Сколько миллионов долларов сэкономят бизнесмены, если будут реализованы предложенные рекомендации к законодательству? Сколько времени высвободится у них в результате оптимизации административных процедур? За счет чего будет облегчено бремя предпринимателей? Все эти вопросы рассмотрены 7 июля на заседании Совета по регулятивной реформе, прошедшем под председательством премьер-министра КР Сооронбая Жеенбекова.
Исполнительный директор Международного делового совета (МДС) Аскар Сыдыков выступил с докладом о роли бизнес-сообщества в проводимой реформе. МДС является членом Совета по регулятивной реформе. Эксперты Отдела по регулятивной реформе совместно с МДС и Секретариатом по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве КР провели серию круглых столов, фокус-групп, презентаций с представителями бизнес-сообщества, которым было предложено провести выборочный анализ по 247 НПА, являющимся, по их мнению, проблемными. На сегодняшний день от них получено 47 рекомендаций.
Участники встречи обсудили первый пакет рекомендаций к нормативным правовым актам (НПА), регулирующим предпринимательскую деятельность.
Эти предложения выработаны в рамках реализации регулятивной реформы, инициированной Правительством КР и поддержанной Центром ОБСЕ в Бишкеке.
На заседании рассмотрены два вопроса - исполнение протокола предыдущего заседания Совета и
одобрение первого пакета рекомендаций к НПА.
Регулятивная реформа напрямую решает ряд задач, предусмотренных Национальной стратегией устойчивого развития (НСУР) и Указом Президента о мерах по устранению причин политической и системной коррупции. Реформа направлена на создание понятной, четкой и эффективно работающей законодательной системы, которая позволит создать реальные условия для отечественных предпринимателей.
Правительство провело ревизию законодательства в сфере предпринимательства и выработало первый пакет рекомендаций по устранению необоснованных, незаконных, противоречивых и дублирующих НПА.
На заседании рассмотрены рекомендации к 192 НПА, подготовленные в ходе совместной работы госорганов, предпринимателей и экспертов отдела по регулятивной реформе. Часть из них рекомендуется признать утратившими силу (76 НПА), в 41 НПА предлагается внести изменения и дополнения, и 75 НПА рекомендовано оставить без изменений.
Кроме того, на Совете одобрены рекомендации по упрощению 97 административных процедур.
На заседании Совета озвучены потенциальные экономические выгоды от принятых рекомендаций. Методику расчетов представила международная компания Jacobs, Cordova & Associates.
Совету был представлен первый пакет рекомендаций. Работа над остальными НПА и административными процедурами продолжится до конца года.
Наша справка:
Цель регулятивной реформы, запущенной в январе 2015 года, - упрощение законодательной базы в сфере предпринимательства, минимизация коррупции и создание благоприятных условий для предпринимателей и инвесторов.
Участники реформы: Совет по регулятивной реформе, 33 госоргана, бизнес-сообщество, Отдел по регулятивной реформе, международная компания «Jacobs, Cordova & Associates».
Реформа состоит из трех этапов:
1) Инвентаризация. В результате проведена инвентаризацию свыше 72 НПА; выявлено 1068 НПА, регулирующих предпринимательскую деятельность. В специальную электронную базу данных «е-Гильотина» занесено свыше 3 тысяч нормативных документов, где отражено, насколько НПА целесообразен и законен, какие коррупционные риски несет, насколько он дружелюбен бизнесу, понятен и прозрачен.
2) Анализ и оценка НПА госорганами. Результат - 33 госорганами по 3344 нормативным документам даны рекомендации - стоит ли оставлять документ без изменений, надо ли признать его утратившим силу или достаточно внести некоторые поправки.
3) Анализ и оценка НПА бизнес-сектором. Результат – эксперты Отдела по регулятивной реформе совместно с МДС и Инвестсоветом провели выборочный анализ 247 проблемных НПА.
Параллельно с анализом и оценкой НПА идет работа по анализу административных процедур, с которыми сталкивается бизнес. Проведена инвентаризация административных процедур. Из 2 тысяч административных процедур были отобраны 230 приоритетных. На сегодняшний день проанализировано 97 административных процедур. Предварительные оценки показали, что в результате предлагаемых реформ (это может быть исключение или оптимизация отдельных административных процедур) затраты бизнеса могут быть значительно сокращены (на 321 млн. сомов).