На общественное обсуждение выносится законопроект, регламентирующий заключение инвестиционных соглашений в КР
С 27 мая 2020 года на общественное обсуждение выносится проект Закона Кыргызской Республики “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Закон об инвестициях, Налоговый Кодекс, Земельный Кодекс, Гражданский Кодекс, Закон “О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства”, Закон “О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике”, Закон “О внешней миграции”, Закон “О внешней трудовой миграции”)”
С точки зрения создания основ устойчивого экономического роста ключевую роль играет привлечение инвестиций. Среднее значение темпов экономического роста Кыргызской Республики за последнее десятилетие составило примерно 4%, что хотя и превышает среднегодовое темпы роста мировой экономики за этот период, однако является самым низким показателем в регионе Центральной Азии.
Одной из основных причин такого роста экономики страны является недостаточное инвестирование. Средневзвешенная доля валовых инвестиций в Кыргызстане за период с 2008 по 2018 год составила 17,6% ВВП. Таким образом, существует насущная необходимость увеличения поступления инвестиций в экономику Кыргызской Республики для обеспечения устойчивых темпов экономического роста, увеличения доходов бюджета и решения социальных вопросов.
Законодательство об инвестициях предусматривает заключение инвестиционных соглашений в случае, если инвестор обладает общепризнанной международной деловой репутацией, уникальными знаниями и опытом успешной реализации проектов в аналогичной сфере деятельности, а сумма осуществляемых инвестором инвестиций в инвестиционный проект составляет не менее 50 миллионов долларов США (Статья 11-1 закона об инвестициях). Однако на практике эта норма не работает. До сих пор за период действия данной нормы не было заключено ни одного инвестиционного соглашения. Основной причиной является то, что инвестиционное соглашение не дает никаких преимуществ, уже не предусмотренных законодательством.
Настоящим законопроектом предлагается внесение изменений в Закон об инвестициях с введением понятия стратегического инвестора, описания четких критериев стратегического инвестора и усиления роли Агентства по продвижению и защите инвестиций при реализации инвестиционных соглашений.
Вносятся изменения в Налоговый Кодекс, Земельный Кодекс, Гражданский Кодекс, Закон о проверках, Закон о лицензионно-разрешительной сфере, Закон о внешней миграции и Закон о внешней трудовой миграции”, дающие стратегическим инвесторам особый порядок реализации инвестиционных проектов. С целью усиления антикоррупционного компонента и обеспечения прозрачности предусматривается согласование инвестиционного соглашения с комитетами Жогорку Кенеша по экономике и по бюджету перед его подписанием Правительством Кыргызской Республики.
Согласно предлагаемым изменениям, инвестиционные соглашения могут заключаться только с транснациональными компаниями, обладающими общепризнанной международной деловой репутацией, уникальными знаниями и опытом успешной реализации проектов в аналогичной сфере, прошедшими процедуру листинга на одной из крупнейших фондовых бирж мира.
Не допускается заключение инвестиционных соглашений в сфере недропользования. Также законом усиливается роль Агентства по продвижению и защите инвестиций в части подготовки и реализации инвестиционных соглашений.
Инициаторы: депутаты Жогорку Кенеша К.Иманалиев, А.Нурбаев, И.Пирматов, Б.Сулейманов, С.Шер-Нияз, Ж.Мусабекова, А.Жунус уулу, Дж.Бакчиев, А.Дюшалиев, Н.Сыдыгалиев, М.Жеенчороев, Б.Райымкулов, Д.Бекешев, Б.Турусбеков, К.Жумалиев, А.Акматов, А.Осмонова, С.Айдаров, А.Баатырбеков, Н.Никитенко, М.Маматалиев, Э.Токтошев, З.Шарапов, Ж.Акаев, А.Арапбаев, Ж.Исаев, А.Жапаров, А.Сулайманов, И.Матраимов, А.Эргешов, А.Карашев, К.Баймуратов, К.Зулушев, С.Ибраев, М.Мавлянова, А.Мамашева, С.Нышанов, П.Тулендыбаев, К.Нурматов, Т.Масабиров, Ш.Абдыкеримов, Ч.Турсунбеков, Т.Тиллаев, Р.Казакбаев.
