«Заседание, длившееся более трех часов, прошло в очень хорошем рабочем формате. Удалось обсудить все вопросы, которые значились в повестке дня. Кроме того, участники получили возможность озвучить дополнительные вопросы, обсудить их и дождаться протокольных поручений по итогам обсуждений», — рассказал глава МДС.
Постановлением Кабинета министров в марте этого года в Кыргызстане введен пилотный проект по маркировке некоторых видов продуктов питания, таких как природная бутилированная вода, вода с добавками, энергетические напитки. Мнение бизнес-сообщества не было принято во внимание в полной мере при принятии этого решения.
В текущих условиях внедрение маркировки представляется весьма затруднительным ввиду дороговизны оборудования, неготовности инфраструктуры к считыванию и обработке информации о маркированной продукции, возможного дефицита маркировочного оборудования и комплектующих к ним, последующего удорожания производимой продукции, а также других вопросов, решение которых всецело возложено на бизнес.
При этом другие страны ЕАЭС не торопятся вводить маркировку.
«К нам продолжают поступать обращения производителей бутилированной воды о том, что нужно перенести маркировку на более поздние сроки и даже на неопределенный срок, защитить интересы отечественных производителей продукции, чтобы не допустить рисков закрытия производства», — сообщил глава МДС.
С 1 января 2022 года для СЭЗ «Бишкек» введен новый тариф на электроэнергию, который выше на 43,4 тыйына за 1 кВт/ч по сравнению с предприятиями вне СЭЗ. Повышение цен на электроэнергию негативно влияет на прибыльность предприятий СЭЗ. Растут операционные расходы, что отражается на фонде заработной платы, возможности инвестирования и модернизации производства.
«Условия внутри СЭЗ не должны быть хуже, чем вне ее территории. Они должны быть лучше. Для этого и существуют СЭЗ. Однако пример с надбавкой за электроэнергию свидетельствует об обратном», — выразил мнение бизнеса Аскар Сыдыков.
Из-за высокой платы за электроэнергию СЭЗ теряет конкурентоспособность, и предприятиям было бы легче работать вне ее территории. Однако стоит учесть, что инвесторы давно вложили свои средства в производственные объекты на территории СЭЗ, и перемещать их будет сложно.
Министерству энергетики поручено изучить возможность уравнения тарифов на электроэнергию для предприятий, ведущих деятельность на территории СЭЗ «Бишкек», с другими предприятиями.
Инфраструктура СЭЗ Кыргызстана сегодня не привлекательна для инвесторов.
«К нам обращаются субъекты СЭЗ и другие предприятия с тем, что необходимо расширять сферу деятельности СЭЗ и включить в нее услуги. Сейчас там занимаются только производством товаров, а нужно расширяться. Это требование времени», — сообщил глава МДС.
«А у нас основные рамки деятельности СЭЗ остаются практически неизменными с 90-х годов. Это нужно менять, рассмотреть возможность строительства инфраструктурных объектов для услуг, а также привлечения управляющей компании для более эффективного распоряжения ресурсами СЭЗ. Для этого нужны правовые основания», — объяснил Аскар Сыдыков.
Недавно из Министерства экономики и коммерции пришел официальный ответ, что разрабатывается новый законопроект по СЭЗ и предложения бизнеса постараются учесть.
«Надеемся, что в новом законопроекте увидим и услуги, и возможности строительства инфраструктуры для услуг, и привлечение управляющей компании по международному опыту», — заключил глава МДС.
В последнее время в Кыргызстане принят ряд нормативных правовых актов, касающихся финансово-экономической деятельности недропользователей. Это увеличение ставок налога на доходы, ставок сбора за удержание лицензий и другие. Горнодобывающие предприятия видят в этих инициативах тенденцию необоснованного финансового обременения их деятельности, противоречие политике защиты инвестиций, что вынуждает иностранных инвесторов приостановить инвестиционные проекты в стране.
В сентябре прошлого года постановлением кабмина утверждены новые ставки сбора за удержание лицензий на право пользования недрами (СУЛов), которые значительно выше действовавших с 2015 года. Например, ставки по геолого-поисковым работам возросли тысячекратно.
По данным Минприроды, на начало апреля 2022 года подано более 100 заявок на аннулирование лицензий в связи с высокими СУЛами.
«Недавно мы встречались с представителями департамента геологии и недропользования при Минприроды. Нашли с ними понимание, и сейчас разрабатывается проект поправок по снижению СУЛов. Надеемся на поддержку руководства кабмина в ускорении этого процесса», — сообщил Аскар Сыдыков.
В октябре прошлого года кабмин утвердил новый порядок сбора за пользование поверхностными водными ресурсами в КР. Для горнодобывающей отрасли вводятся ставки в 100 сомов и 60 сомов за кубометр воды, в зависимости от высоты над уровнем моря. Ранее эта ставка составляла 0,025 сома за кубометр. Таким образом, увеличение тарифа произошло в тысячекратных размерах.
Даже если эта ставка увеличивается, то главное — это должно быть аргументировано с проведением всех расчетов, обоснований и с учетом международной практики. По мнению недропользователей, введение новых ставок недостаточно обосновано, не учитывает международной практики и вынуждает компании пересмотреть бюджет и внести дополнительные затраты.
На встрече представители бизнес-ассоциаций также подняли вопросы развития СЭЗ «Лейлек», легкой промышленности, снижения нагрузки участников ВЭД, отмены 12% налога для резидентов Парка высоких технологий, регистрации специалистов ИТ сферы, прибывающих в Кыргызстан, инвестирования в инновационные стартапы в КР, возобновления полноценной работы отечественных поставщиков на маркетплейсе Wildberries и другие.
Фото пресс-службы Кабинета министров КР.