В ст. 1 Закона КР «О Средствах массовой информации» (далее «Закон о СМИ») предусмотрен исчерпывающий перечень видов средств массовой информации, к которым относятся:
газеты, журналы, приложения к ним, альманахи, книги, бюллетени, разовые издания, предназначенные для публичного распространения, имеющие постоянное название, а также теле- и радиовещание, кино- и видеостудии, аудиовизуальные записи и программы, выпускаемые государственными органами, информационными агентствами, политическими, общественными и другими организациями, частными лицами.
Данный перечень видов можно разделить на группу, охватывающую периодические печатные издания (газеты, журналы, и т.д.), и группу теле- и радиовещаний, кино- и видеостудий, аудиовизуальных записей и программ.
Информационные агентства, размещающие информацию на интернет-сайтах (далее «Интернет издания») не подпадают ни в одну из групп, и не под законодательное определение СМИ, следовательно, не являются СМИ.
Однако хотелось бы отметить, что Интернет издания так же, как и традиционные СМИ, обеспечивают сбор, обработку и публичное распространение информации в массовом масштабе. Существующие Интернет издания содержат информацию, предназначенную для неограниченного круга лиц, и имеющую форму периодического распространения, следовательно, данные Интернет издания вполне можно рассматривать как СМИ.
Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос регистрации в органах юстиции в качестве правового критерия, отличающего Интернет издания от СМИ. Так, законом предусмотрено, что любой вид СМИ для осуществления своей деятельности обязан зарегистрироваться в органах юстиции КР, что является неприемлемым для Интернет изданий, поскольку, хоть они и отвечают основным признакам традиционных СМИ, они не определены законодательством в качестве СМИ. Такой же точки зрения придерживается Министерство юстиции КР. А именно, последний отказывает в удовлетворении добровольно поданных заявлений с целью регистрации Интернет изданий в качестве СМИ, мотивируя свой отказ уникальностью распространения информации в Интернете, сложностью определения максимального объема выпуска, тиража и территории распространения продукции. А указанные признаки являются необходимыми при регистрации традиционных СМИ.
Тем не менее, как показала практика, интернет издания чаще всего регистрируются в форме некоммерческих организаций или хозяйствующих субъектов (ОсОО).
Таким образом, несмотря на то что интернет издания фактически соотвесвуют всем признакам СМИ и выполняют функции, аналогичные функциям традиционных СМИ, на данный момент их правовой статус формально так и не определен.
При рассмотрении вопросов ответственности, необходимо отметить, что Закон о СМИ был принят в 1992 году, единственные изменения вносились в него в 1993 году, т.е. закон был принят уже 19 лет назад. На момент принятия данного закона такого понятия как интернет-ресурсы, интернет-сайт в Кыргызской Республике не существовало.
Однако на протяжении последних лет информационные агентства, размещающие информацию на интернет-сайтах, стали основным поставщиком информации. Телеканалы, радиостанции, печатные СМИ зачастую основываются на информации, предоставляемой информационными агентствами.
Отсутствие законодательного отнесения информационных агентств и интернет-сайтов к СМИ является пробелом действующего законодательства КР. В законодательстве КР отсутствует понятие интернет-сайта как источника распространения информации.
Тем не менее, ст.1 Закона о СМИ закрепляет признаки средств массовой информации. Это субъекты, имеющие постоянное название и занимающиеся публичным распространением информации. Указанным признакам информационные агентства (такие как akipress.kg, 24.kg) полностью соответствует, поскольку деятельность агентств направлена на ежедневное оперативное размещение общественно-политической, новостной и иной информации на своих сайтах.
Считаем, что указанное позволяет использовать к правоотношениям, связанным с деятельностью информагентств, положений Закона о СМИ по аналогии закона (п.1 ст.5 ГК Кыргызской Республики).
Таким образом, даже в случае признания судом не соответствия действительности распространенных сведений, на информационные агентства не могут быть возложены меры гражданско-правовой ответственности в виде обязанности возмещения морального вреда и дачи опровержения, так как статья 26 Закона о СМИ устанавливает, что органы средств массовой информации не несут ответственности за распространение в средстве массовой информации сведений, не соответствующих действительности:
а) если эти сведения содержались в официальных документах и сообщениях;
б) если они получены от информационных агентств или пресс-служб государственных и общественных органов;
в) если они являются дословным воспроизведением публичных выступлений;
г) если они содержались в выступлениях граждан, идущих в эфир без предварительной записи.
Таким образом, рассматривая вопрос ответственности информагентств, разместивших информацию на интернет сайтах, за распространение сведений не соответствующих действительности, приходим к мнению, что доводом информагентств в ограничении их ответственности является ссылка на то, что они лишь каждый раз выступают информационной площадкой для распространения уже ранее размещенной пресс-службой какого–либо государственного органа КР или воспроизведённой через публичные выступления на пресс-конференции или иным способом информации, т.е. выступают в качестве СМИ, а, следовательно, в силу ст.26 вышеуказанного закона информационные агентства освобождаются от несения ответственности за распространение не соответствующей действительности информации.
KOAN LORENZ
Брюссель- Париж- Бишкек- Женева
720040, Кыргызская Республика
г.Бишкек, ул.Тыныстанова 209А
Тел: +996 312 900 100 - Факс: +996 312 662 233
Lorenz is a limited liability company and is part of Koan Lorenz international network.
www.koanlorenz.com