За последние два года наблюдается тенденция по применению нерыночных механизмов в горнодобывающей отрасли, в том числе с установлением монопольных прав для госпредприятий на некоторые виды услуг. Несмотря на наличие норм по участию государства в деятельности субъектов отрасли, предлагается дальнейшее расширение государственного участия.
К примеру, 30 октября в Жогорку Кенеше был зарегистрирован проект закона (доступен по ссылке:), которым среди прочего предлагается определить, что:
- победитель аукциона на месторождение с запасами золота и серебра менее 10 тонн должен создать юридическое лицо с государственным участием не менее 70% для шахтного метода и не менее 80% для открытого метода добычи,
- на месторождения с запасами золота и серебра более 10 тонн – лицензии предлагается предоставлять по решению Кабинета Министров только государственным хозяйствующим субъектам и предприятиям с обязательным 100% долевым участием государства,
- победителю аукциона или конкурса по предоставлению права пользования месторождением предлагается запретить вывоз полезных ископаемых сырых пород за пределы территории Кыргызской Республики,
- количество лицензий на право пользования недрами золота и серебра предлагается ограничить и выдавать недропользователю только согласно утвержденной Президентом КР Долгосрочной государственной программы (графика) пользования недрами золота и серебра.
Также 6 декабря был зарегистрирован другой проект закона, которым предлагается предоставить недропользователям «право» передать на добровольной и безвозмездной основе долю участия государству в юридическом лице, занимающемся разработкой крупных и средних месторождений золота, серебра, угля. Данный проект был принят в первом чтении 21 декабря на заседании сессии Жогорку Кенеша. Ссылка на проект
15 декабря 2023 года на общественное обсуждение был вынесен еще один проект закона. Данным проектом предлагается вместо независимой экспертизы технических проектов на проведение соответствующих работ проводить государственную. Помимо прочего, проект также обязывает недропользователей предоставлять результаты анализов государственной лаборатории на ежегодной основе. Ссылка на проект
Изучив предлагаемые поправки с учетом международного опыта, эксперты отрасли отмечают значительные риски оттока инвестиций, ухудшения инвестиционного климата и привлекательности отрасли. По итогам обсуждения и анализа, МДС направит свои замечания и предложения к перечисленным законопроектам.
На заседании комитета МДС по минеральным ресурсам также была презентована информация по механизму рассмотрения жалоб Национальным агентством по инвестициям при Президенте КР. Порядок рассмотрения жалоб инвесторов и их сопровождения был утвержден постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики 28 января 2022 года за № 32. На сегодняшний день с момента принятия Порядка в адрес Национального агентства поступило 22 различные жалобы от инвесторов и предпринимателей.
В соответствии с Порядком, по 10 жалобам механизм защиты инвесторов оказался не применим, так как по некоторым уже идут судебные разбирательства и возбуждены уголовные дела, которые находятся на стадии следствия, а также субъектом жалобы является физическое лицо. 11 жалоб были рассмотрены в соответствии с Порядком, из них 4 жалобы были решены положительно путем переговоров при посредничестве Национального агентства, благодаря чему удалось сохранить инвестиции в размере 90 миллионов долларов США. Еще одна новая жалоба сейчас находится на рассмотрении Национального агентства.