На парламентских слушаниях обсуждены 14 законопроектов, направленных на развитие экономики республики
5 июня Комитет по экономической и фискальной политике и Комитет по бюджету и финансам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики провели парламентские слушания по обсуждению законопроектов, направленных на развитие экономики республики. В обсуждении участие приняли депутаты Жогорку Кенеша, представители Правительства КР, бизнес-сообщества, независимые эксперты.
Открывая парламентские слушания, председатель Комитета по бюджету и финансам Эмиль Токтошев отметил, что в связи с пандемией коронавируса Кыргызстан столкнулся с новыми экономическими вызовами, которые требуют оперативного решения. Он отметил, что данные законопроекты разработаны на основании предложений депутатов и представителей бизнеса, поскольку Правительство КР не предложило четкий и эффективный антикризисный план.
Депутат Мирлан Бакиров призвал участников парламентских слушаний к активному обсуждению предлагаемых законопроектов. Он отметил, что в нынешних условиях необходимо консолидация всех сторон. «Эти законопроекты разработаны в интересах бизнеса», добавил он.
Депутат Каныбек Иманалиев обозначил, что на сегодняшний день необходимо особое внимание обратить поиску новых сегментов в экономике. Подчеркнув, что надо активно развивать электронную коммерцию. Он добавил, что законопроектами предлагаются снижение административной нагрузки на бизнес и использование внутренних ресурсов.
В ходе парламентских слушаний вице-премьер-министр Эркин Асрандиев рассказал о предпринимаемых Правительством КР антикризисных мерах в республике, добавив, что скоро будет представлен посткризисный план. По законопроектам, он отметил, что они рассматриваются в Правительстве КР.
Участники парламентских слушаний обсуждали каждый законопроект отдельно.
Перечень законопроектов:
1. Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства»
2. Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в целях поддержки субъектов предпринимательства в период обстоятельств непреодолимой силы»
3. Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере лицензионно-разрешительной системы»
4. Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс Кыргызской Республики»
5. Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, Административно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики, закон Кыргызской Республики «О третейских судах в Кыргызской Республике»)»
6. Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Закон об инвестициях, Налоговый Кодекс, Земельный Кодекс, Гражданский Кодекс, Закон «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства», Закон «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике», Закон «О внешней миграции», Закон «О внешней трудовой миграции»)»
7. Проект Закона Кыргызской Республики «О саморегулируемых организациях»
8. Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» (Межмедтуризм)
9. Проект Закона Кыргызской Республики «Об электронной коммерции»
10. Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики»
11. Проект Закона Кыргызской Республики «О телемедицинских услугах»
12. Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере электронной коммерции»
13. О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О туризме»
14. О проекте Закона «Об особом статусе реликтовых орехоплодовых лесов «Дашманского массива» и «Сары-Челек»
Участники парламентских слушаний: Налоговое администрирование должно быть четким и понятным
5 июня участники парламентских слушаний обсудили 14 законопроектов, направленных на развитие экономики и поддержку бизнеса. Данные парламентские слушания провели Комитет по экономической и фискальной политике и Комитет по бюджету и финансам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. В обсуждении участие приняли депутаты Жогорку Кенеша, представители Правительства КР, бизнес-сообществ, независимые эксперты.
Информацию о законопроектах представили депутаты Абдывахап Нурбаев, Чыныбай Турсунбеков, Акылбек Жапаров, Исхак Пирматов, Дастан Бекешев, Каныбек Иманалиев, Марлен Маматалиев, Айсулу Мамашова, Мирлан Бакиров, Айнуру Алтыбаева, Эмиль Токтошев.
Инициаторы законопроектов рассказали об изменениях порядка проведения субъектов предпринимательства, обозначили вопросы поддержки субъектов предпринимательства в период обстоятельств непреодолимой силы. Они остановились на вопросах внесения изменений в Налоговый кодекс, некоторые законодательные акты в сфере лицензионно-разрешительной системы.
