Новости / Новости законодательства /
Правовой обзор за 29 августа – 2 сентября 2022

МДС
4 сентября 2022

Минэкономики разработан проект НПА gj формы единой налоговой декларации

С 2 сентября Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики выносит на общественное обсуждение проект постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «О мерах по реализации требований статьи 107 Налогового кодекса Кыргызской Республики».

Целью и задачей проекта постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «О мерах по реализации требований статьи 107 Налогового кодекса Кыргызской Республики» является исполнение требования статьи 107 Налогового кодекса Кыргызской Республики по утверждению формы единой налоговой декларации, порядка ее заполнения и представления, классификатора доходов, расходов, имущества и обязательств, а также порядка и основания проведения анализа.

Законом Кыргызской Республики «О введении в действие Налогового кодекса РК» от 18 января 2022 года № 4 с 1 января 2022 года введен в действие новый Налоговый кодекс Кыргызской Республики (далее – Налоговый кодекс).

Также указанным Законом Кыргызской Республики признан утратившим силу Закон Кыргызской Республики «О декларировании доходов, расходов, обязательств и имущества лиц, замещающих или занимающих государственные и муниципальные должности»

от 2 августа 2017 года № 164.

При этом нормы, регулирующие отношения, связанные с декларированием доходов, расходов, обязательств и имущества лиц, замещающих или занимающих государственные и муниципальные должности, установлены в Налоговом кодексе.

Так особенности представления Единой налоговой декларации физическими лицами, занимающими или замещающими государственные и муниципальные должности, регулируются статьей 107 Налогового кодекса, которым устанавливается что:

1. Действие настоящей статьи распространяется на следующих физических лиц:

1) лицо, замещающее политическую, специальную государственную должность;

2) лицо, занимающее административную государственную должность;

3) сотрудник правоохранительных органов, дипломатических служб и военнослужащий, за исключением военнослужащих, проходящих срочную военную службу, курсантов и слушателей высших военных учебных заведений;

4) лицо, замещающее или занимающее политическую и административную муниципальные должности;

5) председатель Национального банка и его заместитель.

2. Физическое лицо, указанное в части 1 данной статьи, обязано представлять в электронном виде в налоговый орган по месту жительства (согласно паспортным данным) единую налоговую декларацию, содержащую сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах, принадлежащих ему, а также его близким родственникам в Кыргызской Республике и за ее пределами, за отчетный год, а также основания получения доходов и понесенных расходов.

Статьей 60 Налогового кодекса установлено, что органы налоговой службы и их должностные лица обязаны:

- вести учет физических лиц, указанных в части 1 статьи

107 Налогового кодекса, и представленных ими деклараций;

21) изучать и анализировать сведения, указанные в декларации, на предмет достоверности и полноты отражения сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах физического лица, указанного в части 1 статьи 107 Налогового кодекса;

22) представлять ежегодно, до 1 октября информацию об итогах представления деклараций физическими лицами, указанными в части 1 статьи 107 Налогового кодекса, Президенту, Жогорку Кенешу и Кабинету Министров;

23) публиковать на официальном сайте уполномоченного налогового органа сводные сведения о доходах, расходах и имуществе лиц, замещающих политические, специальные, высшие административные государственные должности, политические и высшие административные муниципальные должности, а также их близких родственников, за исключением лиц, замещающих административные государственные должности, деятельность которых связана с обеспечением национальной безопасности.

Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 107 Налогового кодекса Кыргызской Республики, форма единой налоговой декларации, порядок ее заполнения и представления, классификатор доходов, расходов, имущества и обязательств, а также порядок и основания проведения анализа устанавливаются Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

В связи с этим, в целях реализации части 6 статьи 107 Налогового кодекса Кыргызской Республики проектом постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики предлагается утвердить:

- форму Единой налоговой декларации физического лица, замещающего или занимающего государственную и муниципальную должность (FORM STI-155;

- Порядок заполнения и представления Единой налоговой декларации физического лица, замещающего или занимающего государственную и муниципальную должность (FORM STI-155);

- Классификатор доходов, расходов, имущества и обязательств физического лица, замещающего или занимающего государственную и муниципальную должность;

- Параметры сводных сведений о доходах, расходах и имуществе физического лица, замещающего или занимающего государственную и муниципальную должность, и его близких родственников/иждивенцев;

- Положение о порядке изучения и основания проведения анализа сведений, указанных в Единой налоговой декларации физического лица, замещающего или занимающего государственную и муниципальную должность;

- Порядок представления информации государственными органами и органами местного самоуправления о физических лицах, замещающих или занимающих государственные и муниципальные должности.

