Национальный статистический комитет Кыргызской Республики подвел итоги 2017 года. Объем внутреннего валового продукта КР в 2017 году составил более 493 млрд сомов и увеличился на 4,5% по сравнению с 2016 годом.
Без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор объем ВВП составил более 445 млрд сомов.
Рост ВВП оказался выше прогнозов правительства и международных финансовых институтов, в том числе Международного валютного фонда и Всемирного банка. По итогам года МВФ и ВБ ожидал рост не более 3,5%. Согласно заключению миссии МВФ, сделанном в начале ноября 2017 года, ВВП республики ожидался в 3,2%. Прогноз по росту экономики Кыргызстана понижен на 0,3% из-за ситуации на кыргызско-казахской границе.
Объем промышленной продукции в прошлом году составил более 231 млрд сомов и по сравнению с 2016 годом увеличился на 11,5%.
Рост промышленности обеспечен за счет роста добычи металлических руд, сырой нефти и пластмассовых изделий, прочих неметаллических изделий, а также пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия.
Зависимость от Кумтора
В начале 2017 года показатели ВВП были очень впечатляющие — рост составлял более 7%. Однако год завершился с показателем роста 4,5%. Это связано с тем, что на ВВП влияние оказывает деятельность золоторудного предприятия «Кумтор». Экономика по-прежнему зависима от добычи золота, а инвесторы пока вкладывать в Кыргызстан не торопятся.
Зависимость от одного предприятия представляет значительный риск для экономики страны. В 2018 году на руднике объемы добычи золота уменьшатся, поэтому вполне вероятно, что нынешний показатель ВВП может измениться.
Одним из главных событий 2017 года стало подписание между правительством КР и «Центеррой Голд» нового соглашения по «Кумтору». Впервые за 20 лет кыргызская сторона сделала прорывной шаг в эксплуатации этого месторождения. В декабре 2017 года исполнилось 20 лет с тех пор, как в стране начали разрабатывать рудник Кумтор. За эти годы было сделано несколько неудачных попыток заключить соглашение, выгодное кыргызской стороне.
Наконец, в сентябре 2017 года правительство Кыргызской Республики и «Центерра Голд Инк.» подписали новое соглашение, согласно которому канадская компания направит $50 миллионов во вновь создаваемый Фонд развития природы на финансирование мероприятий по охране окружающей среды. Эти средства в первую очередь планируется использовать для модернизации и строительства новых современных очистных сооружений в акватории озера Иссык-Куль. Кроме того, ежегодный экологический платеж увеличен до $3 миллионов. Предусмотрен и ряд других условий для защиты экологии региона.
Новое соглашение по "Кумтору" стало сигналом для иностранных инвесторов о том, что в страну можно заходить.
Рост промышленности
Показатели роста промышленности внушают оптимизм. Если раньше в Кыргызстане развивались в основном секторы услуг и торговли, а население получало доходы от реэкспортных поставок, то сегодня экономика страны перестраивается в сторону промышленного производства.
Среди стран Евразийского экономического союза наибольший рост промышленного производства за десять месяцев 2017 года был отмечен в Кыргызстане — 13,7%. Об этом сообщила член коллегии (министр) Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая в декабре 2017 года.
Но тут вновь прослеживается ориентация экономики на горнорудный сектор. Самые большие успехи демонстрировали отрасли, связанные с полезными ископаемыми.
Адаптация к условиям ЕАЭС
По данным Национального статистического комитета, за 11 месяцев 2017 года объем внешнеторгового оборота Кыргызстана со странами Евразийского экономического союза составил $2 млрд, рост составил 14,3%. Объемы экспорта и импорта за этот период демонстрировали рост показателей.
Адаптация промышленности Кыргызстана к новым условиям и правилам ЕАЭС лучше всего заметна на росте производства продукции в текстильной и пищевой промышленности.
Перевозки товаров в рамках ЕАЭС для Кыргызстана стали дешевле благодаря вступлению в действие унифицированного тарифа, действующего на территории Казахстана. Новые тарифы вступили в силу в декабре 2017 года.
Главным итогом года и одновременно наиболее ожидаемым событием 2018 года является вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. Важно, что этот документ был подготовлен совместно с бизнес-сообществом и в нем учтены позиции бизнеса.
«Фактически, это кодекс возможностей, полностью ориентированный на электронные технологии. В нем заложена новая логика взаимодействия бизнеса с государством и взаимного обмена данными», – сообщил председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тигран Саркисян.
