Сегодня государственно-частное партнерство (ГЧП) – это уже не новое явление в Кыргызстане. Всего два-три года назад ГЧП путали с приватизацией, совместными предприятиями, с государственными закупками и даже с ГКЧП. Но постепенно данная модель сотрудничества государства и бизнеса становится частью нашей жизни и, несмотря на отсутствие практики, на нее возлагают большие надежды.
Многие задают вопрос, зачем нужно такое партнерство. Для многих это возможность улучшения государственной и муниципальной инфраструктуры. Каждый знает, что государство не справляется со строительством и содержанием инфраструктурных объектов. Наверное, каждый живущий в Кыргызстане не раз «прошелся» по властям за разбитые дороги, полуразрушенные коммуникации, требующие капитального ремонта школы и больницы. Но не каждый знает, что сегодня государство может обратиться к бизнесу для восстановления, строительства и управления инфраструктурой. От качества инфраструктуры зависит качество нашей жизни. И если у государства есть шанс сотрудничать с бизнесом для улучшения инфраструктуры, такой шанс необходимо использовать. Сегодня во многих странах бизнес вместе с государством строит дороги, аэропорты, школы, детские сады, больницы, учреждения культуры, здания государственных служб и даже тюрьмы. При этом конечным получателем инфраструктурных благ является население.
Мы не изобретаем велосипед. Государственно-частное партнерство – модель, используемая как на Западе, так и на Востоке. Наши соседи по СНГ также активно внедряют ГЧП. Россия и Казахстан имеют серьезные государственные программы развития подобных проектов.
Несмотря на растущую практику во всем мире, для внедрения ГЧП в каждой отдельной стране требуются системные действия. Они должны привести к созданию политической и законодательной основы для применения ГЧП, подготовке тщательных экономических и финансовых расчетов и оценке социальных последствий от внедрения проектов, так как любой инфраструктурный объект влияет на жизнь населения. Торопиться в таких проектах не стоит.
Первое и самое важное – это наличие политической воли со стороны государства. Она есть. И нашла свое выражение в принятии закона о ГЧП, включении его в стратегические документы государства, создание специально уполномоченных органов по государственно-частному партнерству (управления и отделы в Министерстве экономики и Министерстве финансов). Госорганы уже ведут работу по отбору и подготовке потенциальных проектов ГЧП.
Но правительство должно иметь пошаговый детальный план подготовки и реализации проектов ГЧП. Такой план должен быть реалистичным, исполнимым, с конкретными сроками и ответственными лицами. Желательно, чтобы потенциальные проекты были средние по масштабам, с минимальными негативными последствиями для населения.
Один такой успешно реализованный проект может принести больше пользы для государства, чем несколько крупных. Реализовать его будет легче, рисков меньше, а эффект для использования в качестве основы для следующих проектов больше.
Также нужна практика, необходимо запустить один/два реальных ГЧП-проекта. Многие страны придерживаются принципа "обучение через практику" (learning by doing). Принятие закона – это только фундамент, но научиться партнерству государства и бизнеса, руководствуясь законами и инструкциями, вряд ли возможно. ГЧП представляет собой сложный комплекс взаимоотношений. Здесь присутствуют элементы аренды, доверительного управления, подряда, поручения и многих других видов контрактных взаимоотношений. Только через практику можно понять, как сделать ГЧП работающим инструментом в руках государства.
Очень важно на первые проекты нанимать самых квалифицированных специалистов, имеющих опыт их подготовки и реализации. Вряд ли такие специалисты найдутся среди местных экспертов. Кстати, в нашей юридической фирме специалистов в вопросах ГЧП тоже нет. Мы с коллегами на протяжении последних пяти лет участвуем в различных местных и международных тренингах, конференциях, обучались на ГЧП курсах в России, прочитали массу литературы по вопросам ГЧП, но назвать себя специалистами в вопросах ГЧП не можем. У нас, также как и у других экспертов в Кыргызстане, отсутствует практика.
На первые проекты необходимо привлекать лучших зарубежных специалистов-практиков и не экономить на них. Как говорится: скупой платит дважды. А в инфраструктурных проектах плата слишком велика, так как такие проекты напрямую влияют на жизнь населения.