Проект закона размещен на официальном сайте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
Законопроект предлагает рассмотрение налоговых споров не только в государственном суде, но и в Международном третейском суде
С 27 мая 2020 года на общественное обсуждение выносится проект Закона Кыргызской Республики “ О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, Административно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики, закон Кыргызской Республики «О третейских судах в Кыргызской Республике»)”
Данный законопроект разработан во исполнение протокольного решения Совета по развитию бизнеса и предпринимательства при Торага Жогорку Кенеша от 12 ноября 2019 года с целью повышения гарантий государства, предоставляемых субъектам предпринимательства по реализации их конституционного права на равную правовую защиту частной собственности наряду с государственной, муниципальной и иными формами собственности при рассмотрении налоговых споров.
Законопроект предлагает возможность рассмотрения налоговых споров не только в государственном суде, но и, наряду с ним, в альтернативном институте по правилам третейского судопроизводства, способного обеспечить глубокое профессиональное рассмотрение налоговых споров по существу с использованием его полного инструментария, включая инструменты оперативного и окончательного принятия решения по существу спора, а также медиации.
Вносимые предложения основываются на следующих подходах:
1) вовлечение в процесс принятия решений независимых третьих сторон – налоговых экспертов высокой квалификации, не являющихся сотрудниками государственных структур, которым в установленном законом порядке присвоены звания арбитров третейского суда;
2) институционализация указанных функций в формы, независимые от государственных ведомств, включая государственную судебную систему;
3) предоставление права субъекту предпринимательства выбирать, в каком институте будет рассматриваться его иск: в государственном суде или арбитрами Третейского суда с высокой квалификацией в налоговых вопросах, избранными сторонами налогового спора.
1. Текущее состояние
В течение ряда последних лет наблюдается и становится все более отчетливой тенденция роста количества обращений Государственной налоговой службы КР в суд на взыскание налоговой задолженности, а также количество исков налогоплательщиков по отмене решений Налоговой службы по доначислению налогов.
Указанная тенденция сопровождается снижением качества решений, принимаемых на досудебной стадии при рассмотрении жалоб налогоплательщика на выводы налоговых проверок. Целый ряд решений по жалобам налогоплательщиков прямо нарушают налоговое законодательство страны.
В результате в отдельные годы в течение последнего 7-летнего периода, количество решений ГНС по жалобам субъектов предпринимательства, принятых в пользу бюджета, составляет более 90% по количеству решений и более 96% по сумме доначисления. В то время как многолетняя практика анализа разъяснений Министерства экономики Кыргызской Республики показывает, что при рассмотрении жалоб налогоплательщиков соотношение правомочных решений в соответствии с налоговым законодательством приближается к соотношению 50:50.
Не менее негативной выглядит тенденция рассмотрения налоговых споров в суде: судебные разбирательства растягиваются на годы, обременяя налогоплательщика финансово и организационно, приводит к нежеланию дальнейшего развития бизнеса в Кыргызстане или увода части бизнеса в теневую сферу.
Предлагается коренным образом пересмотреть государственные подходы к рассмотрению налоговых споров и обеспечить возможность, наряду с государственной судебной системой, рассматривать иски по налоговым спорам в Международном Третейском суде при Торгово-промышленной палате Кыргызской Республики.