Новый кодекс юридически закрепляет возможность для представителей бизнеса совершать большинство требуемых операций через Интернет, взаимодействуя с информационными системами таможенных органов стран Союза.
Кроме того, новое таможенное законодательство избавит участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) от необходимости представлять в обязательном порядке таможенному органу документы, на основании которых была заполнена электронная декларация. Предъявить их нужно будет только в тех случаях, когда сработают профили риска по решению информационной системы, а не сотрудника таможни.
Однако необходимо сделать еще много решительных шагов, чтобы в полной мере заработали четыре свободы, зафиксированные в Договоре о ЕАЭС, — свобода передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, сообщил Тигран Саркисян.
Торговля
За 11 месяцев 2017 года внешнеторговый оборот Кыргызстана составил $6 млрд, увеличившись на 11%. Экспорт увеличился на 12,8% и импорт — на 10,2%.
Рост экспорта обеспечен за счет увеличения экспорта стекла, сливочного масла, драгоценных металлов, немонетарного золота, сушеных фруктов. Повышение импорта связано с увеличением ввоза тканей, керамических изделий, шин для транспортных средств, лекарственных средств и нефтепродуктов.
Товарооборот между странами ЕАЭС составил $2,1 млрд. Объемы с 2016 года выросли на 14,3%. Более 59% от общего объема торговли приходится на Россию, 36,6% — на Казахстан.
2017 год стал прорывным в торговых отношениях Кыргызстана и Узбекистана. Впервые за годы независимости товарооборот двух стран превысил $250 млн. Рост товарооборота в 1,7 раза с начала года позволил Узбекистану войти в топ-5 стран — торговых партнеров Кыргызстана.
Главными торговыми партнерами Кыргызстана, по итогам первых 9 месяцев 2017 года стали Китай ($1,324 млрд, доля во внешней торговле Кыргызстана — 26,9%), Россия ($1,088 млрд, 22,1%), Казахстан ($743 млн, 15,1%), Швейцария ($490 млн,9,9%), Узбекистан ($257 млн, 5,2%), Турция ($252 млн, 5,1%), США ($135 млн, 2,7%), Германия ($56 млн, 1,1%), Беларусь ($40 млн, 0,8%), Южная Корея ($39 млн, 0,8%).
Узбекистан нарастил экспорт в Кыргызстан за последний год в 2,5 раза — до $135 млн. Импорт из Кыргызстана составил $122 млн. Узбекистан планирует в ближайшие годы довести взаимный товарооборот до $500 млн.
Инфляция
За 11 месяцев 2017 года уровень инфляции в потребительском секторе КР составил 3,7%.
В 2017 году по сравнению с декабрем 2016 года существенно возросли цены на табачные изделия – на 24,1% и услуги – на 6,9%. Уровень потребительских цен на непродовольственные товары по сравнению с декабрем 2016 года повысился на 3,2%, пищевые продукты и безалкогольные напитки – на 2,7%. Максимальный прирост цен в 11,1% зафиксирован в Ошской области, наименьший в городе Бишкеке – 2,3%.
Переводы мигрантов
По данным Национального банка КР, за 11 месяцев 2017 года мигранты перевели в Кыргызстан $2 миллиарда 288,8 миллиона. За 11 месяцев прошедшего года данный показатель составил $1 миллиард 879,9 миллиона.
В ноябре приток переводов составил $205,2 миллиона, что по сравнению с аналогичным периодом 2016 года больше на $30,8 миллиона. В августе отмечен самый большой объем переводов — $262 миллиона.
Более 90 процентов денег поступили из России — $201,1 миллиона. С начала года из этой страны в Кыргызстан перечислено $2 миллиарда 244,6 миллиона.
Строительство
За 2017 год объем валовой продукции строительства в КР составил 140 млрд 215,1 млн сомов, что на 7,1% по сравнению с 2016 годом, сообщает Национальный статистический комитет КР.
Рост объемов инвестиций в основной капитал отмечен на строительстве объектов добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, обеспечения (снабжения) электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом, оптовой и розничной торговли, гостиниц и ресторанов, информации и связи, здравоохранения, искусства, развлечения и отдыха, прочей обслуживающей деятельности, а также жилищного строительства.
Основной объем (около 72% от общего объема инвестиций) был направлен на строительство объектов по добыче полезных ископаемых, обеспечения (снабжения) электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом, транспортной деятельности и жилищное строительство.
Снизились объемы инвестиций на строительстве объектов сельского, лесного хозяйства и рыболовства, водоснабжения, очистки, обработки отходов, транспортной деятельности и хранения грузов, финансового посредничества и страхования, а также образования.
