В состав МРГ входят представители Министерства экономики и финансов, Нацбанка, ГНС, ГРС, компаний и бизнес-ассоциаций.
По результатам различных исследований, проведенных в последние годы при поддержке международных доноров, объем теневой экономики в Кыргызстане варьируется от 30% до 39% к ВВП. По данным Национального статистического комитета КР, доля ненаблюдаемой (скрытой и неформальной) экономики в объеме ВВП в 2018 году составила 23,4% к ВВП и сложилась в размере 133,4 млрд. сомов.
Теневая (неформальная) экономика является серьезным барьером для развития малого и среднего бизнеса, создавая неравные условия для конкуренции. В сфере, где нормативные правовые акты не исполняются надлежащим образом, бизнес-структуры, не находя правовой поддержки, вынуждены уходить в теневую экономику.
«При обсуждении законопроекта представители бизнеса предложили увеличить пороговые суммы, устанавливаемые требованием по обязательным безналичным расчетам, а также сохранить возможность осуществления расчетов между юридическими лицами в наличной форме наряду с безналичной формой оплаты, — рассказал Дастан Иманалиев. — Наши предложения были учтены».
Законопроектом предлагается принять меры, направленные на административное расширение безналичных расчетов путем внесения изменений в законодательство. Закон «О платежной системе Кыргызской Республики» предлагается дополнить требованиями по проведению безналичных расчетов:
1) между юридическими лицами независимо от суммы платежа;
2) между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также между индивидуальными предпринимателями свыше 1000 расчетных показателей за один платеж;
3) между юридическими лицами/индивидуальными предпринимателями и гражданами (физическими лицами) свыше 1 000 расчетных показателей за один платеж;
4) при купле-продаже недвижимого имущества и автомототранспортных средств.
Для проведения безналичного расчета при купле-продаже недвижимого имущества предлагается внести соответствующие дополнения в законодательство, предусматривающие основание в отказе в регистрации и совершении нотариального действия прав на недвижимое имущество, если расчет между продавцом и покупателем произведен в нарушение требований законодательства о платежной системе.
Учитывая необходимость проведения разъяснительной работы, предлагается срок введения законопроекта определить с 1 января 2022 года.
Проведение расчетов в безналичном порядке свыше установленного расчетного показателя ориентировано на решение ряда основных задач, включая:
• сокращение затрат экономики, связанных с обработкой и хранением банкнот и монет;
• повышение прозрачности совершаемых физическими лицами и хозяйствующими субъектами операций, в том числе в целях увеличения собираемости налогов;
• привлечение инвестиций в экономику за счет денежных средств физических лиц и хозяйствующих субъектов, поступающих на банковские счета;
• повышение безопасности совершаемых платежей как для плательщика (в части снижения риска потери или хищения наличных денежных средств), так и для получателя платежа (в части исключения необходимости хранения наличных денег в кассе и снижения затрат на инкассацию наличных денег).