Аналитика / Статьи /
Форум Иссык-Куль – 2017: Кыргызстан расширяет экономические связи

МДС
25 августа 2017

Четвертый экономический форум «Иссык-Куль 2017» прошел 22 августа в Чолпон-Ате.

В работе форума приняли участие первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации Игорь Шувалов, вице-премьер Армении Ваче Габриеляна, первого заместитель премьер-министра Республики Беларусь Василий Матюшевский, первого заместителя премьер-министра Казахстана Аскар Мамин, председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тигран Саркисян, а также представители правительства КР и деловых кругов государств - членов ЕАЭС, стран ближнего и дальнего зарубежья, компаний из Китая, России, Сингапура и Казахстана.

Форум, который проводится с 2014 года, был посвящен обсуждению ключевых экономических вопросов, стоящих перед Кыргызской Республикой и ее партнерами.

Создание единых правил и стандартов

«Евразийский экономический союз – это экономическое интеграционное объединение, которое позволяет расширить границы национальных экономик и способствовать созданию единых правил и стандартов для всех участников единого рынка, - сказал министр экономики КР Арзыбек Кожошев. - Конечно, порой мы наблюдаем затяжное устранение преград, препятствующих реализации потенциала национальной экономики страны-участника, однако Евразийская экономическая комиссия и профильные министерства и ведомства стран - участниц ЕАЭС вплотную сотрудничают над улучшением условий пребывания каждой страны в данном объединении».

Во многих развивающихся странах есть реальный интерес по налаживанию более тесных торговых отношений с ЕАЭС, в том числе путем подписания договоров о зоне свободной торговли. География сотрудничества широка – от Латинской Америки до стран Юго-Восточной Азии.

Однако, концентрируя свое внимание на ЕАЭС, не стоит забывать и о других интеграционных объединениях, в первую очередь концепцию «Один пояс – один путь».

Торгово-экономическое сотрудничество между Кыргызской Республикой и КНР развивается на фоне активного осуществления КНР практических мер по реализации концепции «Один пояс – один путь», включающей инициативы по созданию «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века». Эти инициативы предусматривают широкое сотрудничество КНР со странами евразийского и азиатско-тихоокеанского регионов, в частности, в транспортно-инфраструктурной сфере.

12 августа исполнилось ровно два года с тех пор как Кыргызская Республика стала полноправным членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Вступление в ЕАЭС открывает для Кыргызской Республики новые перспективы. Снимаются барьеры на пути движения товаров, услуг и капитала на рынки пяти стран – участниц ЕАЭС с населением более 180 млн. человек.

В настоящее время ЕАЭС – это 3,2% мирового ВВП один из крупнейших мировых рынков, или 2,5% населения Земли, самая большая территория в мире (более 20 млн кв. км).

Условия для инвестиций

Кыргызская Республика пока единственная страна в Центральной Азии, которая имеет статус пользователя Всеобщей системы преференций (ВСП+), предоставленная Европейским союзом.

Шесть тысяч наименований продукции, производимой в нашей стране, попадая на рынки Европейского союза, освобождаются от таможенных пошлин, и это делает их конкурентными из-за невысокой цены. Это преимущество выгодно и иностранным инвесторам, и партнерам нашей страны по интеграционному объединению, не имеющим такого статуса, поскольку позволит им производить продукцию в нашей стране и реализовывать ее на конкурентных условиях в странах ЕС.

В стране создан наиболее либеральный налоговый режим. Ставки налога на прибыль и подоходный налог составляют по 10%, НДС – 12%, что выгодно отличается от аналогичных ставок в соседних странах.

Существующие тарифы на электроэнергию являются самыми низкими среди стран СНГ. В стране присутствует квалифицированная рабочая сила, и существующая система образования позволяет в короткие сроки подготовить необходимый персонал.

В Кыргызстане сформирована стабильная и устойчивая база для развития потенциала государственно-частного партнерства (ГЧП): создана законодательная база; институциональная основа; а также Фонд финансирования подготовки проектов в целях развития ГЧП в Кыргызской Республике.

Для развития туризма и привлечения инвестиций в 2012 году были внесены изменения в законодательство в части инвестиционной политики, а также был принят Закон

«О введении безвизового режима для граждан 61 государства сроком до 60 дней».

По данным отчета Всемирного Банка Doing Business, в 2015 году КР заняла 9 позицию по легкости открытия бизнеса. По показателю «Защита инвесторов» Кыргызская Республика занимает 1-е место среди стран Содружества Независимых Государств.

За короткий период форум стал важной площадкой для диалога между представителями деловых кругов из разных стран и обсуждения возможностей налаживания торгово-экономического сотрудничества.

В целях ускорения процесса экономической интеграции необходимо создавать наилучшие условия для развития бизнеса на Евразийском пространстве.