От его тщательной и продуманной подготовки. В большинстве стран процесс подготовки такого проекта занимает в среднем 1,5-2 года, а иногда и более. Подготовительный этап имеет фундаментальное значение.
Для этого нужно, чтобы государственные или муниципальные органы самостоятельно определили, по какому инфраструктурному объекту они хотели бы сотрудничать с бизнесом. Такое решение требует хорошей экспертизы и понимания. Иногда государство не нуждается в помощи бизнеса, так как справляется со своими задачами без посторонней помощи. Но это, скорее, исключение.
Если государство считает, что по данному объекту требуется помощь бизнеса, то, во-первых, необходимо провести детальную техническую экспертизу объекта, которая должна дать ответ на вопросы о текущем техническом состоянии объекта и о том, как должен выглядеть этот объект в будущем и что нужно для этого сделать.
Во-вторых, только после технической экспертизы можно приступать к оценке объема требуемого финансирования, источников финансирования, его этапов. Здесь должны хорошо поработать финансисты. Ну и, конечно же, необходимо понимать, какие социальные последствия повлекут инфраструктурные изменения (как позитивные, так и негативные), в какой правовой среде, по каким правовым процедурам реализовывать ГЧП-проект. Все эти вопросы требуют глубоких знаний и опыта. Именно поэтому Кыргызстану на первых порах нужно привлекать высококвалифицированных зарубежных специалистов. Они, в свою очередь, должны передавать знания местным специалистам.
Серьезным этапом в реализации ГЧП проекта является процедура проведения тендера. Можно назвать этот этап одним из наиболее уязвимых и спорных. Процедура проведения тендера должна быть максимально прозрачной, а правила отбора объективными и справедливыми. Чем выше качество правил и процедур, тем меньше рисков оспаривания результатов тендера.
Правовой основой сотрудничества государства и бизнеса является соглашение о государственно-частном партнерстве. Качество данного документа будет напрямую влиять на результативность и эффективность проекта. Соглашение требует детальной проработки, определения кто и за что несет ответственность, какой объект и в какие сроки планирует получить государство, какие последствия невыполнения обязательств со стороны бизнеса и множество других вопросов.
Если в обычном договоре последствия наступают для двух сторон, то в ГЧП-соглашениях последствия отражаются на широком круге населения. Поэтому такое соглашение должно отвечать самым высоким стандартам.
В нашей стране зачастую государственным служащим «результат нужен сегодня» или «вчера». Для государственно-частного партнерства такой подход категорически неприемлем. Я бы сказала, что с таким подходом лучше не браться за ГЧП, так как в спешке можно допустить серьезные, а иногда и непоправимые ошибки.
ГЧП – это не краткосрочная задача, а долгосрочный проект (от пяти 5 до 50 лет). Поэтому необходимо менять этот подход. Нужно продолжать повышать квалификацию и вкладывать средства в образование государственных и муниципальных служащих в вопросах практики, подготовки и реализации проектов. Такие знания нужны и бизнесу.
В целом, стоит отметить, что сегодня у государства и бизнеса есть хороший инструмент взаимодействия. Как-то у меня состоялся разговор с государственным служащим, посетившим Корею. Он с восхищением рассказывал о фантастическом качестве инфраструктуры в Южной Корее – дороги, мосты, больницы и многие другие объекты. Но больше всего его поразило, что это результат совместной работы государства и бизнеса, в том числе ГЧП-проектов.
За обсуждением мы пришли к выводу, что Корея – прекрасная страна, но в нашей стране мы тоже можем добиться многого. Все зависит от человеческого потенциала, от подходов и методов государственного управления. В результате беседы мы пришли к выводу, что в Кыргызстане мы тоже можем иметь качественные дороги, удобные парковки, современные больницы и, как результат, достойное качество жизни. Но для этого нужно суметь поставить ГЧП на правильные рельсы.
Статья опубликована на вебсайте газеты «Вечерний Бишкек» 16 июня 2015 года
Источник: http://www.k-a.kg/ru/dlya-pervykh-gchp-proektov-nuzhny-zarubezhnye-eksperty