Инициаторы: депутаты Жогорку Кенеша К.Иманалиев, А.Нурбаев, И.Пирматов, Б.Сулейманов, С.Шер-Нияз, Ж.Мусабекова, А.Жунус уулу, Дж.Бакчиев, А.Дюшалиев, Н.Сыдыгалиев, М.Жеенчороев, Б.Райымкулов, Д.Бекешев, Б.Турусбеков, С.Айдаров, К.Рыспаев, А.Баатырбеков, Н.Никитенко, М.Маматалиев, Э.Токтошев, З.Шарапов, Ж.Акаев, А.Арапбаев, Ж.Исаев, А.Жапаров, А.Сулайманов, И.Матраимов, А.Эргешов, А.Карашев, К.Баймуратов, К.Зулушев, С.Ибраев, М.Мавлянова, А.Мамашева, С.Нышанов, П.Тулендыбаев, К.Нурматов, Т.Масабиров, Ч.Турсунбеков, Т.Тиллаев, Р.Казакбаев, А.Осмонова.
Законопроект предлагает внесение изменений в некоторые законодательные акты в сфере лицензионно-разрешительной системы
На общественное обсуждение с 27 мая 2020 года выносится проект Закона Кыргызской Республики “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере лицензионно-разрешительной системы”
Инициаторы: депутаты Жогорку Кенеша К.Иманалиев, А.Нурбаев, И.Пирматов, Б.Сулейманов, С.Шер-Нияз, Ж.Мусабекова, А.Жунус уулу, Дж.Бакчиев, А.Дюшалиев, Н.Сыдыгалиев, М.Жеенчороев, Б.Райымкулов, Д.Бекешев, А.Аскарова, Б.Турусбеков, С.Айдаров, К.Рыспаев, А.Баатырбеков, Н.Никитенко, М.Маматалиев, Э.Токтошев, З.Шарапов, Ж.Акаев, А.Арапбаев, Ж.Исаев, А.Жапаров, А.Сулайманов, И.Матраимов, А.Эргешов, А.Карашев, К.Баймуратов, К.Зулушев, С.Ибраев, М.Мавлянова, А.Мамашева, С.Нышанов, П.Тулендыбаев, К.Нурматов, Т.Масабиров, Ш.Абдыкеримов, Ч.Турсунбеков, Т.Тиллаев, Р.Казакбаев, А.Осмонова, К.Жумалиев.
Настоящий проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» подготовлен в целях дальнейшей оптимизации и либерализации лицензионной системы и регулируемых действующим законодательством общественных отношений в лицензионно-разрешительной сфере.
Несмотря на то, что действующий Закон Кыргызской Республики «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» содержит основополагающие принципы лицензирования: приняты порядок лицензионного контроля и унифицированный порядок ведения реестров; введены меры воздействия за нарушение лицензионных требований и сокращено количество лицензируемых видов деятельности, процесс оптимизации лицензирования еще не завершен.
Принятие действующей редакции Закона позволило сократить число лицензируемых видов деятельности и требующих получения разрешений действий с 236 до 101 вида.
С даты принятия Закона (19 октября 2013 года) в стране лицензировался 101 вид деятельности.
На текущий момент в стране действует 99 лицензируемых видов деятельности. Предлагаемым проектом Закона исключаются 33 вида деятельности.
В итоге планируется сокращение до 66 видов лицензий и разрешений, из них лицензий - 36, разрешений - 30 видов.
Данный шаг приведет к снижению административных барьеров, даст новый импульс к развитию и росту предпринимательства в стране.
Предлагается законодательное закрепление всех лицензий и разрешений с указанием специализации, что позволит соискателям лицензий осуществлять деятельность по отдельным работам, услугам, действиям и операциям и облегчит условия получения лицензий и разрешений.
В частности, предлагается ввести ограничение срока действия лицензии на пассажирские перевозки автомобильным транспортом (за исключением легковых такси); производство, применение, уничтожение взрывчатых материалов промышленного назначения.
В целях недопущения злоупотребления со стороны государственных органов-лицензиаров и органов, уполномоченных осуществлять разрешительные процедуры, а также в целях строгого определения ключевых требований для лицензионной проверки предлагается ввести листы лицензионного контроля.