В ходе обсуждения участники парламентских слушаний обозначили, что налоговое администрирование должно быть четким и понятным. Они отметили, что необходимо сократить количество контактов между проверяющими органами и бизнесом. Поднимались вопросы о предоставлении возможностей по рассмотрению налоговых споров в третейских судах, толковании законов, защите прав инвесторов и др.
По итогам обсуждения, представители бизнес-сообществ выразили благодарность депутатам за инициирование данных законопроектов, добавив, что направят дополнительные предложения к проектам закона письменно. Председатель Комитета по бюджету и финансам Эмиль Токтошев отметил, что будут рассмотрены все поступившие предложения и замечания к данным законопроектам.
МАР выделяет Кыргызстану $35 млн для модернизации налогового администрирования и статистической системы
4 июня депутаты Жогорку Кенеша рассмотрели законопроект «О ратификации Соглашения между Кыргызской Республикой и Международной ассоциацией развития о финансировании (Проект модернизации налогового администрирования и статистической системы), подписанного 28 апреля 2020 года в городе Бишкек», инициированный Правительством.
Докладчик – председатель Национального статистического комитета КР Акылбек Султанов отметил, что в рамках Соглашения Международная ассоциация развития предоставляет льготное финансирование для Проекта модернизации налогового администрирования и статистической системы.
«Общая стоимость проекта составляет $35 млн, в том числе кредит МАР - $17,5 млн, грант МАР - $17,5 млн. Срок предоставления кредита - 38 лет, из них 6 лет - льготный. Процентная ставка - 0,75% годовых. Срок реализации - 5 лет», - сказал А.Султанов, добавив, что есть положительные решения 6 фракций парламента для принятия законопроекта сразу в трех чтениях.
В ходе обсуждения депутат Тариел Жоробеков поддержал принятие законопроекта, отметив, что его принятие будет способствовать повышению эффективности налоговых сборов и системы измерения экономического и социального развития страны.
«Также необходимо отметить, что из $17,5 млн, выделяемых Нацстаткому средств,63% направляется на консультационные услуги и обучение, что составляет $11,3 млн», - подчеркнул Т.Жоробеков, призвав Правительство в дальнейшем сокращать подобные расходы.
Депутаты Жогорку Кенеша рассмотрели поправки в закон о Национальном банке КР
3 июня депутаты Жогорку Кенеша рассмотрели во втором чтении проект Закона КР «О внесении изменения в Закон КР «О Национальном банке КР, банках и банковской деятельности», инициированный Правительством.
Информацию о законопроекте представил председатель Комитета по экономической и фискальной политике Салайдин Айдаров. По его словам, поправки направлены на увеличение доходной части бюджета путем увеличения размера отчислений, поступающих в республиканский бюджет от распределения прибыли Национального банка с 70 до 90%.
В ходе обсуждения депутат Аалы Карашев поинтересовался доходной частью бюджета НБКР за последние 3 года. Председатель Нацбанка Толкунбек Абдыгулов проинформировал, что в 2017 году прибыль банка составила 2 млрд 300 млн, в 2018 году – 2 млрд 103 млн, 2019 году – 2 млрд 565 млн сомов.
А.Карашев поддержал предлагаемый законопроект, отметив, что в условиях экономического кризиса каждая копейка на счету. Также парламентарий подчеркнул большую работу НБКР по поддержанию устойчивости национальной валюты.
В свою очередь депутат Махабат Мавлянова обратилась к председателю НБКР с просьбой оказать содействие заемщикам для облегчения погашения кредитов. Она отметила, что предоставление им трехмесячной отсрочки по выплатам, не оказало им существенной поддержки. В связи с этим она предложила рассмотреть возможность сокращения размера выплат хотя бы на курсовую разницу с долларом.
Направлен на голосование законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс КР»
3 июня депутаты Жогорку Кенеша рассмотрели законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» в первом чтении.
Законопроект разработан с целью внедрения в Кыргызстане налогообложения майнинга, что позволит увеличить доходы государственного бюджета.