Соответственно также проектом постановления предлагается признать утратившим силу постановления Правительства Кыргызской Республики, ранее принятые в рамках реализации требований Закона Кыргызской Республики «О декларировании доходов, расходов, обязательств и имущества лиц, замещающих или занимающих государственные и муниципальные должности».

Также предлагается признать утратившим силу постановления Правительства Кыргызской Республики связанные с утверждением форм Единой налоговой декларации, порядка их заполнения и представления, поскольку формы Единой налоговой декларации, за исключением формы единой налоговой декларации, представляемой физическим лицом, указанным в части 1 статьи 107 Налогового кодекса Кыргызской Республики, утверждаются уполномоченным налоговым органов согласно статье 106 Налогового кодекса Кыргызской Республики.

Поскольку в соответствии со статьей 297 принятого Налогового кодекса импортируемое сырье для производства кормов для птиц и рыб освобождается от НДС предлагается признать утратившим силу постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Порядка и условий возврата суммы налога на добавленную стоимость на импорт, уплаченной при ввозе сырья для производства кормов для сельскохозяйственной птицы и рыбы, и Перечня товарных позиций сырья, используемого для производства кормов для сельскохозяйственной птицы и рыбы, по которым сумма налога на добавленную стоимость на импорт подлежит возврату из бюджета» от 9 июля 2020 года № 374.

Ссылка: https://www.gov.kg/ru/npa/s/4072

Соцфонд предлагает законопроект по тарифам страховых взносов по государственному социальному страхованию

2 сентября Социальный фонд Кыргызской Республики выносит на общественное обсуждение проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию».

Настоящий проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в в Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» разработан в целях исполнения Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 31 октября 2018 года УП № 221, где отмечено что будет проведено кардинальное реформирование системы занятости и пенсионного обеспечения с ориентиром на высокий уровень жизни в трудоспособном возрасте и достойное качество жизни в старости. Усилена ответственность гражданина за свое будущее через обеспечение вариативности пенсионного страхования.

Также, Указом Президента Кыргызской Республики от 26 июля 2022 года УП № 260 «О поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства» Кабинету Министров Кыргызской Республики поручено внести на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики проекты законов Кыргызской Республики, предусматривающие в том числе установление для индивидуальных предпринимателей независимо от выбранного налогового режима (за исключением занятых в швейном и текстильном производствах, сдающих в аренду движимое и недвижимое имущество) ставки тарифов страховых взносов в размере 6 % от размера среднемесячной заработной платы в разрезе районов и городов Кыргызской Республики без учета данных по предприятиям и организациям, уровень среднемесячной заработной платы которых более чем на 50 процентов превышает средний уровень заработной платы по республике в целом.

Задачей проекта закона является повышение справедливости пенсионной системы по отношению к различным категориям застрахованных граждан и эффективности через минимизацию перераспределительных моментов и решение проблемы актуарной несбалансированности пенсионной системы.

Законопроектом предусматривается изменение тарифной политики по государственному социальному страхованию для крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица (далее КФХ).

учитывая, что незначительные взносы глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица, владеющих земельной долей до 1 га приводят к незначительным пенсиям и снижению уровня жизни, предлагается освободить их от уплаты страховых взносов, с предоставлением права на добровольную уплату страховых.

В случае нежелания производить уплату страховых взносов добровольно, при отсутствии права на пенсию они будут иметь право на получение социального пособия из средств республиканского бюджета.

