В мероприятии примут участие представители госорганов — Кабинета министров КР, Министерства экономики и коммерции, ГНС, Минсельхоза, Центра метрологии и стандартизации, компаний — производителей и поставщиков пищевой продукции, таких как «Кока-Кола Бишкек Боттлерс», «Шоро», «Абдыш-Ата», RG Brands Кыргызстан, Forester и других, а также Молочного объединения Кыргызстана, Ассоциации агропромышленного комплекса и Ассоциации поставщиков (производителей и дистрибьюторов).
«Вопросы пищевой промышленности давно не рассматривались на государственной уровне, а их накопилось достаточно много. Поэтому МДС решил провести такую встречу, чтобы рассказать о проблемах отрасли и попытаться совместно найти пути их решения», — сообщил исполнительный директор МДС Аскар Сыдыков.
В октябре этого года Совет ЕЭК принял решение о поэтапном внедрении маркировки упакованной воды в странах Союза. В этой связи государству и производителям бутилированной воды предстоит совместная работа по дальнейшему внедрению маркировки в Кыргызстане.
Бизнес считает, что внедрение маркировки повлечет значительные затраты, которые скажутся на стоимости продукции, а также усложнит логистические процессы. Поэтому производители ищут пути безболезненного внедрения маркировки.
Выделяются преимущества маркировки, такие как сохранение рынка сбыта в ЕАЭС, гарантии легальности происхождения продукции, ее безопасности, борьба с контрафактом и учет налоговых поступлений. Помимо этого ожидается, что механизм маркировки позволит вывести реализацию продукции из тени, получать актуальную информацию по распределению и продажам, сократить логистические затраты при обработке заказов.
По итогам анализа, проведенного МДС, производители бутилированной воды пока не готовы внедрять маркировку из-за отсутствия соответствующего оборудования, стоимость которого составляет от 75 тысяч до 200 тысяч евро, плюс амортизационные отчисления. Маркировочный процесс требует введения дополнительных операций в производственной цепочке. В итоге эти расходы будут заложены в стоимость товаров и лягут на конечных потребителей.
Для сведения, в России обязательная маркировка упакованной минеральной воды стартовала 1 декабря 2021 года. Введению маркировки предшествовал эксперимент, который длился больше года. В Союзе производителей соков, воды и напитков РФ считают, что эффективность мероприятия будет зависеть от того, насколько готовы к нему будут все участники товарно-логистической цепи.
«Что касается цифровой идентификации продукции, то эту систему надо оптимизировать и свести к минимуму сложности для производителей. Наши предложения мы намерены представить на предстоящем круглом столе. Разумеется, будем обсуждать и другие вопросы пищевиков», — заключил глава МДС.
«После этого в нашу ассоциацию поступало много обращений от производителей и поставщиков таких напитков. Они опасаются, что нововведение может привести к остановке производства отечественных предприятий и прекращению поставок другой легальной продукции, — рассказал Аскар Сыдыков.
Возможен нелегальный переток, контрабанда таких напитков из других стран в случае, если цена на местные напитки будет значительно отличаться от продукции в соседних странах.
Этот вопрос тоже обсудят участники встречи.