Новости / Новости МДС /
МДС: Нужно ввести ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности

МДС
2 апреля 2021

«На примере международного опыта в законодательство нужно ввести уголовную ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности», — сказал исполнительный директор Международного делового совета Аскар Сыдыков сегодня на совещании в Министерстве экономики и финансов КР.

Представители Аппарата Президента КР, Генпрокуратуры, профильных министерств и ведомств, правоохранительных органов и бизнес-сообщества обсудили ход реализации Указов Президента КР «О защите собственности и поддержке предпринимателей и инвесторов» и «О дополнительных мерах по защите субъектов предпринимательства».

«Госорганы, должностные лица должны нести ответственность по возмещению материального и морального вреда, причиненного в результате необоснованного уголовного преследования предпринимателю, получившему право на реабилитацию, а также в результате необоснованных задержания и следственных действий — обыска, выемки документов, ареста имущества», — выразил мнение бизнеса глава МДС.

Можно воспользоваться опытом соседних стран. Законодательство России, Казахстана и многих других стран предусматривает суровую ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, а также возмещение государством в полном объеме вреда, в том числе морального, причиненного в результате уголовного преследования лицу, получившему право на реабилитацию.

В сжатые сроки необходимо принять неотложные меры по исполнению рекомендаций, предусмотренных указами Президента, а также предоставить информацию об их исполнении бизнес-сообществу и широкой общественности.

Как известно, указы направлены на обеспечение защиты собственности, устранение необоснованного и излишнего вмешательства уполномоченных органов в деятельность субъектов предпринимательства. Это создаст благоприятные условия для развития бизнеса, повышения доверия инвесторов, улучшения инвестиционного климата и деловой среды.

Со времени выхода первого указа прошло больше двух месяцев, почти месяц — после второго, но каких-либо изменений бизнес пока не видит. Согласно озвученным на совещании данным, из 24 пунктов указов полностью исполнен всего один (!).

На встрече глава МДС озвучил предложения бизнеса по защите инвестиций, предпринимательства и содействию восстановлению экономики Кыргызстана.

Бизнес также рекомендует провести аналитическую работу по оценке ущерба, причиненного государству в результате приостановления, сокращения или прекращения деятельности предприятий; сокращения рабочих мест; оттока капитала, инвестиций, снижения притока инвестиций; ухудшения позиций республики в международных рейтингах в результате действий правоохранительных, надзорных и судебных органов республики.

До стабилизации эпидемиологической ситуации и завершения внутриполитических процессов предлагается рассмотреть возможность полного ограничения на возбуждение досудебных производств в отношении предпринимателей по правонарушениям, не связанным с охраной жизни и здоровья, общественной безопасностью. Возможно, следует приостановить текущие производства в отношении таких лиц и изменить меры пресечения по текущим делам в отношении представителей бизнеса на меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.

«Нужно пересмотреть индикаторы эффективности налоговой и таможенной служб, правоохранительных, надзорных органов, — считает глава МДС. — Приоритетом должны стать показатели о количестве созданных новых предприятий (налогоплательщиков), о качестве налогового администрирования исходя из рейтинга «Ведение бизнеса», а не показатели объема собранных налогов и сборов. Индекс прозрачности и простоты таможенного администрирования важнее объема собранных таможенных платежей. При оценке деятельности правоохранительных, фискальных, надзорных и судебных органов важно исключить приоритет показателя возмещенных государству средств, поставив на первое место показатель снижения уровня теневой экономики, улучшения позиций страны в международных рейтингах восприятия коррупции, а также уровень доверия населения».