План мероприятий по сокращению уровня ненаблюдаемого сектора экономики на 2019-2021 годы вынесен на общественное обсуждение
12 сентябрь 2019
Правительством Кыргызской Республики разработан проект постановления Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Плана мероприятий по сокращению уровня ненаблюдаемого сектора экономики на 2019-2021 годы».
По оценке Национального статистического комитета Кыргызской Республики, объем ненаблюдаемой экономики в 2017 году сложился в размере 125,2 млрд. сомов, доля его в валовом внутреннем продукте по сравнению с предыдущим годом снизилась на 0,9 процентных пункта и составила 23,6 процента.
На основе анализа причин, вынуждающих то или иное предприятие находиться в тени, подготовлен проект постановления Правительства Кыргызской Республики, направленный на снижение уровня ненаблюдаемого сектора экономики, искоренение причин, побуждающих хозяйствующие субъекты экономики уходить в тень, а также минимизацию коррупционных рисков и создание благоприятных условий для ведения бизнеса.
Данный проект размещен на официальном сайте Правительства Кыргызской Республики для общественного обсуждения.
Ссылка: http://www.gov.kg/?p=137725&lang=ru
Жогорку Кенеш принял ряд законопроектов в первом, втором и третьем чтениях
12 сентября депутаты Жогорку Кенеша КР приняли следующие законопроекты:
В первом чтении:
-«Об особых экономических территориях в Кыргызской Республике». Инициаторы – депутаты Мавлянова М.Э., Айдаров С.А., Джумабеков Д.А., Осмонова А.Ш., Туманбаева Р.М., Примов У.Б., Тиллаев Т.Г., Жунус уулу Алтынбек, Нурбаев А.М., Турускулов Ж.К., Жамалдинов З.И., Токтошев Э.Т.
«Законопроектом «Об особых экономических территориях в Кыргызской Республике» вводятся виды особых экономических территорий: производственно-промышленная, инновационно-технологическая и туристическо-рекреационная. Каждый вид территории будет создаваться исходя из потребностей регионов Кыргызстана»,- проинформировала депутат. По ее словам, особые экономические территории могут располагаться как на небольшой площади, так и охватывать территорию целых регионов. Кроме этого, вводится создание такого независимого коллегиального органа как координационный совет, который будет сформирован на 70% из представителей бизнес-сообщества, что является важным аспектом при принятии независимого решения в создании особой экономической территории.
Деятельность СЭЗ и особо охраняемой территории отличаются. Субъекты СЭЗ освобождаются от налогов. Особые экономические территории предлагаются создать в целях развития отдаленных и высокогорных регионов, где хозяйствующим субъектам должны быть предоставлены определенные виды преференций и льгот, в зависимости от объема привлеченных инвестиций, количества созданных рабочих мест.
- «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (в Налоговый кодекс, Земельный кодекс, Лесной кодекс, законы «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию», «О введении моратория на перевод (трансформацию) орошаемых земель пашни в другие категории земель и виды угодий», «Об особо охраняемых природных территориях», «О государственно-частном партнерстве в Кыргызской Республике»). Законопроект вносится в пакете с проектом Закона Кыргызской Республики «Об особых экономических территориях в Кыргызской Республике».
Инициаторы – депутаты Мавлянова М.Э., Айдаров С.А., Джумабеков Д.А.,Осмонова А.Ш., Туманбаева Р.М., Примов У.Б., Тиллаев Т.Г., Жунус уулу Алтынбек, Нурбаев А.М., Турускулов Ж.К., Жамалдинов З.И., Токтошев Э.Т.
Направлен на голосование законопроект о внесении изменений в Соглашение об оснащении пунктов пропуска в рамках присоединения к ЕАЭС
12 сентября депутаты ЖК рассмотрели проект Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации об оказании технического содействия Кыргызской Республике в рамках процесса присоединения к Евразийскому экономическому союзу от 31 марта 2015 года, подписанного 24 декабря 2018 года в городе Москва» во втором чтении.
Согласно механизму технического содействия все мероприятия (работы и услуги) по обустройству и материально-техническому оснащению кыргызских пунктов пропуска осуществляются российскими организациями (Федеральная таможенная служба РФ и АО «Крокус Интернэшнл»). В связи с тем, что не представляется возможным завершить все виды работ, российская сторона предложила процедуру пролонгации сроков мероприятий до конца 2019 года и по некоторым пунктам до декабря 2020 года.
Законопроект одобрен во втором чтении.
Жогорку Кенеш принял ряд законопроектов в первом, втором и третьем чтениях
11 сентября депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики приняли следующие законопроекты:
В первом чтении:
- «О присоединении Кыргызской Республики к Соглашению об учреждении Глобального института зеленого роста, подписанному 20 июня 2012 года в городе Рио-де-Жанейро». Инициатор – Правительство, постановление № 322 от 28.06.19.
