Одним из пунктов законопроекта предлагается снизить предельно допустимый процент до размера средневзвешенной номинальной процентной ставки, определяемой Нацбанком КР, к которой добавляется 3 процентных пункта по кредитам, выдаваемым коммерческими банками, и 7 процентных пунктов по кредитам, выдаваемым небанковскими финансово-кредитными учреждениями.
По мнению бизнес-сообщества, введение таких нерыночных норм регулирования приведет к тому, что во многих случаях финансово-кредитная деятельность станет нерентабельной. Предлагаемая редакция законопроекта может повлечь ухудшение положения предпринимателей, замедление экономики и снижение привлекательности инвестиционного климата в стране.
Как известно, одним из основной проблемных вопросов для бизнеса в Кыргызстане остается доступ к финансированию. Это подтверждается многочисленными обращениями предпринимателей в адрес Международного делового совета, итогами наших периодических встреч с бизнесом в различных регионах страны, а также официальными данными и отчетами международных организаций.
Поэтому удивляет появление законопроектов, которые могут привести к сокращению или сворачиванию деятельности финансово-кредитных учреждений в Кыргызстане, а также снижению притока финансовых ресурсов в страну. В итоге это неизбежно скажется на доступе населения к финансированию.
С момента регистрации законопроекта 20 мая 2024 года в Жогорку Кенеше, наша ассоциация, объединяющая крупнейших налогоплательщиков Кыргызстана, неоднократно направляла замечания и предложения бизнес-сообщества в Жогорку Кенеш, которые не были в полной мере учтены. В настоящее время законопроект рассматривается в первом чтении, а его концепция одобрена двумя комитетами парламента.
В этой связи, МДС считает необходимым донести консолидированную позицию бизнес-сообщества по данному проекту закона.
В рыночной экономике процентные ставки формируются спросом и предложением, отражая стоимость денег, инфляцию и риски. Законодательно ограничивая ставки, государство искажает рынок: банки сокращают кредитование, ограничивая доступ к деньгам, что ведет к дефициту кредитных ресурсов, росту теневого рынка и снижению конкуренции. Кроме того, финансовые учреждения теряют возможность учитывать инфляцию и риски, делая кредитование убыточным.
Законопроектом также не учитываются себестоимость кредитов и принцип формирования процентной ставки. Процентные ставки по кредитам формируются с учетом стоимости привлеченных средств, включая депозиты и международное финансирование, а также валютных и страновых рисков.
При формировании процентных ставок учитываются также нормативные требования по формированию резервов, уплата налогов и других обязательных отчислений, операционные расходы и прочие издержки финансово-кредитных учреждений.
Искусственное снижение процентных ставок может ограничить доступность кредитов для предпринимателей, поскольку финансовые учреждения будут вынуждены ужесточить условия кредитования из-за сокращения доходности и повышенных рисков.
Для снижения бремени процентных ставок на предпринимателей и граждан в международной практике применяются такие меры как стимулирование конкуренции, улучшение кредитного рейтинга страны, а также регуляторные требования по раскрытию информации.
По данным Нацбанка КР, в 2023 году средневзвешенная процентная ставка по кредитам в Кыргызстане составила 18% при объеме кредитного портфеля 257 млрд сомов, что является умеренным показателем на фоне сравнительно небольшого рынка.
Для сравнения, в Казахстане ставки для физических и юридических лиц (в расчете на национальную валюту КР) составили 19,2% и 19,1% соответственно при портфеле в 5,08 трлн сомов, в Узбекистане – 23,67% и 21,98% при 3,15 трлн сомов, а в России ставки варьировались от 13,18% до 19,53% при портфеле в 73 трлн сомов.
Более крупные кредитные портфели позволяют банкам снижать ставки за счет масштабной экономии и эффективного распределения рисков, что способствует привлечению дешевых ресурсов и повышению спроса. Тем не менее, Кыргызстан демонстрирует конкурентоспособный уровень ставок даже при ограниченном объеме рынка.
Принятие предлагаемого законопроекта может также оказать серьезное негативное воздействие и на микрофинансовые организации, которые в 2023 году привлекли 83% своих ресурсов в валюте от иностранных инвесторов, с объемом инвестиций 20 млрд сомов и стоимостью привлеченных средств от 18% до 20% в национальной валюте.
Законопроект может привести к результатам, противоположным ожидаемым в «Основных направлениях развития сектора микрофинансирования в Кыргызской Республике на 2022–2025 годы». Вместо роста активов сектора до 42 млрд сомов они могут снизиться до 15-16 млрд сомов, а кредитный портфель – до 14-15 млрд сомов вместо ожидаемых 38 млрд сомов.
Микрокредиты являются важным источником финансирования для самозанятых граждан, особенно в тех регионах страны, жители которых не имеют достаточного доступа к банковским кредитам. Снижение поддержки МФО затруднит их возможность получать кредиты, что окажет негативное воздействие на малый бизнес и самозанятых.
Примеры Кении и Замбии показывают, что чрезмерное регулирование процентных ставок может привести к негативным последствиям для экономики.
В Кении закон 2016 года ограничил ставки на 4 процентных пункта выше центральной ставки банков, что заставило банки отказаться от кредитования малого и среднего бизнеса, переключившись на более безопасные государственные облигации. Это снизило доступность кредитов (к примеру, кредиты для малого и среднего бизнеса, составляющие более 98% бизнеса в Кении, сократились на 50%) и замедлило экономический рост, что привело к отмене закона в 2019 году.
В Замбии, где аналогичные ограничения были введены в 2013 году, банки сократили кредиты для рисковых заемщиков, что способствовало росту неформального кредитования с высокими ставками. Эти меры были отменены в 2015 году.
Указанные примеры подтверждают, что вмешательство в процесс формирования ставок может снизить кредитную активность, изолировать уязвимые группы и замедлить экономику.
Законопроект также предусматривает ограничение возможности передачи споров по договорам залога в третейский суд, что увеличит нагрузку на государственные суды, снизит скорость и эффективность урегулирования споров, повысит риски для кредиторов.
Предлагаемое изменение также подрывает свободу договора и доверие к альтернативным методам разрешения споров, что дополнительно повлияет на деловой климат в стране.
Для достижения целей законопроекта целесообразно рассмотреть варианты стимулирования конкуренции на финансовом рынке, в том числе через либерализацию рынка финансовых услуг, создание условий для привлечения инвестиций и внешнего финансирования, ускорение цифровизации банковских услуг, совершенствование законодательства в области защиты прав потребителей, создание системы налоговых льгот для финансовых организаций, а также усиление мониторинга и контроля за финансовыми организациями.
Международный деловой совет выражает надежду, что представленные замечания будут рассмотрены и учтены, а законопроект будет направлен на дальнейшую доработку.
Ссылка на проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг»: