Аналитика / Статьи /
ВУЗ — стажировка — работа

Слово Кыргызстана
9 марта 2016

Почему компании испытывают острую нехватку в квалифицированных кадрах, в то время как выпускники вузов не могут найти работу? Чего хотят работодатели и что могут предложить молодые специалисты? Основные проблемы при трудоустройстве молодежи обсуждались на состоявшемся в столице круглом столе на тему: "Партнерство бизнеса и карьерных центров: как подготовить студентов к работе".

Сво­им мне­ни­ем по­де­ли­лись пред­ста­ви­те­ли Ми­ни­с­тер­ства об­ра­зо­ва­ния и на­уки, Ми­ни­с­тер­ства эко­но­ми­ки, Го­са­гент­ства фи­зи­че­с­кой куль­ту­ры, мо­ло­де­жи и спор­та, биз­нес-ас­со­ци­а­ций (НА­БА, ЖИА, МДС, БДК, ТПП), ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са, ка­рь­ер­ных цен­т­ров при ву­зах, не­ком­мер­че­с­ких и меж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ций.

С пре­зен­та­ци­я­ми вы­сту­пи­ли ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор уп­рав­ле­ния раз­ви­ти­ем, ру­ко­во­ди­тель цен­т­ра до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зо­ва­ния в Аме­ри­кан­ском уни­вер­си­те­те в Цен­т­раль­ной Азии На­та­лья Сла­ст­ни­ко­ва; пред­ста­ви­те­ли ка­рь­ер­но­го цен­т­ра Ака­де­мии го­су­дар­ствен­но­го уп­рав­ле­ния при Пре­зи­ден­те Бак­ты­гуль Аб­ду­рах­ма­но­ва и Бе­га­им Ос­мо­на­ли­е­ва; ви­це-пре­зи­дент по раз­ви­тию биз­не­са и внеш­ним свя­зям, AIESEC Аль­ми­ра Та­а­лай­бе­ко­ва; ру­ко­во­ди­тель се­к­ре­та­ри­а­та На­ци­о­наль­но­го аль­ян­са биз­нес-ас­со­ци­а­ций, ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор МФ "Ин­стрим" Улук Ка­дыр­ба­ев и ме­не­джер ини­ци­а­тив МДС Мэ­э­рим Мат­ку­ло­ва.

"На­ша цель — по­мочь ву­зам раз­ра­бо­тать стра­те­гии по обу­че­нию сту­ден­тов ком­му­ни­ка­тив­ным и уп­рав­лен­че­с­ким на­вы­кам. Пос­ле то­го как мы про­ве­ли тре­нин­ги с уча­с­ти­ем пре­по­да­ва­те­лей, они ре­ши­ли вклю­чить обу­че­ние этим на­вы­кам в про­грам­му. Ес­ли рань­ше в ву­зы по­сту­па­ли, что­бы по­лу­чить ин­фор­ма­цию, то те­перь не­об­хо­ди­мы уп­рав­лен­че­с­кие и ком­му­ни­ка­тив­ные на­вы­ки, по­то­му что ин­фор­ма­ция до­ступ­на он-лайн. Ка­рь­ер­ным цен­т­рам сле­ду­ет ис­поль­зо­вать ус­пеш­ный опыт. На­при­мер, у се­бя в АУ­ЦА мы при­вле­ка­ем во­лон­те­ров из чис­ла сту­ден­тов", — от­ме­ти­ла в сво­ем вы­ступ­ле­нии На­та­лья Сла­ст­ни­ко­ва.

За­тем на­ци­о­наль­ную про­грам­му ста­жи­ро­вок пре­зен­то­вал Улук Кы­дыр­ба­ев. По его сло­вам, поч­ти по­ло­ви­ну без­ра­бот­ной мо­ло­де­жи со­став­ля­ют лю­ди, име­ю­щие спе­ци­аль­ность, но без опы­та ра­бо­ты. "Со­вме­ст­но с биз­нес-ас­со­ци­а­ци­я­ми мы ра­бо­та­ем над ре­ше­ни­ем этой проб­ле­мы: про­во­дим про­фо­ри­ен­та­цию, по­мо­га­ем с вы­бо­ром и пла­ни­ро­ва­ни­ем ка­рь­е­ры, а так­же про­хож­де­ни­ем ста­жи­ро­вок. На­ци­о­наль­ная про­грам­ма ста­жи­ро­вок при­зва­на дать про­из­вод­ствен­ную прак­ти­ку, ко­то­рой нет се­год­ня в си­с­те­ме об­ра­зо­ва­ния", — от­ме­тил У. Кы­дыр­ба­ев.