Разработан законопроект по поддержке субъектов предпринимательства в условиях пандемии коронавируса
С 26 мая 2020 года на общественное обсуждение выносится проект Закона Кыргызской Республики “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в целях поддержки субъектов предпринимательства в период обстоятельств непреодолимой силы”
Инициаторы: депутаты Жогорку Кенеша К.Иманалиев, А.Нурбаев, И.Пирматов, Б.Сулейманов, С.Шер-Нияз, Ж.Мусабекова, А.Жунус уулу, Дж.Бакчиев, А.Дюшалиев, Н.Сыдыгалиев, М.Жеенчороев, Б.Райымкулов, Д.Бекешев, А.Аскарова, Б.Турусбеков, С.Айдаров, К.Рыспаев, А.Баатырбеков, Н.Никитенко, М.Маматалиев, Э.Токтошев, З.Шарапов, Ж.Акаев, А.Арапбаев, М.Бакиров, Ж.Исаев, А.Жапаров, А.Сулайманов, И.Матраимов, А.Эргешов, А.Карашев, К.Баймуратов, К.Зулушев, С.Ибраев, М.Мавлянова, А.Мамашева, С.Нышанов, П.Тулендыбаев, К.Нурматов, Т.Масабиров, Ш.Абдыкеримов, Ч.Турсунбеков, Т.Тиллаев, Р.Казакбаев.
Целью и задачей данного проекта Закона является поддержка субъектов предпринимательства в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (далее – коронавирус).
С целью создания эффективной налоговой системы в кризисный период, а также для скорейшего восстановления экономики после кризиса необходимо максимально снизить административное давление на бизнес путём сокращения количества выездных налоговых проверок и количества налогов. Это позволит сократить как время бизнеса на исполнение налоговых обязательств, так и государственные расходы на проведение мероприятий по контролю соблюдения налогового законодательства.
Законопроект предлагает оптимизацию процедуры проверки бизнеса
С 26 мая 2020 года на общественное обсуждение выносится проект Закона Кыргызской Республики “О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства”
Инициаторы: депутаты Жогорку Кенеша К.Иманалиев, А.Нурбаев, И.Пирматов, Б.Сулейманов, С.Шер-Нияз, Ж.Мусабекова, А.Жунус уулу, Дж.Бакчиев, А.Дюшалиев, Н.Сыдыгалиев, М.Жеенчороев, Б.Райымкулов, Д.Бекешев, А.Аскарова, Б.Турусбеков, С.Айдаров, К.Рыспаев, А.Баатырбеков, Н.Никитенко, М.Маматалиев, Э.Токтошев, З.Шарапов, Ж.Акаев, А.Арапбаев, М.Бакиров, Ж.Исаев, А.Жапаров, А.Сулайманов, И.Матраимов, А.Эргешов, А.Карашев, К.Баймуратов, К.Зулушев, С.Ибраев, М.Мавлянова, А.Мамашева, С.Нышанов, П.Тулендыбаев, К.Нурматов, Т.Масабиров, Ш.Абдыкеримов, Ч.Турсунбеков, Т.Тиллаев, Р.Казакбаев.
В действующий Закон Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства» от 25 мая 2007 года № 72 предлагается внедрить ряд изменений, которые направлены на оптимизацию процедуры проверки бизнеса государством посредством использования информационно-коммуникационных технологий.
Одним из вариантов рассматривается система по формированию и использованию инструмента SAF-T или аналогичный инструмент, применение которого позволит создать систему дистанционного государственного аудита.
Направлен на голосование законопроект о Программе быстрого реагирования и поддержки расходов в борьбе с пандемией COVID-19
28 мая депутаты Жогорку Кенеша рассмотрели законопроект «О ратификации Кредитного соглашения между Кыргызской Республикой и Азиатским банком развития (Программа быстрого реагирования и поддержки расходов в борьбе с пандемией COVID-19), подписанного 5 мая 2020 года в городе Бишкек, и Грантового соглашения между Кыргызской Республикой и Азиатским банком развития (Программа быстрого реагирования и поддержки расходов в борьбе с пандемией COVID-19), подписанного 5 мая 2020 года в городе Бишкек» в первом чтении.
