Актилек Тунгатаров,
Исполнительный директор Международного делового совета
- Как Вы оцениваете инвестиционный климат в Кыргызстане?
- К сожалению, пока мало изменений в лучшую сторону. Конечно, если посмотреть отчеты правительства, то по некоторым показателям международных рейтингов есть определенное движение вперед, но эти изменения, я считаю, недостаточны для Кыргызстана.
В Национальной стратегии устойчивого развития КР на период 2013- 2017 годы подчеркнуто: «Особенное значение имеют прямые иностранные инвестиции (ПИИ), поскольку они приносят технологии и практику управления, открывают новые рынки за рубежом». Однако за 9 месяцев 2014 года в Кыргызстан поступило прямых иностранных инвестиций на 35,4% меньше, чем за тот же период в прошлом году. В горнодобывающей отрасли ситуация еще печальнее – здесь объемы ПИИ снизились на 90,5 %. Это значит, что сегодня рынок Кыргызстан не привлекателен для инвесторов.
Среди причин в первую очередь назову нечеткость, неясность правил регулирования бизнеса. Мало того, что у нас плохо работают законы, так они еще очень часто меняются. Возьмем горнодобывающую отрасль. Новая редакция Закона КР «О недрах», серьезные изменения в Закон КР «О неналоговых платежах», в Налоговый и Земельный кодексы, которые вступили в силу в 2012 году, пока еще не дали ожидаемых результатов, в частности, по решению разногласий между инвесторами и местным населением. Хотя большая часть собираемых налогов и отчислений уже начала поступать в местные бюджеты, мы не видим, что отношения между населением и инвесторами начали улучшаться.
- Как Вы считаете, увеличится ли приток иностранного капитала в Кыргызстан после вступления в ЕАЭС?
– Конечно, мы ожидаем поступление инвестиций из России и других стран – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Но тут возникает много вопросов. Мы уже видим эффект девальвации российского рубля, казахского тенге и, следовательно, кыргызского сома, что влияет на покупательскую способность населения и способность хозяйствующих субъектов - участников этого союза инвестировать в нашу страну. Поэтому если и будут инвестиции в рамках ЕАЭС, то больше политического характера. Примером может служить Кыргызско-российский фонд, созданный для того, чтобы совершать финансовые интервенции с тем, чтобы процесс интеграции проходил спокойно. Потому что мы ожидаем рост цен, инфляцию и другие сложности не только для бизнеса, но и для населения Кыргызстана. Инвестиции однозначно будут, но насколько они будут достаточны, это другой вопрос. Бизнес за то, чтобы инвестиции были частными, несли долгосрочный характер и были направлены на развитие промышленности и инфраструктуры, создание рабочих мест.
- Могут ли предстоящие парламентские выборы притормозить желание владельцев капиталов вложить свои сбережения в экономику страны?
- Безусловно, политическая стабильность сильно влияет на инвестиции, поэтому предстоящие выборы и любые другие политические события будут влиять на решения инвесторов и предпринимателей, вкладывать в Кыргызстан или нет. Это касается не только иностранных, но и местных инвесторов, потому что любому инвестору в первую очередь нужны гарантии безопасности и защищенности частной собственности. Инвестор предпочитает вкладывать в ту экономику, где есть политико-экономическая стабильность.
- Коррупция и откаты, что Вы думаете об их негативной роли в жизни государства?
- Вопрос очень сложный, потому что коррупция является проблемой не только Кыргызстана, но и всех стран мира. Конечно, уровни и масштабы коррупции в разных странах разные, мы видим, что в Кыргызстане он очень высок, также высок уровень теневой экономики. Конечно, это может быть выгодно отдельным лицам, группам лиц. Если брать конкретные примеры, то наши госслужащие с очень низкими доходами могут нормально жить, только благодаря высокому уровню коррупции. Но мы не можем бороться с коррупцией радикально и принимать такие меры, которые искоренят коррупцию, это невозможно. Нужен комплекс мер, который будет иметь долгосрочный характер и направлен на решение конкретных вопросов, которые являются причиной коррупции.
