Вход для
членов МДС

Закрытые разделы сайта доступны для просмотра членам МДС. Если Вы являетесь членом МДС, введите, пожалуйста, логин и пароль. Для получения логина и пароля, просим Вас связаться с нами.

О нас / СМИ о нас /
Золотая дилемма

Аргументы недели Кыргызстан
29 июня 2017

Законодатели страны в очередной раз решили вернуться к теме вывоза из рес¬публики руд и концентратов драгоценных металлов. С чем это связано и чем обернётся для золотодобытчиков, рассказал заместитель исполнительного директора Международного делового совета (МДС) Данияр Медеров.

— К сожалению, проблемы в горнодобывающей отрасли существовали всегда. В настоящее время в парламенте рассмат¬ривается инициатива по введению экспортной таможенной пошлины на руды и концентраты, содержащие драгоценные металлы. Особо активно эта тема стала подниматься с 2012 года. В частности, со стороны государственных органов и профильного парламентского комитета давались различные заключения, и даже в 2015 году было возражение президента к законопроекту, в котором ставился под сомнение экологический вопрос. Главная дилемма: вывозить или перерабатывать сырьё в Кыргызстане?

— А какие тут могут быть экологические последствия? Ведь речь идёт о вывозе, а не о переработке, где применяются цианиды и другие опасные химические элементы.

— Если мы ограничиваем вывоз руд и концентратов для последующей переработки в Китае или Казахстане, то, чтобы отрасль не пришла в упадок, и бюджет регулярно получал налоговые отчисления от компаний-недропользователей, Кыргызстану придётся обеспечить предприятия собственными производственными мощностями. Иначе какой смысл в золотодобыче вообще? Ведь что такое концентрат? Это может быть примесь целого ряда химических элементов, в том числе золота, серебра, меди и других сопутствующих металлов. Для того чтобы извлечь золото в чистом виде, необходимы специальные технологические процессы и оборудование. Но у нас, повторюсь, нет таких перерабатывающих мощностей.

— Получается, что на данный момент компании-золото¬до¬бытчики вынуждены вывозить концентрат из страны?

— Увы, пока это так.

Что произойдёт, если инициатива депутатов получит поддержку большинства?

— Любой инвестор, прежде чем зайти на рынок, производит расчёты рентабельности своего бизнеса, и когда возникают какие-то сопутствующие дополнительные нагрузки, это делает его дальнейшую экономическую деятельность невыгодной. Это раз. Во-вторых — на что направлена депутатская инициатива? На ограничение вывоза концентрата. По мнению парламентариев, это побудит горнорудные компании скооперироваться и организовать на территории Кыргызстана золотоизвлекательную фабрику, где можно было бы перерабатывать концентрат. Но и в этом случае есть большие риски для нашего государства, так как страна может получить колоссальные экологические последствия.

— Однако такие предприятия есть в Китае и Казахстане. Разве в этих странах не заботятся об экологии?

— Тут важно учитывать территориальные масштабы. В этом Кыргызстан ни с соседней страной, ни с Поднебесной сравниться не может. Если наладить здесь столько золотоизвлекательных производств, во что превратится наша страна?

— Но ведь речь не идёт о строительстве десятка золотоизвлекательных фабрик. Может быть, для Кыргызстана и одной хватит?

— Здесь вы ошибаетесь. Каждое месторождение имеет свои природные особенности и, в частности, химический состав минерального сырья. Следовательно, с учётом этого для переработки концентрата со своим содержанием различных металлов нужен свой технологический процесс и соответствующее оборудование. Так что принцип переработки «в единой бочке» здесь не сработает. Это практикуется во всём мире: для каждой руды и концентрата нужен индивидуальный подход. Возьмём, к примеру, десять месторождений. На каждом из них минеральное сырьё имеет разный химический состав. Есть золотомедный концентрат, концентрат может быть с примесью мышьяка, сурьмы, полибазита, сераргирита и так далее. Словом, отличия в составе руд и концентратов могут потребовать строительства огромного производства, где будет работать несколько линий, ориентированных на каждый состав руд и концентратов. Но строительство таких больших объектов затратно с финансовой точки зрения, да и экологические последствия тоже не просчитаны. Словом, здесь больше вопросов, чем ответов.

— И какой выход из сложившейся ситуации предлагает Международный деловой совет?

— Прежде всего, мы, как и представители органов государственного управления, выступаем за то, чтобы усовершенствовать учёт добычи, вывоза и последующей переработки руд и концентратов драгоценных металлов. Но при этом любая инициатива в сфере горнорудной промышленности, которая способна снизить деловую активность инвестора или нанести значительные экологические последствия стране, должна проходить профессиональные экспертизы и исследования, и только после тщательно выверенных результатов нужно принимать окончательное решение.

— Способны ли госструктуры Кыргызстана провести такое исследования и дать необходимое заключение?