Объемы инвестиций, финансируемые за счет внутренних источников, возросли на 10%, за счет внешних — на 1,5%.
Доходы населения
Среднемесячная заработная плата в 2018 году прогнозируется в размере 16,6 тыс. сомов, сообщает Министерство финансов КР.
С 2016 года средняя заработная плата выросла на 2 тыс. 85,8 сома, с 2017 года — на 1 тыс. 74,6 сома. К 2019 году (по сравнению с 2018 годом) ожидается увеличение на 1 тыс. 156,3 сома, к 2020 году — на 2 тыс. 407,2 сома.
ВВП на душу населения в 2018 году прогнозируется в размере 88,8 тыс. сомов. Прожиточный минимум вырастет на 233,3 сома, составив 5,2 тыс. сомов.
Уровень общей безработицы на 2018 год составит 7,3%.
Инвестиции
Комитет Жогорку Кенеша КР по экономической и фискальной политике признал недостаточной работу правительства по привлечению и защите инвестиций, развитию предпринимательства, производству и продвижению товаров на внешний рынок.
По данным Министерства экономики, приток прямых иностранных инвестиций за январь-сентябрь 2017 года составил $503,1 млн, уменьшившись на 6% в сравнении c аналогичным периодом 2016 года ($535,2 млн).
Основной объем прямых иностранных инвестиций (56,4%) был направлен в обрабатывающие производства. При этом объем инвестиций, направленных в обрабатывающие производства увеличился в 2 раза, в добычу полезных ископаемых — в 7 раз, в сектор информации и связи — в 6,8 раза.
За 9 месяцев 2017 год объемы ПИИ из стран вне СНГ увеличились на 67,5% в сравнении с аналогичным периодом 2016 года. Значительно увеличились ПИИ из Канады — на $127 млн, из Германии — на $1,3 млн, из Нидерландов — на $12 млн.
Объемы поступления ПИИ из стран СНГ в сравнении с аналогичным периодом 2016 года снизились на 80%, при этом объем ПИИ из Республики Узбекистан составил $2,2 млн и увеличился в 7 раз.
Великобритания является одной из основных стран-инвесторов в КР. Объемы поступлений прямых иностранных инвестиций из Великобритании за 9 месяцев 2017 года составили более $27,6 млн и увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2016 годом в 44 раза, сообщил 12 января министр экономики Кыргызской Республики Артем Новиков на встрече с послом Соединенного Королевства Великобритания и Северной Ирландии в Кыргызской Республике Робином Орд-Смитом.
Посол отметил позитивные шаги в отношениях двух стран. Наша задача - наращивать наши отношения не только в экономической сфере, но и в других областях, сообщил посол Великобритании в Кыргызстане.
«Между нашими странами есть потенциал для развития торгового и инвестиционного сотрудничества. Моя работа заключается в том, чтобы помочь в этом, и мне как послу нужно больше предоставлять информацию нашему бизнесу об Кыргызстане, ведь множество компаний не знают о возможностях Кыргызской Республики», - сказал посол.
За 10 месяцев 2017 года товарооборот между Кыргызской Республикой и Великобританией составил $15,1 млн, сообщил министр.
Соединенные Штаты готовы сотрудничать с Кыргызстаном, несмотря на наличие некоторых разногласий, сообщила на брифинге в Бишкеке первый заместитель помощника госсекретаря США в Бюро по Южной и Центральной Азии, посол Элис Уэллс.
По ее словам, за последние 26 лет США вложили в Кыргызстан $2 миллиарда. Американское правительство, подчеркнула Элис Уэллс, хочет видеть республику процветающей и успешной.
Внешний долг
По состоянию на 30 ноября 2017 года размер государственного долга (внешний и внутренний) Кыргызской Республики составил $4 млрд 444,68 млн (309 млрд 971,36 млн сомов), сообщает Министерство финансов КР.
Из них $4 млрд 15,22 млн (280 млрд 21,04 млн сомов) составляет государственный внешний долг, и $429,46 млн (29 млрд 950,32 млн сомов) — государственный внутренний долг.
В 2018 году КР начинает следующий этап развития, так как в 2017 году завершилась реализация Национальной стратегии устойчивого развития. Завершается разработка Стратегии устойчивого развития КР на 2018-2040 годы «ТАЗА КООМ.ЖАҢЫ ДООР».