Предлагаемая программа является частью комплексного пакета оказываемого содействия Азиатского банка развития, чтобы поддержать незамедлительные усилия Правительства Кыргызской Республики по смягчению существенных негативных воздействий для здоровья, социальных и экономических последствий пандемии коронавирусной болезни (COVID-19).
Для реализации данной программы со стороны Азиатского банка развития предоставляется финансовая помощь на поддержку бюджета в размере 50 млн долларов США, из них 25 млн долларов США - грант и 25 млн долларов США - кредит.
Кредитная часть данной программы предоставляется на сроках и условиях Азиатского банка развития (срок кредита 24 года, из них 8 лет льготный период под 1% на льготный период и 1,5% на основной период). Погашение кредитных средств будет осуществлено согласно условиям данного Соглашения с привлечением финансовых средств из республиканского бюджета.
Законопроект направлен на голосование в трех чтениях.
Группа депутатов предлагает освободить авиаперевозчиков КР от уплаты НДС на импорт при временном ввозе воздушных судов
С 27 мая 2020 года на общественное обсуждение выносится проект Закона Кыргызской Республики “О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики”
Целью законопроекта является развития гражданской авиации Кыргызской Республики, в том числе предоставление отечественным авиаперевозчикам возможности модернизировать свой парк воздушных судов.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- Создать условия для увеличения стабильности авиаперелетов, предоставления авиаперевозчикам возможности гибко управлять размером парка воздушных судов и его составом.
Парк воздушных судов отечественных авиаперевозчиков оснащен воздушными судами, приобретенными на вторичном рынке и имеющими большие сроки эксплуатации (средний возраст воздушных судов составляет 28 лет). Основной причиной отсутствия воздушных судов с меньшим сроком эксплуатации является низкая кредитоспособность отечественных авиаперевозчиков, что не позволяет им обновлять свои парки воздушных судов, качественно и стабильно выполнять авиауслуги. Выходом из сложившейся ситуации является операционная аренда воздушных судов. Для этого необходимо создать благоприятные условия для операционной аренды ВС и их временном ввозе на территорию КР, а именно установить справедливое налогообложение при временном ввозе воздушных судов в КР.
Законопроектом предлагается освободить отечественных авиаперевозчиков от уплаты НДС на импорт при временном ввозе воздушных судов, двигателей и запасных частей на территорию КР.
Инициаторы: депутаты Жогорку Кенеша К.Иманалиев, К.Рыспаев, А.Жапаров, А.Жунус уулу, Д.Толонов, М.Маматалиев, С.Шер-Нияз, Дж.Бакчиев, Н.Никитенко, Б.Турусбеков, Б.Сулейманов, А.Баатырбеков, Ж.Акаев, М.Бакиров, А.Осмонова, М.Мавлянова, Т.Тиллаев.
Проект Закона “Об электронной коммерции” вынесен на общественное обсуждение
С 27 мая 2020 года на общественное обсуждение выносится проект Закона Кыргызской Республики “Об электронной коммерции ”
Основная цель представленного проекта Закона – создать в Кыргызской Республике правовые условия для электронной торговли – деятельности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, а также закрепить эффективный правовой механизм, обеспечивающий реализацию и защиту прав участников электронной торговли.
Предлагаемый проект Закона регламентирует отношения, возникающие при совершении сделок и иных юридических действий в электронной торговле; определяет особенности заключения договоров, а также устанавливает требования к участникам электронной торговли, лицам, оказывающим услуги (информационным посредникам), саморегулируемым организациям участников электронной торговли.
В проекте Закона предусмотрены особенности заключения договоров с использованием электронных ресурсов.
Представленный проект Закона направлен на регулирование предпринимательской деятельности, в этой связи разработан анализ регулятивного воздействия к законопроекту.
