Новости / Новости членов МДС /
Как поддержать отечественных производителей в условиях кризиса

МДС
22 марта 2022

Бизнес просит отказаться от экспериментальной и обязательной маркировки упакованной воды и других безалкогольных напитков в Кыргызстане. Если отказ невозможен, то отложить внедрение маркировки на максимальный срок.

Это могло бы поддержать отечественных производителей в текущей ситуации.

Об этом было заявлено на встрече представителей бизнеса и Министерства экономики и коммерции КР. Напомним, в октябре прошлого года Совет ЕЭК принял решение о поэтапном внедрении маркировки упакованной воды в странах Евразийского экономического союза.

Известно, что уже в ближайшее время планируется начать пилотный проект по введению маркировки средствами идентификации упакованной воды в Кыргызстане. По завершении пилотного проекта следует внедрение обязательной маркировки.

Бизнес считает, что внедрение маркировки повлечет значительные затраты, которые скажутся на стоимости продукции, а также усложнит логистические процессы, особенно в условиях нынешней ситуации в мире.

Экономический кризис и конфликт России и Украины оказывают влияние на волатильность рынка, рост курса иностранной валюты, возникают проблемы с поставками товаров и оборудования. Все это ведет к повышению цен на сырье, потере доходов компаний и нехватке необходимого оборудования на рынке.

«В условиях кризиса бизнесу необходима всяческая поддержка и снятие всех барьеров как минимум. А вопрос с маркировкой бутилированной воды мы поднимаем еще с прошлого года, — рассказал исполнительный директор Международного делового совета Аскар Сыдыков. — Мы понимаем, что это нецелесообразно, от этого нет ощутимых выгод ни для экономики, ни для индустрии».

Решение ЕЭК не абсолютное, оно предоставляет право странам — членам ЕАЭС самим определять сроки введения.

«Мы просим на максимальный срок отложить введение маркировки, — сказал глава МДС. — Мы уже получаем сообщения от некоторых производителей, что в случае введения обязательной маркировки бутилированной воды они будут вынуждены просто закрыть ее производство ввиду нерентабельности. В результате мы можем лишиться производства отечественной воды, что, возможно, приведет к замещению этого рынка зарубежными производителями».

Еще одна причина нецелесообразности маркировки — местная вода практически не экспортируется, а производится только на внутренний рынок. Поэтому нет смысла ее маркировать, вся информация уже имеется на этикетке и штрих-коде товара, что достаточно для контроля.

Как считают производители воды, в стране еще не созданы условия для введения маркировки. Не полностью реализован цикл отслеживаемости маркированных товаров. Система «Текшер» выводит уже употребленные товары как находящиеся в обороте. Торговые точки не оснащены считывающими устройствами, не налажено стабильное интернет-соединение.

Особую остроту сегодня обретает вопрос дороговизны оборудования, которое в прошлом году стоило до 200 тысяч евро. Сейчас неизвестны ни цены, ни наличие.

Введение маркировки вынудит бизнес дополнительно повысить цены на продукцию, что приведет к инфляции на рынке, которая итак высокая.

Что касается контрафакта и «серой» продукции, то из-за отсутствия информации об их объемах сложно утверждать, что они вообще присутствуют на рынке. Вода не является товаром высокой стоимости с точки зрения перевозки нелегальным путём с одной территории на другую.

Ввиду низкой маржинальности продукции производители будут вынуждены отказаться от производства безалкогольных напитков и воды, что приведет к сокращению числа рабочих мест, объема будущих инвестиций и налоговых поступлений или вызовет существенный рост цен на конечный продукт.

«Часть производителей, возможно, сможет переориентироваться, закупить необходимое оборудование и проводить маркировку, но большая часть не сможет, особенно мелкие предприятия в регионах», — считает глава МДС.

Стоит изучить зарубежный опыт. Правительства многих стран (Бразилия, Аргентина, Турция, Саудовская Аравия, Бангладеш и другие) отказались от внедрения цифровой маркировки для безалкогольных напитков по ряду причин, включая упомянутые местными производителями.

Учитывая, что члены ЕАЭС имеют право самостоятельно определять категорию товаров, подпадающих под обязательную маркировку, бизнес просит отказаться от экспериментальной и обязательной маркировки упакованной воды и прочих безалкогольных напитков.

В случае невозможности отказа предлагается отложить внедрение маркировки на максимально возможный срок. В течение этого времени рекомендуется наладить инфраструктуру по отслеживанию маркируемых товаров. Производители упакованной воды готовы представить обоснование и расчеты для проведения анализа регулятивного воздействия (АРВ).

Представители государственных органов сообщили, что постановление о начале пилотного проекта с 1 апреля 2022 года находится на подписи в Кабинете министров, и вопрос об отмене или переносе пилотного проекта не стоит.

На встрече были рассмотрены также сложности с внедрением цифровых акцизов, электронной товарно-транспортной накладной, а также другие проблемные вопросы, возникающие у бизнеса при маркировке продукции.