На заседании ЖК КР 11 января депутат Жогорку Кенеша Руслан Казакбаев обратил внимание правительства на размер государственного долга Кыргызстана, затронув вопрос управления госдолгом.
В условиях перехода КР к рыночным отношениям для страны было необходимо привлечение помощи донорского общества, которое было направлено на поддержку бюджета. Более $2,6 млрд, или 28% от общего объема привлеченной помощи, было направлено на эти цели. Кыргызская Республика добилась определенных результатов за счет помощи международных организаций в сфере социального развития, создания рыночной инфраструктуры, совершенствования государственного управления, реконструкции автодорог. К сожалению, этим ограничивается эффективность заимствований, заключил депутат, добавив, что надо активнее работать над реализацией крупных проектов, приносящих реальные доходы в бюджет страны.
По мнению депутата, внешний долг Кыргызстана растет, но управляют им неэффективно. В частности, отсутствует всесторонний глубокий анализ эффективности целевого использования средств, а также контроль за использованием средств. За последние четыре года госдолг вырос на $797 миллионов, и только за 11 месяцев 2017 года — на $379,3 миллиона. Правительство должно предусмотреть комплекс мер по эффективному управлению госдолгом.
По предварительным данным, дефицит государственного бюджета останется на уровне предыдущего года и составит около 20 млрд сомов, это 3,8% к ВВП. Как сообщил министр финансов КР Адылбек Касымалиев, этот показатель незначительно превышает допустимый уровень по международным стандартам — около 3%.
«Дефицит бюджета - это те средства, которые мы получаем от международных финансовых институтов на строительство дорог, реконструкцию гидроэлектростанций, ТЭЦ. То есть, это средства, которые идут на развитие инфраструктуры. Получаемые кредиты в доходы не включаются, но включаются в расходы. Разницу между доходами и расходами в 20 млрд сомов полностью составляют кредиты», - пояснил министр.
Весь мир живет с дефицитным бюджетом, включая США, Японию и европейские страны, заверил министр, заключив, что «ничего страшного в этом нет».
Для покрытия дефицита бюджета правительство решило привлекать больше средств населения страны. В 2017 году Министерство финансов впервые стало выпускать казначейские облигации на 7 и 10 лет.
Политика государства направлена на то, чтобы росла доля внутреннего долга. Правительство выполняет Стратегию управления государственным долгом на 2016-2018 годы, при этом соблюдая параметры критической нормы госдолга, заверил Адылбек Касымалиев.
Прогнозы
Номинальный ВВП в 2018 году прогнозируется в 538,1 млрд сомов, тогда как ВВП на 2017 год ожидался в сумме 494,1 млрд сомов, сообщает Министерство финансов КР.
В 2018 году в структуре производства ВВП удельный вес услуг прогнозируется на уровне 50,8%, доля промышленности — 16,3% (без учета Кумтора 8,7%), удельный вес строительства — 9,4% и доля сельского хозяйства — 12,7%, чистые налоги на продукты и импорт — 10,9%.
Ключевые события 2018 года
Казахстанский совет по международным отношениям презентовал обзор наиболее важных событий в Центральной Азии в 2018 году, передает Казинформ.
Экономический рост. Согласно прогнозу Всемирного банка, в целом по Центральной Азии экономический рост составит 2,7% - в Казахстане 2-3%, в Кыргызстане 3-3,5%, в Таджикистане 5-6%, в Узбекистане и Туркменистане - 6%.
Эти прогнозы предполагают повышение инвестиционной привлекательности. Экономисты солидарны с тем, что не следует ждать большого роста, но позитивный тренд в экономиках стран региона будет задан.
Рост сотрудничества. По мнению экспертов, встречи лидеров Центральной Азии в двухстороннем формате в 2017 оказали положительное влияние на активизацию центральноазиатского сотрудничества.
Многое будет зависеть от позиции Узбекистана. Если президент страны продолжит нынешний курс, то, вполне вероятно, что лидеры стран Центральной Азии специально соберутся в многостороннем формате на неформальном саммите.
Цифровизация. По статистике, в 2017 году 35 млн человек в Центральной Азии имели доступ к интернету.
Этот тренд меняет общественные и социальные контакты, которые существовали в советское время. Общество требует более открытого формата. Курс на цифровизацию взят в Казахстане, в Кыргызстане стартует реализация проекта «Таза коом». Это требует решения вопросов цифрового образования, цифровой медицины, и сейчас в странах ЦА они поднимаются на повестке дня. Это будет задавать новый тон, новое измерение, повышать уровень конкуренции и взаимодействия, считают эксперты.