Новости / Новости МДС /
МДС озвучил в ЖК замечания и предложения к налоговому законодательству

МДС
22 декабря 2022

Представители бизнес-ассоциаций приняли участие в парламентских слушаниях по проекту Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере налогообложения», прошедших 20 декабря в Жогорку Кенеше КР.

Законопроект, внесенный в парламент страны Председателем Кабинета министров КР Акылбеком Жапаровым, по словам инициаторов, предусматривает меры, направленные на создание благоприятного климата для субъектов предпринимательской деятельности, а также направлен на создание условий для добросовестной конкуренции и сокращение теневой экономики.

«Этот объемный законопроект содержит целый ряд нужных для бизнеса поправок, мы их прорабатывали совместно с Минэкономики в течение всего года», — сказал на слушаниях исполнительный директор Международного делового совета Аскар Сыдыков.

Среди плюсов можно назвать такие нормы, как снижение ставок по единому налогу для предприятий общественного питания, IT-отрасли, креативной индустрии, туристической отрасли, снижение размеров штрафов при нарушении требований по применению контрольно-кассовых машин, продление на год ставки нулевого налога с продаж при безналичных платежах и другие.

«Однако необходимо отметить замечания и предложения, которые не были учтены и которые являются принципиальными», — добавил глава МДС и перечислил некоторые из них.

Счет-фактура, акцизы на напитки, зеленые стимулы

МДС предлагает внести изменения в разработанную Минэкономики редакцию Налогового кодекса, где ответственность за неприменение счетов-фактур предусмотрена для тех, кто ее покупает. Целесообразнее ответственность и санкции возложить на тех, кто не выдает счет-фактуры, то есть на продавца.

В очередной раз был поднят вопрос по акцизам на сахаросодержащие напитки. В целом бизнес против этой инициативы. Но если она до сих пор остается, то нужно как можно быстрее снизить ставки акцизов на эти виды напитков, выпустив подзаконные акты. А также принять национальный классификатор, в котором тонизирующие напитки будут отделены от иных сахаросодержащих напитков.

Еще один вопрос связан с развитием зеленой экономики. Предложение по освобождению от НДС на поставки (реализацию) электромобилей и оборудования для их заряда — хорошая инициатива правительства (сейчас освобожден только импорт). Но вместе с тем бизнес предлагает ускорить процесс принятия перечня освобожденных от НДС технологий, оборудования, содействующих внедрению зеленых технологий.

С введением действующей редакции Налогового кодекса КР были приняты нормы по освобождению от уплаты НДС при поставке и импорте технологий, оборудования и его комплектующих, отвечающих требованиям энерго- и ресурсоэффективности. Эти нормы приняты по рекомендации многих организаций, работающих в сфере зеленых технологий.

Однако подзаконные акты для исполнения этих норм НК до сих пор не приняты.

Одна из причин — статьей предусматривается принятие кабмином двух нормативных правовых актов (НПА). Один НПА определяет требования энерго- и ресурсоэффективности, а другой утверждает перечень технологий, оборудования и комплектующих, отвечающих этим требованиям.

Нет необходимости принимать первый НПА, так как его требования отражены в документах по стандартизации (ГОСТы, техрегламенты и т.) Предлагается оставить только норму, предусматривающую утверждение перечня технологий.

Зачет обратного НДС

Несмотря на неоднократные обращения МДС и других ассоциаций, в Налоговом кодексе так и не был устранен пробел — отсутствие механизма для зачета НДС, уплачиваемого налоговым агентом (обратный НДС).

Право зачета НДС на налогового агента предусмотрено, но реализовать его налогоплательщики не могут, поскольку в текущей редакции НК отсутствует норма для регулирования налоговых правоотношений при возмещении обратного НДС по приобретенным работам и услугам, местом поставки которых является территория КР.

Налогообложение недропользователей

Среди вопросов, связанных с налогообложением недропользователей, бизнес волнует применение налога на доходы на добычу некоторых металлов. Законопроектом предлагается взамен действующего налога на прибыль, по аналогии с налогом на золото, обложить налогом доходы, полученные от добычи таких металлов как медь, серебро, ртуть, сурьма, вольфрам, олово.