Для нашей ассоциации вопрос откатов и коррупции не является главным, потому что крупным компаниям приходится работать прозрачно. У них свои внутренние правила, процедуры, четко действующие системы управления – советы директоров, акционеры, исполнительные органы.
Откаты и коррупция больше имеют место в малом и среднем бизнесе. Но здесь возникает другая проблема. Почему экономика Кыргызстана шаткая? Потому что большую часть отчислений в бюджет страны дают именно члены МДС – крупные налогоплательщики. И здесь Кыргызстан имеет очень большие экономические риски в части собираемости доходов бюджета, потому что одна отрасль и даже в некоторых случаях одна компания может сильно повлиять на социально-экономическое положение страны. Так не должно быть, поэтому надо решать проблему прозрачности в малом и среднем бизнесе, чтобы эти хозяйствующие субъекты постепенно выходили из тени. В идеале они должны давать большую часть ВВП и отчислений в бюджет. Это будет менее рисковая и более устойчивая экономика для Кыргызстана.
- Какой метод борьбы с коррупцией наиболее эффективен для Кыргызстана?
- Трудно сказать. Если был бы конкретный рецепт, то мы бы давно ему последовали. Сейчас все реформы в нашей стране связаны с коррупцией. Сначала надо определить перечень вопросов или какой-то список факторов, причин, которые создают условия для коррупции, а уже потом думать, какие меры нужны. У меня большие надежды на предстоящую регулятивную реформу Правительства, проводимую при поддержке ОБСЕ. Она направлена на создание благоприятных условий для развития частного сектора и привлечения инвестиций путем создания простых и понятных законов и правил. В ходе реформы будет проведен анализ большого массива нормативных правовых актов. Анализ даст оценку, какие законы являются причиной коррупции или, наоборот, работают эффективно. По результатам этой реформы и других исследований Кыргызстан сможет разработать комплекс мер по борьбе с коррупцией.
Эффективность любых реформ в Кыргызстане очень низкая, и тому много причин. Одна из главных – отсутствие командной работы в органах власти, потому что один орган, даже Министерство экономики, отвечающее за проведение политики во многих отраслях экономики и имеющее необходимые полномочия, не сможет продвигать реформы без поддержки других госорганов и населения, поэтому надо усилить потенциал госорганов и командную работу.
Между ветвями власти тоже нет синхронности. Бывает, что депутат предлагает закон, и одновременно Правительство выступает с такой же инициативой по одному и тому же вопросу, но с совершенно разными видениями. Считаю, не надо дублировать работу, каждый должен качественно выполнять свои обязанности, помогая друг другу и работая в партнерстве.
- Ваше мнение о роли МДС и других бизнес-ассоциациях в улучшении бизнес-среды и инвестиционного климата?
- В Кыргызстане создан хороший государственно-частный диалог. Премьер-министр Джоомарт Оторбаев, руководитель демократичный и либеральный, всегда открыт к диалогу с частным сектором, прислушивается к предложениям и комментариям заинтересованных сторон. Он хорошо поддержал одну из площадок государственно-частного диалога – Совет по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве КР. В прошлом году мы провели шесть заседаний совета, хотя запланированы ежеквартальные встречи.
Вопросы, которые инициирует бизнес-сообщество, своевременны, на них надо реагировать и решать их, но часто наши предложения и комментарии не несут комплексного характера. Мы реагируем на проблемы, нужды и вопросы наших членов, которые возникают каждый день. Наша работа строится исходя из их потребностей, так и должно быть. Часто от бизнес-ассоциаций ожидают большего, например, нас просят разрабатывать проекты законов, это, я считаю, не наша работа. Общественные организации не должны выполнять функции государственных органов, уполномоченных, согласно Конституции, заниматься разработкой и реализацией законов. Бизнес-ассоциации активно участвуют в обсуждении проектов законов, вносят свои предложения и рекомендации с тем, чтобы защищать и продвигать интересы частного бизнеса во благо развития национальной экономики.