Аналитика / Статьи /
О необходимости трансформации человеческих ресурсов Кыргызстана в человеческий капитал

Г.Ибрагимова
18 июля 2016

Человеческие ресурсы лежат в основе экономического и социального развития страны – к этому выводу пришли все международные организации (ОЭСР, ООН, ЮНЕСКО, МОТ). В связи с этим перед национальными правительствами стоит задача обеспечить компетентность своих граждан, тем самым открыв им доступ к работе, социальной защите и качеству жизни.

Оценка ситуации

Кыргызстан имеет великолепную демографию, более 60% населения дееспособны, из них 45% составляет молодежь. То есть, страна располагает отличными человеческими ресурсами – единственным возобновляемым ресурсом. Опыт таких стран, как Япония и Южная Корея, у которых полностью отсутствуют природные ресурсы, показывает, что благодаря правильному использованию человеческих ресурсов им удалось осуществить экономический и социальный прорыв. В настоящее время для Кыргызстана человеческие ресурсы являются как потенциалом развития, так и источником угроз.

Если молодежь не будет иметь современной квалификации, которая обеспечит им конкурентоспособность на рынке труда, то она потенциально пополняет ряды криминала и террористических организаций, является источником социального напряжения.

Основным направлением в деятельности правительств, для обеспечения компетентности граждан, являются Национальные Квалификационные системы на основе компетенций, которые коррелируют с международными квалификационными системами.

В условиях Кыргызстана в модернизации нуждается само содержание понятия «квалификация», так как в стране есть квалификационная система, но действующая система квалификации, определяет квалификацию работника через приблизительное соответствие уровней формального образования, соответствие учебных программ и их продолжительность, диплом и стажа работы (МСК-97), это называется «входные параметры квалификации». То есть, действующая система квалификации не отражает компетентность работника, его способность решать задачи и нести ответственность. Именно это является причиной безработицы среди выпускников профессиональных учебных заведений. Они что-то знают, но ничего не умеют, так как учебные заведения не имеют заказа в виде профессиональных стандартов, от работодателей.

Что необходимо сделать в Кыргызстане

Для формирования человеческого капитала, в соответствии с требованиями рынка труда и экономики страны, улучшения системы профессионального образования и профессионального обучения, в Кыргызстане необходимо разработать, апробировать и внедрить Национальную Квалификационную Систему на основе компетенций.

Национальная квалификационная система (НКС), основанная на компетентности, включает в себя:

1. Национальную Рамку Квалификаций – продукт правительства.

2. Отраслевые рамки квалификаций – продукт отраслевых министерств и работодателей.

3. Профессиональные стандарты – продукт работодателей, заказ системе образования.

4. Профессиональные образовательные стандарты на основе профессиональных стандартов – совместный продукт работодателей и министерства образования или учебных заведений.

5. Независимую систему оценки квалификаций и сертификации квалификаций;

6. Компенсационную систему – оплату труда на основе уровня квалификации– продукт правительства и работодателей.

7. Систему социальной защиты – своевременное включение новых профессий или новых функций в старых профессиях в нормативные документы социального фонда – продукт правительства, работодателей и профсоюзов.

Влияние Национальной Квалификационной Системы на национальный рынок труда:

• НКС способствуетформированию в стране «рынка квалификаций» вместо «рынка дипломов» и получению официального признания новых квалификаций и компетенций, освоенных в процессе трудовой деятельности вне рамок формального образования и обучения.

• НКС способствует повышению мотивации граждан к профессиональному совершенствованию,

• НКС позволяет определять рейтинг профессиональных учебных заведений, изменять их тип, в случае не соответствия уровня образования заявляемому уровню квалификации. При НКС появляется правовая база для рекламаций.

Достижения Кыргызстана.

• С 2006 года в Кыргызстане был реализован ряд проектов, которые позволили изучить мировой опыт развития квалификационных систем.

• Разработана Отраслевая Система Квалификаций на основе компетенций в сфере экологического туризма, включающая в себя весь пакет выше указанных документов.

• Разработаны профессиональные стандарты на ряд профессий в швейной и строительной отраслях.

• Разработан проект Системы квалификаций Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам с независимой оценкой и сертификацией квалификаций, с участием Государственной кадровой службы.

• Эксперты Кыргызстана разрабатывали проект Национальной квалификационной системы Казахстана. В результате в Казахстане есть нормативно-правовая база по НКС, но нет наработок.

• Эксперты Кыргызстана обучили сотрудников и педагогов горно-геологического колледжа города Семей (Казахстан) как разрабатывать профессиональные стандарты и профессиональные обазовательные стандарты.

• Эскперты Кыргызстана представляли опыт страны в Европейском парламенте на заседании по квалификационным системам.

• Эксперты Кыргызстана представляли опыт страны на Международных экономических Форумах в городах Оренбург и Екатеринбург, где достижения Кыргызстана были высоко оценены.

• По качеству выше указанных документов , Кыргызстан имеет международные экспертные заключения.

Кыргызстан, имея большой положительный опыт по разработке и апробации квалификационной системы, не имеет государственной поддержки и признания, отсутствует нормативно- правовая база для развития квалификаций на основе компетенций, что является сдерживающим фактором развития человеческого капитала Кыргызстана.

Выгоды стейкхолдеров в случае внедрения НКС:

Государство – получает рост экономического и социального развития,снижение затрат на социальные программы, сокращение маргинальных групп, занятость населения.

Население - получает доступ к повышению квалификации, понятность траектории карьеры, признание результатов неформального и спонтанного обучения, внедрение системы зачетных единиц; конкурентоспособность, качество жизни.

Бизнес - индикаторы качества квалификаций и их соответствие требованиям рынка труда, компетентных работников, сокращение расходов на обучение персонала, экономический рост

Министерство образования - получает официальный заказ от работодателей на подготовку квалифицированных кадров,мотив, измерители и рычаг для обеспечения качества образования, ясный и понятный продукт образования.

Министерство труда и социального развития - мотив, измерители для обеспечения качества государственной политики в сфере трудовых отношений, ясный и понятный продукт компенсационной системы; системы социальной защиты; пенсионной системы.

Ибрагимова Г.Д,

Комитет по развитию человеческих ресурсов КСПП

Центр развития квалификаций Кыргызстана

Ассоциация Союз образовательных учреждений.