Недавно исполнилось два года с момента присоединения Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе. Безусловно, это небольшой срок, тем не менее, уже можно говорить о каких-то предварительных результатах.

Барьеры, которые существовали ранее, прежде всего таможенные тарифы и процедуры, сегодня уже отсутствуют, присоединение к единой системе технического регулирования позволило местному бизнесу стать частью большого емкого рынка с населением более 180 млн человек, и результаты не заставили себя ждать. 2016 год был отчасти сложным, так как все партнеры КР по ЕАЭС находились под воздействием внешних шоков, что привело к замедлению темпов экономического роста в ряде стран.

В 2017 году динамика уже более позитивная, мы видим рост ВВП в Кыргызской Республике около 7%. Вместе с этим наблюдается увеличение взаимной торговли, увеличение экспорта и рост денежных переводов от трудовых мигрантов.

Наблюдается очевидный прогресс по всем направлениям.

Даже сравнивая нынешнюю ситуацию с той, что было два года назад, интеграционная повестка дня меняется на глазах. Когда Кыргызская Республика присоединилась к договору о Евразийском экономическом союзе, о необходимости развития цифровой экономики только говорилось. Сегодня цифровая экономика — один из важных приоритетов в повестке дня, и это очень своевременно, так как данный процесс будет сопряжен с новым национальным проектом – «Таза Коом».

Кроме этого, следует отметить быстрое развитие внешних экономических связей ЕАЭС с третьими странами. Большое количество стран проявляют интерес к сотрудничеству со странами — участницами данного интеграционного объединения. Так, ранее был подписан Договор о свободной экономической зоне с Вьетнамом, продолжаются переговоры с Ираном, в повестке дня переговоры с Китаем как одним из основных экономических партнеров ЕАЭС.

Сближая ставки акцизных сборов

Председатель Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян считает, что повестка дня заседания Совета ЕЭК была насыщенной и содержательной.

«В ходе заседания нам удалось обсудить несколько аспектов, в том числе вопросы по внешнему треку нашего интеграционного объединения. Мы проинформировали участников заседания о ходе переговорного процесса о заключении соглашений о зоне свободной торговле с рядом стран. Что касается внутренних треков, мы, в частности, обсудили вопросы акцизной политики, с тем, чтобы у нас была согласованная политика по ряду товарных групп. Это прежде всего алкоголь и табак. Нам необходимо поэтапно сблизить ставки акцизных сборов с целью исключения теневого оборота данных видов товаров. Кроме этого, обсуждался вопрос прослеживаемости маркировки. Нам необходимо добиться того, чтобы по многим видам товаров у нас была согласованная политика», — сообщил он.

Стороны рассмотрели широкий спектр вопросов в сфере торговли, экономики и финансов, внешнеэкономической политики, таможенного регулирования, энергетики и информационно-коммуникационных технологий.

Кыргызская Республика в этом году председательствует в ЕЭК.

Шесть направлений работы ЕЭК

Председатель Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян сообщил, что работа ЕЭК ведется по шести направлениям.

Первое направление - увеличить показатель ВВП на душу населения в ЕАЭС, в настоящее время разница составляет 9,5 раза. Та помощь, которую получает КР в рамках ЕАЭС, говорит о том, что за короткий срок можно внедрить все институты для устойчивого развития. В будущем, возможно, темпы роста КР будут выше темпа роста ЕАЭС.

Второе направление - совершенствование деятельности общих рынков. «Есть четкая программа по преодолению препятствий, мы определили порядка 60 таких барьеров, сейчас обсуждается дорожная карта», - сказал он.

Третье направление - цифровизация общего пространства ЕАЭС, что послужит серьезным потенциалом для экономического роста и повышения конкурентоспособности.

Четвертое направление - мировое лидерство по логистике.

Пятое направление - это бытовая связь. «Интеграция создает условия для наших граждан, граждане КР уже почувствовали результат в вопросе трудовой миграции на пространстве ЕАЭС».

Шестое направление - расширение торгово-экономических отношений с заинтересованными странами. проинформировал председатель ЕЭК.

Кыргызстан и Казахстан

К 2020 году товарооборот между КР и РК может достичь $2 млрд., сказал первый заместитель премьер-министра Казахстана Аскар Мамин.

Казахстан вышел на траекторию высокого устойчивого развития, впервые с ростом ВВП в 4,2%. Товарооборот Казахстана с КР вырос более чем на 30%. Это говорит, что есть потенциал для дальнейшего развития.

Необходимо обратить внимание на проекты, реализуемые в ЕАЭС, поднять на высокий уровень инвестирование. Порядка 400 компаний с казахским капиталом присутствует в Кыргызстане. Товарооборот между КР и РК достигает почти миллиарда долларов. К 2020 году можем увеличить в два раза с учетом снятия барьеров, сказал он.