-«О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики». Инициатор – Правительство, постановление № 288 от 10.06.19.
- «О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств». Инициаторы – депутаты Жапаров А.У., Жетигенов Б.Ж., Зулпукаров Т.З., Юсуров А.Л., Маматалиев М.А., Абжалиев А.Т., Сулайманов А.Т.
Во втором чтении:
-«О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Кыргызской Республики в сфере надзора и регулирования финансового рынка». Инициатор – Правительство, постановление № 539 от 19.11.18.
По итогам голосования отклонен следующий законопроект:
- «О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики».
Рассмотрен законопроект о внесении редакционных поправок в Налоговый Кодекс КР
11 сентября депутаты Жогорку Кенеша рассмотрели законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» в первом чтении.
С 1 января 2019 года вступает в силу Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях. С момента его вступления ответственность за нарушение налогового законодательства, не имеющего признаки уголовного правонарушения либо проступка, будет устанавливаться данным Кодексом. Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности утратил силу. Проектом закона вносятся редакционные поправки в действующее налоговое законодательство и не устанавливаются новые обязанности на граждан и юридических лиц, ухудшающие их положение. Законопроект разработан в целях приведения в соответствие с нормами Кодекса Кыргызской Республики о нарушениях.
Комитет Жогорку Кенеша одобрил концепцию законопроекта об упрощении процедуры получения нотариальных услуг физическими и юридическими лицами
10 сентября Комитет по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту Жогорку Кенеша одобрил законопроект «О внесении изменений в кодекс Кыргызской Республики о неналоговых доходах» в первом чтении.
Законопроект инициировали депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Д.Д. Бекешев, С.А. Айдаров, А.А. Арапбаев, Г.К. Асылбаева, А.Ш. Осмонова, Э.Ж. Сурабалдиева. К
Концепция предлагаемого законопроекта направлена на упрощение процедуры получения нотариальных услуг физическими и юридическими лицами. Проектом закона предусматривается внесение нормы по уплате государственной пошлины нотариусом как представителя плательщика при выполнении им определенных действий и выдаче документов, имеющих юридическое значение.
Утверждено Положение о госпредприятиях, предусматривающее ряд мер по повышению эффективности деятельности предприятий госсектора
11 сентября Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 2019 года «Об упорядочении деятельности государственных предприятий» утверждено Положение о государственных предприятиях, предусматривающее ряд мер по повышению эффективности деятельности предприятий государственного сектора.
Как показала практика прошлых лет, двойственная система управления государственными предприятиями не принесла положительных результатов в виду размытости функций и ответственности отраслевых государственных органов и Фонда по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики.
В этой связи принятым постановлением четко разграничиваются функции отраслевых государственных органов и Фонда по управлению государственным имуществом.
Так, отраслевой государственный орган наделяется правом осуществлять общее руководство, координацию и стратегическое планирование деятельности государственного предприятия по курируемым отраслевым вопросам.
Фонд по управлению государственным имуществом наделяется правом осуществлять контроль финансово-хозяйственной деятельности государственного предприятия и эффективности использования закрепленного за ним государственного имущества. К полномочиям Фонда отнесены следующие вопросы:
- согласование структуры и штатного расписания предприятия;
- утверждение годовых бюджета, отчета об итогах финансово-хозяйственной деятельности предприятия, размера части чистой прибыли, подлежащей перечислению в республиканский бюджет;
- анализ и мониторинг финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
утверждение ключевых показателей эффективности деятельности руководителя предприятия и его заместителя;
- оценка деятельности руководителя предприятия и его заместителя;
- утверждение порядка выплаты вознаграждения руководителю предприятия и его заместителю;
- утверждение типовой формы трудового договора с руководителем государственного предприятия;
- заключение трудового договора с руководителем предприятия и его заместителем;
- ведение реестра лиц, полномочия которых в качестве руководителей государственных предприятий были прекращены за неудовлетворительную работу;
- осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Необходимо отметить, что государственные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, некоторые из них функционируют в условиях конкурентной среды. Как и для любого субъекта экономики, государственным предприятиям целесообразно осуществлять свою хозяйственную деятельность на основе стратегического плана развития или бизнес-плана. При этом для государства должна быть приоритетной не только цель изъятия прибыли государственного предприятия в республиканский бюджет, но также более долгосрочные стратегические цели – стабильное, устойчивое развитие предприятия, обновление основных средств, модернизация производства, что в конечном итоге должно повлиять на качество производимых товаров, предоставляемых работ и оказываемых услуг.
В этой связи принятым Положением внедряется практика разработки и утверждения среднесрочного стратегического плана развития государственного предприятия и разрабатываемого на его основе ежегодного бюджета.