Предпринимательство, малый и средний бизнес являются важнейшим фактором экономического роста и деловой активности в Кыргызстане. В 2015 году доля малого и среднего бизнеса в ВВП Кыргызстана составила 40,5%, или 171,6 млрд. сомов, что на 10,4 млрд. сомов больше, чем в 2014 году. В России этот показатель едва достигает 20%, а в Казахстане – 30%, сообщили в правительстве.
В 2015 году в стране действовало 10,5 тысячи малых и средних предприятий. Индивидуальную предпринимательскую деятельность осуществляли 366,7 тысячи человек (прирост составил 16 тысяч человек, или 4,5% по сравнению 2014 годом). Об этом премьер-министр Темир Сариев сообщил на круглом столе «Роль инвестиций в развитии экономики».
Регулятивная реформа и кредиты
Сейчас идет инвентаризация все законов, регламентирующих деятельность бизнеса, сказал Темир Сариев на встрече с представителями бизнес-сообщества.
В ближайшее время количество административных процедур, регулирующих бизнес, будет сокращено на 30 процентов. Ожидается большая регулятивная реформа. Министерство экономики совместно с ОБСЕ занимаются этим вопросом. включая упрощение процедур, сокращение времени, затрачиваемого для подготовки и подачи отчетности.
Для крупных инвестиционных проектов или имеющих стратегическое значение компаний необходимо предусмотреть вмешательство госорганов исключительно только по решению суда.
МСБ нужны долгосрочные и низкопроцентные кредиты. В этой связи Российско-кыргызский фонд развития начнет выдачу низкопроцентных кредитов по новым условиям, сообщил премьер-министр. Вместе с тем необходимо эффективно использовать данные средства. Государственная ипотечная компания начнет выдавать ипотечные кредиты из выделенных из государственного бюджета 300 миллионов сомов.
В качестве дополнительного источника льготного кредитования премьер-министр предложил использовать средства накопительной системы Социального фонда.
Мнение бизнеса
«Проблемы у бизнеса всегда были и будут. Вопрос в том, как реагирует на них государство. В плане инвестиционного климата в Кыргызстане сделано много, но нужно сделать еще больше. Бизнес, особенно малый, нуждается в длинных дешевых деньгах. Кредиты в коммерческих банках страны МСБ недоступны. Ставки по кредитам там доходят 30 процентов, и многие банки требуют большие залоги под имущество», - сказал исполнительный директор Международного делового совета (МДС) Темирбек Ажыкулов.
«Согласно исследованию Международной финансовой корпорации, МСБ Кыргызстана вынужден тратить до 6% прибыли на ведение отчетности для Государственной налоговой службы и Социального фонда», - добавил Темирбек Ажыкулов. Бизнес-сообщество предлагает реформировать налоговое администрирование, упростив администрирование налогов и социальных отчислений, а также рассмотреть необходимость передачи некоторых функций Соцфонда Государственной налоговой службе.
Непредсказуемость законодательства - большая проблема, препятствующая ведению бизнеса в Кыргызстане. Директор МДС привел такой пример: согласно последним поправкам в закон о свободных экономических зонах Бишкека, субъектами СЭЗ могут быть только юридические лица. В целом за последнее время законы и НПА о СЭЗ претерпевали изменения 13 раз. Пожелание бизнеса - поправки должны вноситься по принципу «не навреди», чтобы не ухудшать бизнес-климат в стране. Непостоянство законодательства вынуждает бизнесменов подстраиваться под изменяющиеся условия ведения бизнеса.
Ажыкулов также рассказал о проблемах, с которыми сталкивается бизнес при предоставлении земель под строительство и горную добычу. «Вопросы землепользования регулируются Земельным кодексом, подзаконными актами, но, несмотря на это, каждый раз остро встает вопрос выделения земли под строительство ГЭС или горную добычу». Для решения проблемы в разное время создавались различные рабочие группы, но результата пока нет.
Что касается взаимной торговли со странами ЕАЭС, то надо создать такие условия, чтобы не только их рынки открылись для Кыргызстана, но и наш рынок заинтересовал партнеров по экономической интеграции. МДС предложил правительству активнее работать с отечественными производителями на местных органов власти, повышать информированность бизнесменов в регионах, разъясняя им возможности и преимущества экспорта своей продукции.
О сложности процедуры отчетности рассказала и глава Ассоциации поставщиков Гульнара Ускенбаева, которая считает, что после вступления Кыргызстана в ЕАЭС проблем у бизнеса прибавилось. У бизнеса нет взаимопонимания с фискальными органами по этому вопросу, заключила она.
Однако заместитель главы ГНС Октябрь Абдыкаимов не согласился с этими выводами. ГНС и Министерство экономики постоянно встречаются с бизнесменами, чтобы выслушать их мнение.
Государство идет на уступки бизнесу, например, на поэтапную отмену налога с продаж. С 1 июля его не будут платить те, кто ведет расчеты в безналичных платежах. Правительство старается сократить налоговую нагрузку. В то же время и бизнес должен нести социальную ответственность, понимая, что ГНС нужно собирать налоги, пополнять бюджет, выполнять социальные обязательства.
Руководитель секретариата Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве КР Талайбек Койчуманов предложил продолжить либерализацию предоставления земель, расширить права юридических лиц на частное владение землей, обеспечить открытый доступ к информации.
Какое бы ни было правительство, усилий только исполнительной власти недостаточно. Правительство предложило распределить зоны ответственности между исполнительной и законодательной властью, гражданским обществом, местным сообществом и бизнесом. Для достижения общей цели представители бизнеса и государство должны понимать друг друга, подчеркнул глава правительства.