22 августа в Чолпон-Ате представители правительств Кыргызстана и Казахстана подписали документ о перечне мероприятий в рамках технической помощи Казахстана.

Ранее между странами была достигнута договоренность о предоставлении Казахстаном гранта в размере $100 млн в качестве технической помощи для адаптации Кыргызстана в ЕАЭС. Грант будет выделен двумя траншами - $41 млн и $59 млн. По первому траншу уже есть решение о переводе.

На экономическом форуме "Иссык-Куль – 2017" замминистра экономики КР Алмаз Сазбаков и министр финансов РК Канат Баедилов подписали детализированный перечень мероприятий в рамках этой техпомощи.

Кыргызстан и Узбекистан

Объем торговли Кыргызстана и Узбекистана составил $110 млн в первом полугодии 2017 года, сообщил Узбекистана в КР Комил Рашидов.

Впервые в истории кыргызско-узбекских отношений сопредседателем межправительственной комиссии по двустороннему сотрудничеству назначен премьер-министр Узбекистана, до этого сопредседателями были вице-премьер-министры. Это свидетельствует о том, что Узбекистан расширяет добрососедские взаимовыгодные отношения с Кыргызстаном.

Обе стороны отметили положительную динамику роста взаимной торговли. Существует договоренность о поставке сельхозтехники и другой продукции на рынок Кыргызстана.

Узбекская сторона готова расширить поставки в КР современных легковых и грузовых авто, всех видов минеральных удобрений, электротехнической продукции, бытовой техники, стройматериалов, текстиля, фармацевтической продукции и плодово-овощной продукции.

Кыргызская сторона предложила увеличить поставки угля, продукции пищеперерабатывающей промышленности (молочная, мясная, рыбная, кондитерские изделия длительного хранения), швейной продукции, мебели и трикотажа.

Кыргызстан и Армения

Региональная интеграция ориентирована на самый большой рынок – на Россию, но Армения укрепляет экономические связи также с Кыргызстаном, Казахстаном и Белоруссией, сказал министр международной экономической интеграции и реформ Армении Ваче Габриелян.

Экономика Армении растет. Министерство работает через ЕЭК работаем, чтобы была действительная интеграция через четыре свободы – товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

В Армении растет объем экспорта, в том числе и в страны ЕАЭС. Львиная доля экспорта приходится на Россию, но у Армении налажены торгово-экономические отношения также с Казахстаном и Кыргызстаном. Развивается региональная интеграция.

Осталось много пробелов

В мире и внутри ЕАЭС многие не до конца понимают, что это за объединение, сказал первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов. Многие склоняются к тому, чтобы навязать представление о ЕАЭС как о политическом проекте и часть говорят о том, что это политический проект Российской Федерации.

«Проект был зарожден по инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Еще в начале 90-х годов он последовательно выступал за евразийскую интеграцию. Поэтому любые спекуляции о том, что этот проект навязан Россией и основа этого проекта политическая – это все не верно».

Игорь Шувалов признал, что после подписании договора об образовании ЕАЭС осталось много пробелов. Сейчас проходит очень сложная работа по выявлению препятствий во взаимной торговле по тем изъятиям, которые существуют в рамках договора.

Совет ЕЭК регулярно заслушивает, какие препятствия мешают развивать интеграционный проект, препятствуют взаимной торговле и берут ли страны соответствующие обязательства по устранению препятствий. Работа идет сложная», - сказал он.

Зона свободной торговли

Первый заместитель председателя правительства РФ рассказал о заключении соглашений о зоне свободной торговли.

ЕЭК удалось подготовить соглашение с Вьетнамом, есть возможности производственной кооперации на территории Вьетнама. Это новый формат соглашения. Параллельно ведется несколько переговоров. Сложно идут переговоры с Ираном, но для ЕАЭС это важный торговый партнер, большая страна с большим рынком, поэтому надо как можно скорее завершить переговоры. ЕЭК ведет переговоры о заключении соглашения с Сингапуром. У многих производителей стран ЕАЭС появятся дополнительные возможности в странах АСЕАН.

Идет также подготовка соглашения с Китаем о евразийском экономическом партнерстве. Малые и средние предприятия являются приоритетом сотрудничества между Китаем и Кыргызстаном.

Представитель бизнес-консалтинговой компании КНР отметил, что Кыргызстан обладает благоприятными условиями для вхождения на его рынок, являясь членом ВТО, ШОС и ЕАЭС.В стране относительно свободный валютный контроль и в то же время и лучшее географическое расположение в регионе.

Кроме того, здесь дешевое электричество, а также высокое качество труда при низкой себестоимости. Поэтому в Кыргызстане выгодно создавать индустриальные зоны по производству продукции, переработке сельхозпродукции, торговле и логистике.