Недавно, на рейсе из Алматы в Душанбе мы разговорились с молодым человеком, сидевшим рядом со мной о сегодняшних трудностях найти хорошую работу. В ходе разговора он сказал с сожалением: «Жаль, что я не получил лучшего образования. Я мог бы сейчас иметь хорошую работу». Он один из миллионов трудовых мигрантов из стран Центральной Азии. Их труд – в основном низкоквалифицированный и денег приносит немного. «Я говорю своим братьям и сестрам, чтобы они хорошо учились, если хотят жить лучше чем я», добавил молодой человек.
Его история – это напоминание о том, что образование имеет большое значение в жизни человека. Еще более важным оно становится сейчас в современном мире стремительного развития технологий, в том числе цифровых.
Развитие робототехники, беспилотного транспорта, искусственного интеллекта меняют нашу жизнь и характер работы. Некоторые профессии будут постепенно исчезать, но появятся другие, включая новые и еще несуществующие. Единственное в чем нет сомнений, это то, что залогом успеха в новых реалиях будет именно образование.
Страны Центральной Азии унаследовали высокий уровень грамотности и образования с советских времен, но с начала девяностых (после обретения независимости), качество обучения значительно упало. Сегодняшние школьники и студенты отстают по таким базовым навыкам как критическое мышление, аргументация и решение задач.
По данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), в 2010 году в Кыргызстане у более 80 % учеников показатели по математике и чтению оказались ниже базового уровня. В Таджикистане у 77 % второклассников показатели беглости чтения и понимания текста были ниже национальных норм. В Казахстане результаты исследования PISA, проведенного в 2012 году, показали, что по уровню школьного образования участники отстают от своих сверстников в странах ОБСЕ примерно на год. Однако, по данным Международного мониторингового исследования качества школьного математического и естественно-научного образования (TIMSS) 2016 года казахстанские школьники продемонстрировали высокий уровень грамотности в математике и естественных науках. Узбекистан и Туркменистан не принимали участия в международных программах оценки уровня образования, поэтому трудно оценить, каково качество образования в этих странах.
В большинстве стран Центральной Азии также наблюдается серьезный пробел в охвате детей дошкольным образованием – от 58% охвата в Казахстане до 12 % в Таджикистане. Несмотря на активные инвестиции в дошкольное образование в Кыргызской Республике и Узбекистане в последнее время, в большинстве сельских населенных пунктах этот показатель пока остается низким.
В нашем последнем докладе «Меняющееся богатство наций 2018» отмечается, что именно человеческий капитал, т.е. совокупность знаний, талантов, навыков и способностей людей, составляет основное богатство страны. Так, благосостояние развитых стран обеспечивается человеческим капиталом на 68%, а в развивающихся– на 41%.
Так, инвестиции в образование и развитие человеческого капитала могут существенно улучшить благосостояние стран Центральной Азии. В докладе Всемирного Банка о мировом развитии «Обучение для реализации образовательных перспектив» мы определили основные меры, которые могут помочь странам улучшить качество образования.
Чем раньше, тем лучше
Базовые функции головного мозга начинают формироваться у детей еще до рождения, и этот процесс продолжается до 5 лет. В это время способность мозга обучаться определенным навыкам наиболее высока, с возрастом она постепенно снижается. Если упустить эту возможность, ребенку будет сложнее учиться и осваивать новые навыки.
Дети до 5 лет, не получающие полноценного питания, отстающие в росте, лишенные достаточного родительского внимания и стимулов к развитию, скорее всего, будут хуже учиться в школе и меньше зарабатывать, когда вырастут. То есть дети из бедных семей так и не получат возможности вырваться из порочного круга бедности. Поэтому ранние инвестиции в молодое поколение имеют огромное значение для развития умственных способностей и навыков человека и развития высокого человеческого капитала.
Исследования показывают, что каждый дополнительный доллар, вложенный в повышение качества питания и уровня дошкольных программ, принесет национальной экономике от 6 до 17 долларов в будущем. Именно поэтому инвестиции в первые годы жизни ребенка – это самые экономически эффективные капиталовложения со стороны государства.
Роль учителей
Многочисленные исследования показывают что самый важный фактор, определяющий результаты обучения, это качество учителей. Так, например, в США посчитали что замена учителя низкой квалификации на учителя квалификации среднего уровня приведет к повышению будущих доходов учащегося на 250 тысяч долларов в течение его жизни.
В большинстве стран Центральной Азии существует проблема с педагогическими кадрами. Из-за низкой зарплаты и небольших перспектив профессионального роста преподавание не считается желанной карьерой. Учителей готовят без учета их потребностей, равно как и потребностей экономики. В результате страдает качество преподавания и, следовательно, уровень подготовки учащихся.
В Кыргызстане, в настоящее время, экспериментируют с практикой наблюдения за педагогическим процессом в классе, а также с механизмами обратной связи в работе учителей, что может послужить хорошим опытом для других. Тем не менее необходимы более широкие реформы в сфере подготовки и повышения квалификации педагогов.
Оценка результатов очень важна
Если не знаешь о существовании проблемы, то вряд ли её решишь. Поэтому необходимы системы оценки результатов процесса обучения, которые будут служить ориентиром для педагогов и учащихся. Это в свою очередь поможет повысить качество управления образования и привлечь внимание руководителей страны к проблеме если таковая существует.
Национальные системы оценки качества образования в Центральной Азии желают лучшего. Казахстан и Кыргызстан участвуют в международных программах оценки, таких как PISA, TIMMS и Международное исследование навыков взрослых (PIAAC), и Узбекистан объявил намерение участвовать в оценке PISA в 2021 году. Но другие страны региона пока, к сожалению, остаются в стороне. При этом они теряют важную возможность отслеживать свои показатели образования и укреплять свои национальные системы. Без участия в программах оценки результатов образования невозможно узнать дают ли средства потраченные на образование ожидаемой отдачи.
Фокус на результаты
В странах Центральной Азии на образование расходуется в среднем 15-20 % государственного бюджета, что в целом соответствует уровню затрат по странам ОЭСР. При этом, показатели результатов образования учащихся значительно ниже стран ОЭСР, что указывает на необходимость более эффективного использовании средств потраченных на образование.
Опыт разных стран мира свидетельствуют о том, что стандарты образования можно существенно улучшить, если «образование для всех» становится национальным приоритетом. Один из таких примеров – Южная Корея. Из страны, разоренной войной, с крайне низким уровнем грамотности в 1950-х годах, к 1995 году Южная Корея превратилась в государство со всеобщим доступом к высококачественному среднему образованию. Сегодня корейская молодежь демонстрирует самые высокие показатели в международных системах оценки качества образования.
Сегодня экономики мира усиленно готовятся к грядущей глобальной цифровизации и роботизации, которые потребуют другие навыки и значительно более высокий уровень человеческого капитала. Очень хотелось бы чтобы страны Центральной Азии не упустили возможность улучшить качество образования и дать новому подрастающему поколению те знания и навыки которые дадут им возможность преуспеть и позволят странам Центральной Азии идти в ногу с передовыми странами мира.
Ссылка:
http://blogs.worldbank.org/europeandcentralasia/ru/investing-today-brighter-future-tomorrow