По его мне­нию, со­вре­мен­ной мо­ло­де­жи ус­т­ро­ить­ся на ра­бо­ту тя­же­ло по не­сколь­ким при­чи­нам. Во-пер­вых, они при­но­сят ра­бо­то­да­те­лю пу­с­тое ре­зю­ме, по­то­му, что в свое вре­мя по­ле­ни­лись по­ра­бо­тать на соб­ствен­ную био­гра­фию. Пи­шут о се­бе, что ак­тив­ные, но при этом за 4 го­да обу­че­ния не уча­с­т­во­ва­ли ни в од­ном ме­ро­при­ятии ву­за. Во-вто­рых — не про­шли ни од­ной ста­жи­ров­ки, уде­лив бес­плат­но вре­мя ка­кой-ли­бо ор­га­ни­за­ции, где вза­мен по­лу­чи­ли бы про­фес­си­о­наль­ные на­вы­ки.

"Ре­зю­ме — это до­ка­за­тель­ст­во то­го, что че­ло­век, ис­поль­зуя свои зна­ния, уже что-то сде­лал. И сту­ден­ты ву­зов долж­ны по­ни­мать, что им за­ра­нее нуж­но го­то­вить се­бя к ра­бо­те. Се­год­ня не со­ци­а­лизм и не ком­му­низм, сей­час ХХI век и у ра­бо­то­да­те­ля нет вре­ме­ни во­зить­ся с вы­пуск­ни­ком и во­дить его за руч­ку, как в дет­ском са­ду. Ник­то это­го де­лать не бу­дет! Так не пой­дет, ры­нок не та­ков!", — за­явил У. Кы­дыр­ба­ев.

Пред­при­ни­ма­те­лям ну­жен не дип­лом, а та­кой ра­бот­ник, ко­то­рый, при­дя в офис, сра­зу ста­нет вы­пол­нять свои обя­зан­но­с­ти. Ра­бо­то­да­те­ли нуж­да­ют­ся в ком­му­ни­ка­бель­ных со­труд­ни­ках, уме­ю­щих лю­без­но раз­го­ва­ри­вать с людь­ми, уме­ло ра­бо­тать в ко­ман­де и вла­де­ю­щих тех­ни­кой. Ком­му­ни­ка­ци­он­ные на­вы­ки — од­но из клю­че­вых тре­бо­ва­ний, ко­то­рые предъ­яв­ля­ет лю­бая ком­па­ния. По­сколь­ку толь­ко об­ла­да­ю­щий ими че­ло­век мо­жет по­ве­с­ти биз­нес впе­ред.

Как от­ме­тил до­клад­чик, 90% вы­пуск­ни­ков, при­хо­дя­щих ус­т­ра­и­вать­ся на ра­бо­ту, не мо­гут гра­мот­но на­пи­сать за­яв­ле­ние. И тут воз­ни­ка­ет боль­шой во­прос к ву­зам, вы­пу­с­ка­ю­щим та­кие ка­д­ры. Для мо­ло­дых ры­нок тру­да ка­жет­ся джун­г­ля­ми, где не по­нять, с ка­кой сто­ро­ны по­дой­ти и ка­кие на­вы­ки нуж­ны, что­бы там вы­жить.

"Сей­час нет смыс­ла жа­ло­вать­ся, нуж­но объ­еди­нять­ся и ре­шать проб­ле­му. На­вер­ное, дей­стви­тель­но биз­нес ра­нее был не ак­тив­ным, не фор­ми­ро­вал свой за­каз, не оп­ре­де­лял стан­дар­ты, не ра­бо­тал с Ми­но­б­ра­зо­ва­ния. Но се­год­ня он со­зрел и го­тов уча­с­т­во­вать в этом про­цес­се. Мы ре­ши­ли про­ве­с­ти часть ста­жи­ро­вок и по­зна­ко­мить сту­ден­тов с рын­ком тру­да и с бу­ду­щи­ми про­фес­си­я­ми".

Биз­нес на­чал со­труд­ни­чать с Ми­ни­с­тер­ством об­ра­зо­ва­ния, ка­рь­ер­ны­ми цен­т­ра­ми, проф­объе­ди­не­ни­я­ми и мо­ло­деж­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми по ре­а­ли­за­ции на­ци­о­наль­ной про­грам­мы ста­жи­ро­вок.

