестиций в горнорудную отрасль Кыргызстана», сообщил исполнительный директор МДС.

Группа компаний берет большие лицензионные площади для того, чтобы исследовать их и определить, на каких из них необходимо продолжить поисковые работы, а какие надо вернуть государству. Так, в 2019 году группа компаний, которыми руководит Александр Беккер, планирует вернуть 20% полученных лицензий, признанных неперспективными по результатам проведенных работ. Примерно столько же лицензий будет возвращено в 2020 году.

«Пример Беккера очень показателен, — сказала Светлана Менг, генеральный директор ОсОО "ЮрАзия в Кыргызстане". — Компания держит 39 лицензий, из них только небольшая часть будет поставлена на разработку. Чтобы началась добыча, проходит и пять лет, и десять. Кумтор изучали очень тщательно в течение двадцати лет, прежде чем поставили на добычу».

Сейчас тот запас, который остался (сырьевая база золота) — небольшой, поэтому инвесторы, которые вкладываются в разработку и добычу золота, прежде всего, смотрят на перспективы лицензии.

«Горный сектор — это очень большие вложения и очень небольшой выхлоп, поэтому понятны опасения недропользователей, которые говорят, что дополнительное налоговое бремя скажется крайне неблагоприятно на их деятельности. В Советское время разработка многих месторождений проводилась с большой поддержкой государства. Сейчас этого нет, и вся ответственность лежит на плечах инвесторов», заключила Светлана Менг.

Несмотря на то, что Кыргызстан имеет большой потенциал открытия новых золотых месторождений, на сегодняшний день запас информации советского периода иссяк. Подходит к концу эра Кумтора, будут освоены разведанные в советское время - месторождения Джеруй, Куру-Тегерек, Талды-Булак и другие объекты. Вот уже почти 30 лет государство не проводит геологические исследования, а частные компании неохотно инвестируют в поиски. Если сегодня не провести масштабные геолого-поисковые работы, то через 15-20 лет прогресс горной отрасли прекратится.

Коррупция

На Совете безопасности речь шла о том, что коррупция глубоко проникла в отдельные уполномоченные государственные органы в сфере недропользования и горнодобывающем секторе, особенно в лицензионно-разрешительной системе.

Однако, по мнению бизнес-сообщества, коррупция — это не выдача большого количества лицензий, а вымогательство денег за их получение, проведение соответствующих экспертиз и так далее.

Как показывает практика, необходимо поощрять компании, вкладывающие средства в геолого-поисковые и геолого-разведочные работы, и не препятствовать передаче лицензий более крупным компаниям, специализирующимся на более высоких стадиях геологоразведки, а затем и разработки месторождений. Показателями выполнения условий лицензионного соглашения должны стать уплаты и исчисления платежа за удержание лицензий на право пользования недрам (ПУЛы) и соблюдение условий лицензионного соглашения. Карательные и ограничительные меры могут только отпугнуть инвесторов.

Коррупция порождается, прежде всего, несовершенством законодательных норм и сопровождающих их нормативно-правовых актов. Нечеткость, неоднозначность понимания

Бизнес-сообщество предлагает провести ревизию, с привлечением высокопрофессиональных экспертов, законодательных и НПА, сопровождающих деятельность недропользователей, на предмет заложенных в них рисков неоднозначного толкования норм.

Крупный инвестор при принятии решения об инвестировании в высокорисковые проекты недропользования обязательно смотрит, как государство защищает действующих в этой стране инвесторов.

К сожалению, за годы независимости вследствие непоследовательной политики органов государственного управления Кыргызстан уже покинул целый ряд крупнейших инвесторов с мировым именем, а инвесторы, которые остались в стране, пересмотрели свои производственные планы, в том числе по геологоразведке, в сторону снижения, говорится в обращении недропользователей.

Бизнес готов сотрудничать

Бизнес-сообщество готово оказывать экспертную поддержку по обозначенным вопросам с учетом международного опыта, чтобы обеспечить объективный подход к озвученной на Совете безопасности КР информации и более тщательную ее проработку независимыми высококвалифицированными экспертами.

Недропользователи поддерживают инициативу разработки современной Концепции по развитию горнодобывающей отрасли и охране недр, предусматривающей выработку действенного механизма привлечения внутренних и внешних инвестиций в сферу недропользования КР. Кроме того, предлагаем активное содействие в экспертизе и оценке нормотворческих инициатив, регулирующих недропользование.

Безусловно, обсуждение вопросов сферы недропользования на столь высоком уровне свидетельствует о том, что отрасли уделено особое внимание руководства страны. Однако считаем необходимым довести до Вашего сведения позицию бизнес-сообщества по каждому озвученному на заседании Совета безопасности вопросу и информировать о возможных последствиях в случае их практической реализации – согласно подробному анализу, прилагаемому к настоящему обращению.

Добросовестные недропользователи, соблюдающие все нормы законодательства, настроены на совместную с государственными органами работу по развитию горнодобывающей отрасли и экономики в целом.

Привлечение инвесторов

За последние 5-8 лет в Кыргызстане не появилось новых крупных инвесторов. Все действующие инвесторы, за исключением проекта Джеруй (со своей специфичной историей освоения), вошли в Кыргызстан ранее, при менее обременительном для недропользователей налоговом режиме, наличии законодательной нормы в Законе «Об инвестициях в КР» о стабилизации налогового режима в течение 10 лет и хорошем тренде роста цен на золото. Это проекты освоения месторождений Талды-Булак Левобережный, Куру-Тегерек, Бозымчак, Иштамберды, Ункурташ, Чаарат и т.д.

На строительство горных предприятий такие инвесторы, как ОсОО «Алтынкен», ОсОО «КАЗ Минералз Бозымчак», затратили более 300 млн. После начала строительства этих объектов для инвесторов, которые должны пользоваться стабилизационным налоговым режимом, началось повышение налогообложения. Это выплата единовременных бонусов при получении лицензий; отчисления на инфраструктуру местных сообществ – 2% от стоимости реализации продукции; налог на доход (вместо налога на прибыль). Увеличились платежи за размещение отходов и появились новые платежи за размещение отвалов пустых пород. Возникли проблемы с возвратом НДС, введено обременение социальным пакетом, узаконены отчисления в Фонд рекультивации.

У компаний появились проблемы с вывозом сырьевого товара, постоянно висит угроза введения совершенно неподъемных и необоснованных таможенных пошлин, повышения ставок бонусов, роялти, ПУЛов. Не перестают возникать проблемы с местным сообществом, подрывает инвестиционный климат «вечная» проблема неурегулированных отношений с Кумтором, проблемы угрозы отзыва лицензий и наложения штрафных санкций, наложение арестов на счета компаний, изъятие финансовой документации, арест руководителей крупнейших компаний и многое другое. Приведенные примеры проблем, постоянных или новых, возникающих перед горными компаниями, заставляют действующих инвесторов задуматься о прекращении бизнеса, о непродолжении инвестирования в развитие или расширение бизнеса.

Поэтому, чтобы заменить Кумтор новыми проектами, государству нужно на деле позаботиться о создании благоприятного инвестиционного климата.