— Вряд ли сегодня кто-то из госструктур, некоммерческих организаций или даже международных независимых компаний в одиночку способен провести столь сложное, многогранное исследование. Сегодня МДС, как раз-таки осознавая этот факт, настаивает: прежде чем начать рассматривать какую-либо инициативу, необходимо консолидировать усилия государства и бизнеса, изучить этот вопрос и его последствия всесторонне. В том числе все существующие и предлагаемые инициативы по финансовому обременению и налоговой нагрузке на горнорудные компании. Рассмотреть, как это скажется на горнорудной отрасли и на экономике страны в целом. Если строить золотоизвлекательные фабрики, то нужно рассмотреть техническую, экономическую и самое главное экологическую сторону вопроса. И только после получения результатов от авторитетного международного исследовательского института принимать окончательное решение.

— Но ведь в начале беседы Вы сказали, что дискуссия о том, вывозить концентрат или перерабатывать его на территории Кыргызстана, продолжается на протяжении пяти лет. Почему же за это время исследования так и не были проведены?

— Этот вопрос нам задают каждый раз, когда на различных заседаниях мы обсуждаем данную тему, в том числе с профильными государственными органами и в Жогорку Кенеше КР. Как я уже сказал, такого рода исследования — это сложный и многогранный процесс, требующий больших временных и финансовых затрат. Сегодня МДС активно занимается этим вопросом, и к нам уже начали поступать коммерческие предложения от авторитетных международных компаний. Проведено несколько консультаций внутри отрасли, и в ближайшее время мы планируем приступить к исследованию. Мы уже готовы начать исследования по двум направлениям: первое — насколько оправданы различного рода финансовые и налоговые обременения для отрасли, второе — экономические и экологические последствия строительства золотоизвлекательных фабрик на территории Кыргызстана.

— Их будут проводить местные специалисты?

— Ни в коем случае. Здесь нужен максимально объективный подход, и достичь этого можно, если в качестве эксперта выступит международный институт, положительная репутация которого не вызовет сомнения ни у кого, который имеет опыт работы, да и его авторитет признан в мире. Повторюсь, сейчас мы ведём переговоры с некоторыми такими структурами.

— Может ли сам инвестор инициировать проведение такого рода экспертизы?

— Отвечу вопросом на вопрос. Как думаете, если отдельный инвестор инициирует такого рода исследование, можно ли будет считать его объективным? Очевидно, что нет.

Чем мотивируют свою точку зрения политики или структуры, которые выступают против вывоза концентрата?

— Верю, что все политики и структуры, которые выступают за эту инициативу, руководствуются интересами нашего государства. Но порой такие, казалось бы благие намерения, но без должных знаний, экспертной поддержки и осознания глубины последствий вопроса могут нанести большой вред как экономике, так и экологии нашего государства.

Итак, мы подошли к ключевому вопросу. Если строительство золотоизвлекательной фабрики будет экономически выгодно, но экологически вредно, то как разрешить эту дилемму?

— Тут не следует забывать, что Кыргызстан взял курс на переход к так называемой «зелёной экономике». Кроме того, страна подписала Парижское соглашение по климату. Очень важно сохранить здоровую экологию страны для будущих поколений. Я бы не хотел, чтобы мои дети жили в экологически неблагоприятном регионе. Но я всё же предпочёл бы не забегать вперёд и посоветовал бы дождаться упомянутого выше экспертного заключения.

Людмила Беседина

Кстати

МДС призывает правительство Кыргызстана и «Центерра Голд Инк» к консенсусу, начав консультации по урегулированию судебных споров. «Кыргызстан должен стать раем для бизнеса, для инвестора, для любого предпринимателя: местного и иностранного, крупного и малого», — сказал президент Алмазбек Атамбаев на V заседании Национального совета по устойчивому развитию КР.

Одной из главных задач как будущей, так и действующей Национальной стратегии устойчивого развития является создание благоприятного инвестиционного климата в Кыргызстане. Причём горнодобывающая промышленность признана НСУР одной из стратегических отраслей экономики, и стратегия предусматривает «создание благоприятного инвестиционного климата для всех недропользователей независимо от форм собственности и страновой принадлежности».

МДС на протяжении 17 лет уделяет особое внимание улучшению инвестиционного климата, оказывая содействие государственным органам в разработке нормативных правовых актов и создании площадки для обсуждения наиболее важных инициатив правительства и Жогорку Кенеша КР. Однако наличие арбитражных разбирательств не способствует улучшению инвестиционной привлекательности нашей страны. На сегодняшний день есть ряд исков в международные арбитражные суды к Кыргызской Респуб-лике, в частности, арбитражное разбирательство по иску «Центерра Голд Инк» к правительству КР по проекту «Кумтор». «Центерра Голд Инк» является одним из крупнейших инвесторов и налогоплательщиков в нашей стране. В 2016 году платежи компании на территории КР превысили 238,450 млн долларов. Всего за период работы компании с 1994 по 2016 годы выплаты на территории Кыргызстана превысили 3 млрд 202 млн долларов. По предварительным данным Национального статистического комитета КР, доля «Кумтора» в ВВП страны в 2016 году составила 8%, а в общем объёме промышленного производства — 23,4%», — говорится в официальном обращении МДС.

Учитывая важность этого инвестиционного проекта для страны, МДС предлагает правительству КР и «Центерра Голд Инк» завершить процесс урегулирования судебных разбирательств.

http://argumenti.kg/novosti/v-svezhem-nomere-gazety-argumenty-nedeli/26696-zolotaya-dilemma.html