Инициаторы: депутаты Жогорку Кенеша К.Иманалиев, А.Нурбаев, И.Пирматов, Б.Сулейманов, С.Шер-Нияз, Ж.Мусабекова, А.Жунус уулу, Дж.Бакчиев, А.Дюшалиев, Н.Сыдыгалиев, М.Жеенчороев, Б.Райымкулов, Д.Бекешев, С.Айдаров, К.Рыспаев, А.Баатырбеков, Н.Никитенко, М.Маматалиев, Э.Токтошев, З.Шарапов, Ж.Акаев, А.Арапбаев, М.Бакиров, Ж.Исаев, А.Жапаров, А.Сулайманов, И.Матраимов, А.Эргешов, А.Карашев, К.Баймуратов, И.Гайпкулов, К.Рыспаев, Б.Турусбеков, А.Акматов, К.Зулушев, С.Ибраев, М.Мавлянова, А.Мамашева, С.Нышанов, П.Тулендыбаев, К.Нурматов, Т.Масабиров, Ч.Турсунбеков, Т.Тиллаев, Р.Казакбаев.
На общественное обсуждение выносится законопроект, направленный на развитие медицинского туризма
С 27 мая 2020 года на общественное обсуждение выносится проект Закона Кыргызской Республики “О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики”
В наше время медицинский туризм относится к быстрорастущей сфере международного бизнеса, получившего широкое распространение в связи с открытостью международных границ, доступностью средств перемещения, но главным образом за счет неравенства стран в вопросах стоимости и качества медицинского обслуживания.
Суть законопроекта заключается в развитии и выведении на современный международный уровень полномасштабного медицинского туризма в Кыргызской Республике, используя все располагающие для этого природные, климатические и экономические особенности данного региона и уже имеющиеся в наличии наработки, инфраструктуру, имеющихся квалифицированных специалистов и методики лечения.
Цель данного инвестиционного законопроекта – оснащение современным медицинским оборудованием пансионаты и дома отдыха на Ыссык-Кульском побережье для оказания различных видов лечения и медицинских услуг иностранным туристам. Такой проект даст возможность появлению новой отрасли в туристической сфере и сфере медицинских услуг, как «Международный медицинский туризм Кыргызстана».
Региональный и социальный эффект указанного законопроекта:
- приток денежных средств из-за рубежа (пополнение валютного фонда государства – импорт иностранной валюты);
- укрепление и повышение технической базы в сфере здравоохранения на международном уровне, с использованием современных и сберегающих технологий;
- создание новых рабочих мест;
- сокращение оттока молодых высококвалифицированных специалистов из Кыргызстана за рубеж на постоянное место жительства или заработки;
- более эффективное использование площадей недвижимости с высокой рентабельностью;
- рост товарооборота внутри страны в различных отраслях: авиатранспорт, железнодорожный транспорт, автотранспорт, производство и реализация товаров народного потребления (продукты питания, промышленные товары, сувенирная продукция), фармацевтическая продукция, различные виды туризма;
- рост авторитета нашего государства на международном уровне в сфере здравоохранения и туризма;
- сокращение бедности среди образованной интеллигенции, стимулирование к повышению своей квалификации и образованности;
- более широкое стремление общественности к защите окружающей среды и экологии – реальное осознание и понимание того, что уникальная природа Кыргызстана является одним из основных богатств нашего государства.
В этих целях законопроектом предусматривается внесение дополнений в Налоговый кодекс, в частности, вносится понятийное определение субъекта в сфере международного медицинского туризма, а также налоговые преференции по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость и налогу с продаж.
Инициаторы: депутаты Жогорку Кенеша К.Иманалиев, Б.Сулейманов, С.Шер-Нияз, А.Жунус уулу, Дж.Бакчиев, Д.Бекешев, А.Аскарова, Б.Турусбеков, К.Рыспаев, А.Баатырбеков, Н.Никитенко, М.Маматалиев, Ж.Акаев, М.Бакиров, М.Мавлянова, Т.Тиллаев, А.Осмонова, Д.Толонов, А.Жапаров.