Да­лее вы­сту­па­ю­щий по­яс­нил, чем бу­дет от­ли­чать­ся ста­жи­ров­ка от прак­ти­ки, вклю­чен­ной в учеб­ную про­грам­му ву­зов.

Прак­ти­ка — это про­дол­же­ние об­ра­зо­ва­ния по спе­ци­аль­но­с­ти, а ста­жи­ров­ка — воз­мож­ность по­знать дру­гие про­фес­сии.

"Прак­ти­ка, к со­жа­ле­нию, не до­ка­за­ла свою эф­фек­тив­ность. По­то­му что она оп­ре­де­ле­на уни­вер­си­те­том и ра­бо­то­да­те­ли не зна­ют, за­чем они при­ни­ма­ют прак­ти­кан­тов. Ком­па­нии не под­го­тов­ле­ны к их при­хо­ду. В ре­зуль­та­те прак­ти­кан­ты но­сят ко­фе, чай и да­же си­га­ре­ты", — за­ме­тил Улук Ка­дыр­ба­ев.

Он до­ба­вил, что от­ны­не биз­нес бу­дет учить ву­зы то­му, как пра­виль­но оформ­лять ста­жи­ров­ки, а сту­ден­тов — как на­до ее про­хо­дить. Кро­ме это­го про­во­дить про­фо­ри­ен­та­ци­он­ные встре­чи в шко­лах и ­зна­ко­мить стар­шек­лас­сни­ков с вос­тре­бо­ван­ны­ми про­фес­си­я­ми, организовывать их ви­зи­ты на пред­при­ятия.

"Я все­г­да объ­яс­няю мо­ло­дым лю­дям, что не на­до быть юрис­та­ми, эко­но­ми­с­та­ми и бан­ки­ра­ми. Стра­не не хва­та­ет гео­ло­гов, ин­же­не­ров, элек­три­ков, хо­ро­ших про­ра­бов, ко­то­рым го­то­вы пла­тить боль­шие день­ги", — за­клю­чил вы­сту­па­ю­щий.

Сле­ду­ю­щая вы­сту­па­ю­щая Мэ­э­рим Мат­ку­ло­ва от­ме­ти­ла, что бо­лее де­ся­ти лет МДС про­во­дит ин­ве­с­ти­ци­он­ное ис­сле­до­ва­ние сре­ди сво­их чле­нов, и ин­ди­ка­тор "от­сут­ствие ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го пер­со­на­ла" по­сто­ян­но вхо­дит в топ-10 са­мых ос­т­рых во­про­сов, вол­ну­ю­щих биз­нес. Это свя­за­но с ря­дом проб­лем, вклю­чая кор­рум­пи­ро­ван­ность сфе­ры об­ра­зо­ва­ния, ее мед­лен­ное адап­ти­ро­ва­ние к ры­ноч­ной эко­но­ми­ке. "На раз­лич­ных встре­чах — круг­лых сто­лах и кон­фе­рен­ци­ях го­во­рят о том, что нет на­ла­жен­ной свя­зи об­ра­зо­ва­тель­ных уч­реж­де­ний с биз­не­сом. Что­бы вос­пол­нить этот про­бел, мы ре­ши­ли на­чать с ка­рь­ер­ных цен­т­ров, су­ще­с­т­ву­ю­щих при каж­дом ву­зе", — по­яс­ни­ла она.

Ис­сле­до­ва­ния по­ка­зы­ва­ют, что мно­гие ком­па­нии от­ка­зы­ва­ют­ся при­ни­мать на прак­ти­ку ста­же­ров, по­то­му что не хо­тят тра­тить ра­бо­чее вре­мя на их обу­че­ние. К то­му же у ком­па­ний нет сти­му­лов для обу­че­ния ста­же­ров, хо­тя пра­ви­тель­ст­во мог­ло бы их со­здать, на­при­мер, пред­ос­та­вить льго­ты по на­ло­го­об­ло­же­нию или вы­пла­там в Соц­фонд.

