Согласно данным Национального статистического комитета, инвесторы стали меньше вкладывать в КР. Так, в 2017 году в республику поступило 616,7 млн долларов США прямых иностранных инвестиций. По сравнению с 2016 годом объем вложений снизился в 1,3 раза. Ситуация сохраняется и в нынешнем году. Приток прямых иностранных инвестиций в 1 квартале 2018 года в сравнении с аналогичным периодом 2017 года сократился на 22,4 процента и составил 118,7 млн долларов США.
Директор Госагентства по продвижению и защите инвестиций (АПЗИ) КР Шумкарбек Адилбек уулу рассказал News-Asia о главных трендах на инвестиционном рынке Кыргызстана и о необходимых шагах для привлечения в страну нового капитала.
На помощь регионам
– Шумкарбек, расскажите о работе АПЗИ за 2018 год. Какие появились новшества?
– Мы презентовали две инициативы – инвестиционный лот, то есть готовый пакет решений со стороны госорганов, который предоставляет все информационно аналитические данные по рынку сбыта, по сырьевой базе, о том какие льготы и преференции существуют. Вдобавок идет готовый пакет документов для запуска строительства, включающий в себя выделенный земельный участок со своей инфраструктурой и прочие моменты. То есть потенциальному инвестору остается только выбрать лот, договориться об инвестировании и начать работу. Следующая инициатива – инвестиционная карта Киргизии, где будет формироваться вся необходимая информация об инвестиционных возможностях каждого региона, о проектах, об инфраструктуре, об аналитике по каждым отраслям. Демоверсия дорожной карты уже готова. Также со стороны бизнеса были презентованы инновационные проекты, как например, производство кашемира. Эти нововведения покажут инвестиционный потенциал регионов и в целом помогут активизировать экономику страны. Помимо этого, были подписаны соглашения по привлечению инвестиций на общую сумму 30 млн долларов США и экспортные контракты на 1,9 млн долларов США. Это экспорт форели, меда, картофеля, чипсов.
– Как вы бы охарактеризовали инвестиционный климат в КР?
– Сегодня все отрасли республики инвестиционно привлекательны. Однако часто это преимущество госорганы и органы МСУ не могут показать в выгодном свете, не хватает определенных информационно-аналитических материалов. Инвестиционный климат состоит из различных факторов и не зависит только от намерений и усилий АПЗИ. В него включаются исполнения решений судов, защита инвестиций, гарантии, исполнение местного законодательства, начиная от экологии, сырьевой базы, заканчивая инфраструктурными проектами. Для привлечения иностранного капитала необходимо повышать мобильность и гибкость принятия решений. Большую роль играет элемент защиты и гарантий существования инвестиционного проекта.
– Какие из отраслей экономики КР сегодня наиболее привлекают зарубежных инвесторов?
– Исходя из статистики, за последние три года в структуре поступлений прямых иностранных инвестиций растет доля обрабатывающей промышленности. Ранее превалировала доля горнодобывающей отрасли, торговля, финансовое посредничество. Это результат вступления Киргизии в ЕАЭС. Инвесторы поняли, что можно зарабатывать посредством переработки. Этот тренд необходимо поддерживать, потому что обрабатывающая промышленность позволяет создавать новые рабочие места, привлекать новые налоговые платежи, и соответственно получать товары с высокой добавленной стоимостью.
Серьезный настрой
– Китай по объему осуществляемых инвестиций в экономику КР – один из крупнейших инвесторов республики. Какие тенденции в двухсторонних отношениях стали знаковыми?
– Действительно, Китай наряду с Россией и Казахстаном входит в тройку стран, поступления из которых лидирует ввиду географической близости. Сегодня китайские инвесторы делают шаг в сторону перерабатывающей отрасли. Намечено создание первого международного индустриального парка в Киргизии. Это говорит о том, что инвесторы из КНР серьезно настроены работать здесь, продвигать свой бизнес и продукцию, а также привлекать в республику свои финансовые средства и технологии. Кроме того, через Киргизию китайские инвесторы получат новые рынки сбыта, в том числе для стран ЕАЭС.
– Кыргызская Республика одна из первых поддержала китайскую инициативу «Один пояс – один путь», какие выгоды от этого проекта для страны?
– Республика может получить хорошие преимущества благодаря этой инициативе. Выгоды в сфере реализации инфраструктурных проектов, а также для информирования потенциальных инвесторов о том, что страна, как участник проекта «Один пояс – один путь», создаст дополнительные условия для инвестирования.
– С какими «подводными камнями» сталкиваются иностранные инвесторы в КР?
– Прежде всего, это отсутствие коммуникаций и диалога между местным населением и органами МСУ. Зачастую из-за непонимания менталитета и неправильного исполнения законодательства КР иностранные инвесторы наталкиваются на определенные проблемы. Наше агентство работает над решением этих нюансов. Мы запустили серию встреч с предпринимателями из разных стран. Недавно прошла встреча с китайскими бизнесменами с участием торгового представителя КНР в КР. Помимо этого, мы будем активно взаимодействовать с бизнес сообществом, чтобы своевременно выявлять проблемы и реагировать на них.
– Как вовлечь местное население в работу с инвесторами иностранными? Насколько выгодно обучать кадры, и оправдывает ли себя подобная практика?
– Это одна из главных функций органов местного самоуправления. Обучение населения, безусловно, выгодно. МСУ получат возможность привлекать новые технологии, создавать дополнительные рабочие места и повышать свой бюджет.
– Какие наиболее крупные проекты уже осуществляются в КР при помощи иностранного капитала?
– АПЗИ привлекло крупного иностранного инвестора в СЭЗ Бишкек, который на территории 6 гектаров строит завод по производству биметаллических алюминиевых радиаторов. Бюджет проекта – 40 млн долларов США. Подобного производства с такой большой мощностью нет даже в СНГ. Осуществляется ряд более мелких проектов. К примеру, строительство мясомолочного перерабатывающего цеха со стороны турецкого инвестора. Также наше агентство активно помогает в строительстве завода по выпуску цемента в Караколе.
– Возможно ли какой-то инвестиционный опыт перенять у соседних стран?
– Не всегда зарубежный опыт применим в КР, у нас совсем другая база, инфраструктура, иное восприятие инициатив и достаточно специфический механизм исполнения, реализации каких-либо реформ. Поэтому делать под копирку – не подходящий метод. Надо все-таки идти своим путем, но при этом изучать, учитывая достижения и ошибки других стран.