В мероприятии приняли участие представители Министерства экономики и коммерции, и.о. бизнес-омбудсмена Нурлан Мусуралиев, представители бизнес-ассоциаций, международных организаций и экспертного сообщества.
«В нашу организацию регулярно обращаются компании, предприниматели, эксперты, бизнес-ассоциации и международные организации, которые хотели бы поделиться мнением об экономическом развитии и улучшении бизнес-среды в стране», — сообщил исполнительный директор МДС Аскар Сыдыков.
Учитывая последние регуляторные инициативы и текущие условия предпринимательской деятельности, бизнес-сообщество особо нуждается в поддержке государства, в развитии государственно-частного диалога.
«Нужно реагировать на изменяющиеся условия. Для обсуждения всех этих вопросов мы и решили провести круглый стол, чтобы собрать все заинтересованные стороны на одной площадке», — объяснил глава МДС необходимость мероприятия.
Участники встречи обсудили барьеры, препятствующие развитию бизнеса, обменялись мнениями об экономическом развитии и улучшении бизнес-среды в стране и предложили пути решения существующих проблем.
По данным Индекса экономической свободы, к 2021 году Кыргызстан снизил показатели по многим позициям. По версии издания, основными проблемами, повлекшими снижение позиции Кыргызстана, являются:
• Непрозрачность судебной системы;
• Политические вмешательства в судебную систему;
• Коррупция;
• Неустойчивое и плохо администрируемое налогообложение;
• Бюрократия и политическая нестабильность препятствуют свободе бизнеса;
• Общий инвестиционный климат подвержен значительному риску и неопределенности.
• Несоответствие госполитики утвержденным программным документам;
• Слабая судебная система, в том числе по защите прав предпринимателей;
• Нестабильность законодательства в сфере экономики;
• Хаотичное принятие законодательных и других решений;
• Слабая защита частной собственности;
• Бюрократия и затягивание в процессе принятия решений;
• Давление со стороны правоохранительных контролирующих органов;
• Влияние криминальных и иных неформальных структур;
• Непоследовательная кадровая политика и недостаточная квалификация госслужащих.
• Новый Налоговый кодекс КР и поправки к нему;
• Новая редакция закона «О нормативных правовых актах»;
• Законопроект о внесении изменений в Закон «О государственных закупках»;
• Законопроект «О мерах государственной поддержки в условиях ограничений экономического характера»;
• Законопроект «О ценообразовании»;
• Законопроект «О внесении изменений в Кодекс КР о правонарушениях»;
• Поправки в законодательство в сфере государственного социального страхования;
• Поправки в законодательство в сфере недропользования;
• Поправки в законодательство в сфере рынка ценных бумаг;
• Законопроект «О добровольной легализации и амнистии активов физических лиц»;
• Законопроект по установлению государственной монополии на оборот этилового спирта;
• Законопроект по расширению перечня лиц, представляющих информацию в ГКНБ.
На встрече региональный экономист АБР по Центральной Азии Лилия Алексанян сообщила об экономических перспективах Кыргызстана. И МВФ, и АБР повысили прогнозы роста на 2022 год. Рост ВВП в 2022 году ожидается на уровне 3,0%, поскольку потребление будет поддерживаться денежными переводами и инвестициями.
Банковский сектор Кыргызстана оказался устойчивым к текущим внешним потрясениям. Резко возрос приток денежных средств. Кыргызский сом сохранил устойчивость по отношению к доллару США. Риски для прогноза смещены в сторону снижения.
• Обеспечить широкое обсуждение законопроектов, регулирующих предпринимательскую деятельность, с представителями бизнес-сообщества посредством обязательного согласования проектов НПА с устойчивыми бизнес-ассоциациями;
• Разработать эффективную стратегию регуляторной политики предпринимательства, основанную на принципах рыночной экономики;
• Приостановить разработку и продвижение НПА, направленных на ухудшение условий ведения бизнеса, до принятия стратегии регуляторной политики;
• Исполнять принятые в 2021 году указы Президента КР, направленные на защиту собственности, поддержку предпринимателей и инвесторов;
• Ввести временный запрет (мораторий) на проведение проверок субъектов предпринимательства;
• Предусмотреть персональную уголовную ответственность государственных органов за нарушения, связанные с воспрепятствованием, незаконным вмешательством в предпринимательскую деятельность, другие деяния, посягающие на права и законные интересы хозяйствующих субъектов.