По мне­нию ис­пол­ни­тель­но­го ди­рек­то­ра биз­нес-ас­со­ци­а­ции ЖИА Рус­ла­на Ак­мат­бе­ка, из­на­чаль­но не­пра­виль­ную ус­та­нов­ку мо­ло­де­жи да­ют ву­зы стра­ны. "В уни­вер­си­те­тах ник­то не рас­ска­зы­ва­ет, как ис­поль­зо­вать по­лу­чен­ные зна­ния в жиз­ни. Очень важ­но, что­бы пе­ред вы­пу­с­ком сту­ден­ты при­об­ре­та­ли ка­кой-ли­бо опыт. И во­об­ще нуж­но ме­нять пред­став­ле­ние о ра­бо­те у мо­ло­дых лю­дей и де­лать это не­об­хо­ди­мо уже с пер­во­го кур­са обу­че­ния", — ска­зал он и до­ба­вил, что за­ча­с­тую сту­ден­ты за­ду­мы­ва­ют­ся о тру­до­у­с­т­рой­стве лишь пос­ле окон­ча­ния уни­вер­си­те­та, и это пло­хо.

Как под­черк­нул ди­рек­тор Агент­ства на­чаль­но­го и сред­не­го про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния при Ми­ни­с­тер­стве об­ра­зо­ва­ния Та­а­лай­бек Чол­пон­ку­лов, каж­дый граж­да­нин обя­зан чув­ство­вать свою со­ци­аль­ную от­вет­ствен­ность. Обид­но слы­шать, что сту­ден­ты, про­учив­ши­е­ся 5 лет, не мо­гут гра­мот­но и са­мо­с­то­я­тель­но на­пи­сать ре­зю­ме. Ста­жи­ров­ки, по его мне­нию, очень важ­ны для мо­ло­дых лю­дей. Это воз­мож­ность глуб­же из­учить про­фес­сию, уз­нать ее тон­ко­с­ти. Ну а для ра­бо­то­да­те­ля это воз­мож­ность оце­нить по­тен­ци­аль­но­го со­труд­ни­ка.

"К при­ме­ру, на­ши уча­щи­е­ся про­фли­це­ев про­хо­дят про­из­вод­ствен­ное обу­че­ние не­по­сред­ствен­но на пред­при­яти­ях, что спо­соб­ству­ет за­креп­ле­нию те­о­ре­ти­че­с­ких зна­ний", — за­клю­чил Т. Чол­пон­ку­лов.

"Я ра­бо­тал со сту­ден­та­ми в со­вет­ское вре­мя и ска­жу: все кар­ди­наль­но из­ме­ни­лось. Ес­ли то­г­да мо­ло­дые лю­ди тру­ди­лись в при­о­ри­тет­ных от­рас­лях и им до­ве­ря­ли стро­ить го­ро­да, жи­вот­но­вод­че­с­кие объ­ек­ты, то сей­час они ра­бо­та­ют толь­ко в сфе­ре тор­гов­ли, ус­луг и об­слу­жи­ва­ния", — за­ме­тил в свою оче­редь ди­рек­тор мо­ло­деж­ной бир­жи тру­да Азиз Ид­ри­сов.

На его взгляд, уро­вень зна­ний сту­ден­тов нуж­но под­ни­мать и вер­нуть­ся к про­шлой прак­ти­ке. Про­из­вод­ство в Кыр­гыз­ста­не есть и оно стре­ми­тель­но раз­ви­ва­ет­ся, но ту­да не идут ра­бо­тать, по­то­му что все хо­тят быть бан­ки­ра­ми и юрис­та­ми. По­это­му сту­ден­тов нуж­но за­ин­те­ре­со­вать в сель­ско­хо­зяй­ствен­ных спе­ци­аль­но­с­тях.

В це­лом во­про­сы, ко­то­рые под­ни­ма­ли на встре­че биз­не­с­ме­ны, во мно­гом со­впа­да­ли с ре­ко­мен­да­ци­я­ми Ев­ро­пей­ской ко­мис­сии раз­ра­бо­тан­ны­ми в 2006 го­ду, об уч­реж­де­нии Ев­ро­пей­ской ква­ли­фи­ка­ци­он­ной рам­ки (ЕКР) — спи­с­ка ком­пе­тен­ций и на­вы­ков, ко­то­рые долж­ны по­лу­чать сту­ден­ты не­за­ви­си­мо от то­го, где и че­му они обу­ча­ют­ся. Этот спи­сок вклю­ча­ет об­ще­ние на род­ном и ино­с­т­ран­ных язы­ках; ма­те­ма­ти­че­с­кую гра­мот­ность и ба­зо­вые ком­пе­тен­ции в на­уке и тех­ни­ке; ком­пью­тер­ную гра­мот­ность и т. д.

Аида ШИРИНОВА.

Опубликовано в газете «Слово Кыргызстана» 2 марта 2016 г.