Данная инициатива нецелесообразна, так как в сравнении с золоторудной промышленностью инфраструктура по переработке таких металлов не развита.

Обложение налогом по предложенным ставкам (к примеру, минимально 8% от выручки на руды серебра, меди и минимально 3% от выручки готовой продукции) ставит под сомнение рентабельность добычи упомянутых металлов.

Дополнительным финансовым обременением для компаний может стать также расширение налоговой базы для роялти. В качестве налоговой базы для полезных ископаемых (кроме золота, платины и серебра) депутаты ЖК предлагают применять не себестоимость ископаемых до их переработки, а выручку от реализации готовой продукции. (Роялти — это налог, которым облагается доход/выручка горнодобывающей компании без учета налога на НДС и налога с продаж. Ставки роялти варьируются в зависимости от вида полезного ископаемого).

В действующий Налоговый кодекс КР также необходимо внести дополнение о применении нулевой ставки НДС на экспорт в страны ЕАЭС металлосодержащих руд, концентратов, сплавов и аффинированных металлов.

В настоящее время, согласно действующей норме кодекса, поставка и экспорт металлосодержащих руд, концентратов, сплавов и аффинированных металлов являются поставкой, освобожденной от НДС (не с нулевой ставкой). Соответственно, компании не могут взять их в зачет, хотя законодательством ЕАЭС предусмотрено, что данная поставка должна осуществляться по нулевой ставке. В подтверждение этого МДС получил соответствующий ответ от ЕЭК.

Нарушение банковской тайны

Законопроектом предлагается отменить банковскую тайну и предоставлять информацию об операциях по счетам проверяемых налогоплательщиков в налоговые органы без решения суда.

Предлагаемые изменения негативно отразятся на всех налогоплательщиках страны.

Такие изменения позволят налоговым органам и их представителям получать от банков информацию о состоянии банковских счетов любых юридических и физических лиц, граждан Кыргызской Республики без решения суда и каких-либо ограничений.

Одним из основных принципов работы банков является защита прав и интересов своих клиентов (вкладчиков, заемщиков, арендаторов сейфовых ячеек и пр.). Клиенты доверили собственные сбережения, личные данные, движимое и недвижимое имущество и другие сведения банку, полагаясь, что все переданные средства и сведения находятся под гарантированной Конституцией защитой.

Утрата банковской тайны может подорвать доверие к банковской системе, привести к оттоку депозитов, снижению доли безналичных платежей, а в результате — к снижению темпов роста экономики и увеличению теневого оборота.

Банковский сектор считает, что предлагаемые изменения в Налоговый кодекс противоречат Конституции, согласно которой любые действия, связанные с имуществом граждан, находящимся в их собственности, допускаются лишь на основании судебного решения.

Вычет процентных расходов банков

Во многих странах налогообложение процентных доходов и расходов банков осуществляется по методу начисления, а не кассовым методом. Налогообложение процентных расходов банков на основании кассового метода (уплаченные проценты) противоречит мировой практике, включая ЕАЭС. Например, в России, Казахстане, Беларуси на вычет берутся начисленные процентные расходы, но никак не выплаченные.

Возникает вопрос целесообразности введения данного изменение в 2021 году для всех налогоплательщиков.

Если это связано с небольшим количеством недобросовестных налогоплательщиков, которые заключали фиктивные кредитные договоры (начисляли расходы, брали их на вычет, но не выплачивали проценты), тогда нужно было применять кассовый метод к таким недобросовестным налогоплательщикам, но не ко всему банковскому сектору. Члены МДС не видят необходимости изменения базовых принципов налогообложения из-за единичных случаев.

Для банков начисление процентных доходов и расходов является основным видом деятельности, и налогообложение процентных расходов по кассовому методу может привести к снижению налогооблагаемой базы, что противоречит интересам государства.