Законопроектом предлагается:
- дополнить раздел XV «Специальные налоговые режимы Налогового кодекса Кыргызской Республики главой 60 «Налог на майнинг»;
- определить значение терминов «виртуальный актив» и «майнинг»;
- определить налогооблагаемую базу налога на майнинг в виде начисленных сумм налогоплательщика по оплате электроэнергии, потребленной при майнинге, включая НДС и налог с продаж.
В ходе обсуждения депутат Аалы Карашев поднял вопрос о прогнозах по объемам потребления и выработки электроэнергии в республике на предстоящие годы. Депутат Наталья Никитенко отметила, что для майнинга необходим большой объем электроэнергии. Она подняла вопрос о незаконной деятельности майнинг-ферм в республике.
Ратифицированы Кредитное и Грантовое соглашения между Кыргызстаном и Азиатским банком развития (Программа быстрого реагирования и поддержки расходов в борьбе с пандемией COVID-19)
Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков подписал Закон Кыргызской Республики «О ратификации Кредитного соглашения между Кыргызской Республикой и Азиатским банком развития (Программа быстрого реагирования и поддержки расходов в борьбе с пандемией COVID-19), подписанного 5 мая 2020 года в городе Бишкек, и Грантового соглашения между Кыргызской Республикой и Азиатским банком развития (Программа быстрого реагирования и поддержки расходов в борьбе с пандемией COVID-19), подписанного 5 мая 2020 года в городе Бишкек».
Закон принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 28 мая 2020 года.
В соответствии с данным Законом, Министерству финансов Кыргызской Республики надлежит в установленном порядке уведомить Азиатский банк развития о выполнении Кыргызской Республикой внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу вышеуказанных соглашений.
Закон вступает в силу дня официального опубликования.
Справочно:
Предлагаемая Программа быстрого реагирования и поддержки расходов в борьбе с пандемией COVID-19 является частью комплексного пакета содействия, оказываемого Азиатским банком развития (далее — АБР), направленного на поддержание незамедлительных усилий Правительства Кыргызской Республики для смягчения существенных негативных воздействий на здоровье, социальных и экономических последствий пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19).
Финансовые средства для реализации указанной программы предоставляются АБР на сумму 50 млн. долларов США, из них:
— грант АБР — 25 млн. долларов США;
— кредит АБР — 25 млн. долларов США (кредит предоставляется сроком на 24 года, включая 8 лет льготного периода, с процентной ставкой — 1% в год в течение периода отсрочки и 1,5% — каждый последующий год).
2 июня 2020
Приостановлено инициирование процесса банкротства в отношении субъектов предпринимательства
До 1 января 2021 года Департаментом по делам банкротства при Министерстве экономики Кыргызской Республики, Государственной налоговой службой при Правительстве Кыргызской Республики, Социальным фондом Кыргызской Республики приостановлено инициирование процесса банкротства в отношении субъектов предпринимательства. Соответствующее распоряжение подписал исполняющий обязанности Премьер-министра Кыргызской Республики, первый вице-премьер-министр Кубатбек Боронов.
Документ подписан с целью оказания поддержки субъектам предпринимательства, у которых возникли признаки неплатежеспособности в связи с обстоятельствами, прямо или косвенно связанными с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 и принятыми государственными органами мерами по ограничению хозяйственной деятельности в рамках борьбы с пандемией.
Сегодня международный масштаб мер по борьбе с пандемией, а также ряд мер по ограничению хозяйственной деятельности внутри страны в рамках недопущения завоза и распространения вируса COVID-19 оказывают негативное влияние на экономическую активность многих отечественных коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. И для стабилизации ситуации Правительством Кыргызской Республики утвержден план мер по поддержке субъектов предпринимательства. Так, предлагается предоставление отсрочки и рассрочки по уплате сумм налоговой задолженности и задолженности по социальным отчислениям, образовавшихся в результате введения режима чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения.
2 июня 2020
Ссылка: https://www.gov.kg/ru/post/s/ishkerdik-subektterine-karata-bankrottuk-protsessin-demilgel-toktotuldu