Почему компании испытывают острую нехватку в квалифицированных кадрах, в то время как выпускники вузов не могут найти работу? Чего хотят работодатели и что могут предложить молодые специалисты? Основные проблемы при трудоустройстве молодежи обсуждались на состоявшемся в столице круглом столе на тему: "Партнерство бизнеса и карьерных центров: как подготовить студентов к работе".
Своим мнением поделились представители Министерства образования и науки, Министерства экономики, Госагентства физической культуры, молодежи и спорта, бизнес-ассоциаций (НАБА, ЖИА, МДС, БДК, ТПП), малого и среднего бизнеса, карьерных центров при вузах, некоммерческих и международных организаций.
С презентациями выступили исполнительный директор управления развитием, руководитель центра дополнительного образования в Американском университете в Центральной Азии Наталья Сластникова; представители карьерного центра Академии государственного управления при Президенте Бактыгуль Абдурахманова и Бегаим Осмоналиева; вице-президент по развитию бизнеса и внешним связям, AIESEC Альмира Таалайбекова; руководитель секретариата Национального альянса бизнес-ассоциаций, исполнительный директор МФ "Инстрим" Улук Кадырбаев и менеджер инициатив МДС Мээрим Маткулова.
"Наша цель — помочь вузам разработать стратегии по обучению студентов коммуникативным и управленческим навыкам. После того как мы провели тренинги с участием преподавателей, они решили включить обучение этим навыкам в программу. Если раньше в вузы поступали, чтобы получить информацию, то теперь необходимы управленческие и коммуникативные навыки, потому что информация доступна он-лайн. Карьерным центрам следует использовать успешный опыт. Например, у себя в АУЦА мы привлекаем волонтеров из числа студентов", — отметила в своем выступлении Наталья Сластникова.
Затем национальную программу стажировок презентовал Улук Кыдырбаев. По его словам, почти половину безработной молодежи составляют люди, имеющие специальность, но без опыта работы. "Совместно с бизнес-ассоциациями мы работаем над решением этой проблемы: проводим профориентацию, помогаем с выбором и планированием карьеры, а также прохождением стажировок. Национальная программа стажировок призвана дать производственную практику, которой нет сегодня в системе образования", — отметил У. Кыдырбаев.
По его мнению, современной молодежи устроиться на работу тяжело по нескольким причинам. Во-первых, они приносят работодателю пустое резюме, потому, что в свое время поленились поработать на собственную биографию. Пишут о себе, что активные, но при этом за 4 года обучения не участвовали ни в одном мероприятии вуза. Во-вторых — не прошли ни одной стажировки, уделив бесплатно время какой-либо организации, где взамен получили бы профессиональные навыки.
"Резюме — это доказательство того, что человек, используя свои знания, уже что-то сделал. И студенты вузов должны понимать, что им заранее нужно готовить себя к работе. Сегодня не социализм и не коммунизм, сейчас ХХI век и у работодателя нет времени возиться с выпускником и водить его за ручку, как в детском саду. Никто этого делать не будет! Так не пойдет, рынок не таков!", — заявил У. Кыдырбаев.
Предпринимателям нужен не диплом, а такой работник, который, придя в офис, сразу станет выполнять свои обязанности. Работодатели нуждаются в коммуникабельных сотрудниках, умеющих любезно разговаривать с людьми, умело работать в команде и владеющих техникой. Коммуникационные навыки — одно из ключевых требований, которые предъявляет любая компания. Поскольку только обладающий ими человек может повести бизнес вперед.
Как отметил докладчик, 90% выпускников, приходящих устраиваться на работу, не могут грамотно написать заявление. И тут возникает большой вопрос к вузам, выпускающим такие кадры. Для молодых рынок труда кажется джунглями, где не понять, с какой стороны подойти и какие навыки нужны, чтобы там выжить.
"Сейчас нет смысла жаловаться, нужно объединяться и решать проблему. Наверное, действительно бизнес ранее был не активным, не формировал свой заказ, не определял стандарты, не работал с Минобразования. Но сегодня он созрел и готов участвовать в этом процессе. Мы решили провести часть стажировок и познакомить студентов с рынком труда и с будущими профессиями".
Бизнес начал сотрудничать с Министерством образования, карьерными центрами, профобъединениями и молодежными организациями по реализации национальной программы стажировок.