Ссылка: https://www.gov.kg/ru/npa/s/4068

Подписан Указ о награждении госнаградами за существенный вклад в развитие социально-экономического потенциала Кыргызстана

1 сентября Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров подписал Указ «О награждении государственными наградами Кыргызской Республики».

Так, за существенный вклад в развитие социально-экономического, интеллектуального и культурного потенциала Кыргызской Республики, большие достижения в профессиональной деятельности,

а также в связи с Днем независимости Кыргызской Республики, государственными наградами отмечены следующие граждане.

Ссылка: http://www.president.kg/ru/sobytiya/23237_podpisan_ukaz_o_nagraghdenii_gosnagradami_za_sushestvenniy_vklad_v_razvitie_socialno_ekonomicheskogo_potenciala_kirgizstana

Утверждена Национальная программа о сохранении и развитии национальных традиций на 2022‒2027 годы

1 сентября Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров подписал Указ «Об утверждении Национальной программы о сохранении и развитии национальных традиций на 2022-2027 годы».

Национальные традиции ‒ составная часть духовной культуры народа, которая формируется на основе самобытных идей

и незыблемых народных правил. Они являются основополагающим фактором культуры народа, так как берут свое начало с далеких времен и передаются из поколения в поколение. Национальные традиции – великий закон воина-кочевника, который, несмотря на глобализацию, цифровизацию, остался носителем достоинства и чести, великодушия и справедливости, совести, доброты и неустанного труда.

Ссылка: http://www.president.kg/ru/sobytiya/23249_utverghdena_nacionalnaya_programma_o_sohranenii_i_razvitii_nacionalnih_tradiciy_na_20222027_godi

Минэкономики предлагает ввести налог на доход горнодобывающих и горноперерабатывающих компаний, реализующих руду и концентрат

1 сентября 2022

Министерство экономики и коммерции выносит на общественное обсуждение проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере налогообложения».

На сегодняшний день законодательством предусмотрено, что при реализации руд и концентратов, содержащих серебро, медь, сурьму, ртуть, а также готовой продукции серебра, меди, сурьмы и ртути уплачивается налог на прибыль.

Налоговой базой по налогу на прибыль является положительная разница между совокупным годовым доходом налогоплательщика, уменьшенным на сумму необлагаемого дохода и расходами, подлежащими вычету.

При вывозе руд и концентратов, содержащих серебро, медь, сурьму и ртути за пределы территории Кыргызской Республики, выручка отечественных недропользователей формируется за счет начислений денежных средств иностранными предприятиями.

В свою очередь, иностранные предприятия начисляют средства исходя из данных о содержании драгоценных металлов в рудах и концентратах на основании своих собственных лабораторий.

Несмотря на то, что по результатам отечественных лабораторий, данные о содержании металла в руде или концентрате в некоторых случаях выше, чем в данных иностранной закупающей компании, налог на прибыль оплачивается в соответствии с их «заниженными» данными.

Для прозрачности налогообложения Минэкономики предлагает ввести налог на доход горнодобывающих и горноперерабатывающих предприятий, реализующих руду и концентрат, содержащих серебро, медь, сурьму, ртуть.

Также в целях исключения фактов недобросовестного сокрытия налогов, был проработан механизм администрирования налога путем установления налоговой базы в виде стоимости металлов в рудах и концентратах согласно мировым ценам, установленным на Лондонской бирже металлов.

«Указанный законопроект позволит упорядочить администрирование налогообложения доходов предприятий горнодобывающей отрасли, обеспечит возвратность продуктов переработки руд и концентратов, содержащих металлы, окажет стимул в строительстве перерабатывающих мощностей, способных перерабатывать все типы руд и концентратов», - говорится в справке-обосновании.

В случае вывоза и реализации руд и концентратов, содержащих серебро, медь, сурьма, ртуть за пределы территории Кыргызской Республики, ставка указанного налога будет повышаться. При вывозе готовой продукции серебра, меди, сурьмы и ртути, ставки данного налога будет ниже.

Помимо этого, законопроектом предусматривается, что исчисление налога будет производится исходя из мировых цен, в порядке, установленном Кабинетом министров.

Подробнее: www.tazabek.kg/news:1801913?f=cp