Далее выступающий пояснил, чем будет отличаться стажировка от практики, включенной в учебную программу вузов.
Практика — это продолжение образования по специальности, а стажировка — возможность познать другие профессии.
"Практика, к сожалению, не доказала свою эффективность. Потому что она определена университетом и работодатели не знают, зачем они принимают практикантов. Компании не подготовлены к их приходу. В результате практиканты носят кофе, чай и даже сигареты", — заметил Улук Кадырбаев.
Он добавил, что отныне бизнес будет учить вузы тому, как правильно оформлять стажировки, а студентов — как надо ее проходить. Кроме этого проводить профориентационные встречи в школах и знакомить старшеклассников с востребованными профессиями, организовывать их визиты на предприятия.
"Я всегда объясняю молодым людям, что не надо быть юристами, экономистами и банкирами. Стране не хватает геологов, инженеров, электриков, хороших прорабов, которым готовы платить большие деньги", — заключил выступающий.
Следующая выступающая Мээрим Маткулова отметила, что более десяти лет МДС проводит инвестиционное исследование среди своих членов, и индикатор "отсутствие квалифицированного персонала" постоянно входит в топ-10 самых острых вопросов, волнующих бизнес. Это связано с рядом проблем, включая коррумпированность сферы образования, ее медленное адаптирование к рыночной экономике. "На различных встречах — круглых столах и конференциях говорят о том, что нет налаженной связи образовательных учреждений с бизнесом. Чтобы восполнить этот пробел, мы решили начать с карьерных центров, существующих при каждом вузе", — пояснила она.
Исследования показывают, что многие компании отказываются принимать на практику стажеров, потому что не хотят тратить рабочее время на их обучение. К тому же у компаний нет стимулов для обучения стажеров, хотя правительство могло бы их создать, например, предоставить льготы по налогообложению или выплатам в Соцфонд.
По мнению исполнительного директора бизнес-ассоциации ЖИА Руслана Акматбека, изначально неправильную установку молодежи дают вузы страны. "В университетах никто не рассказывает, как использовать полученные знания в жизни. Очень важно, чтобы перед выпуском студенты приобретали какой-либо опыт. И вообще нужно менять представление о работе у молодых людей и делать это необходимо уже с первого курса обучения", — сказал он и добавил, что зачастую студенты задумываются о трудоустройстве лишь после окончания университета, и это плохо.
Как подчеркнул директор Агентства начального и среднего профессионального образования при Министерстве образования Таалайбек Чолпонкулов, каждый гражданин обязан чувствовать свою социальную ответственность. Обидно слышать, что студенты, проучившиеся 5 лет, не могут грамотно и самостоятельно написать резюме. Стажировки, по его мнению, очень важны для молодых людей. Это возможность глубже изучить профессию, узнать ее тонкости. Ну а для работодателя это возможность оценить потенциального сотрудника.
"К примеру, наши учащиеся профлицеев проходят производственное обучение непосредственно на предприятиях, что способствует закреплению теоретических знаний", — заключил Т. Чолпонкулов.
"Я работал со студентами в советское время и скажу: все кардинально изменилось. Если тогда молодые люди трудились в приоритетных отраслях и им доверяли строить города, животноводческие объекты, то сейчас они работают только в сфере торговли, услуг и обслуживания", — заметил в свою очередь директор молодежной биржи труда Азиз Идрисов.
На его взгляд, уровень знаний студентов нужно поднимать и вернуться к прошлой практике. Производство в Кыргызстане есть и оно стремительно развивается, но туда не идут работать, потому что все хотят быть банкирами и юристами. Поэтому студентов нужно заинтересовать в сельскохозяйственных специальностях.
В целом вопросы, которые поднимали на встрече бизнесмены, во многом совпадали с рекомендациями Европейской комиссии разработанными в 2006 году, об учреждении Европейской квалификационной рамки (ЕКР) — списка компетенций и навыков, которые должны получать студенты независимо от того, где и чему они обучаются. Этот список включает общение на родном и иностранных языках; математическую грамотность и базовые компетенции в науке и технике; компьютерную грамотность и т. д.
Аида ШИРИНОВА.
Опубликовано в газете «Слово Кыргызстана» 2 марта 2016 г.