26 февраля в Бишкеке прошел круглый стол на тему: «Партнерство бизнеса и карьерных центров: как подготовить студентов к работе». Встречу провели Международный деловой совет (МДС), бизнес-ассоциация ЖИА и Ассоциация учреждений образования «Education Network» в рамках проекта, финансируемого Программой по совместному управлению Агентства США по международному развитию (USAID).
Цель мероприятия - обсуждение проблем карьерных центров и пути их решения. В дискуссиях приняли участие представители государственных структур, вузов, предприниматели и эксперты.
С презентациями выступили Мээрим Маткулова, менеджер инициатив МДС; Наталья Сластникова, исполнительный директор управления развитием, руководитель Центра дополнительного образования в Американском университете в Центральной Азии; представитель Карьерного центра Академии государственного управления при Президенте КР; и Альмира Таалайбекова, вице-президент по развитию бизнеса и внешним связям, AIESEC.
«Более десяти лет МДС проводит инвестиционное исследование среди своих членов, и индикатор «отсутствие квалифицированного персонала» постоянно входит в топ-10 самых острых вопросов, волнующих бизнес, - сообщила Мээрим Маткулова. - Это связано с рядом проблем, включая коррумпированность сферы образования, отсутствие услуг по развитию карьеры на раннем этапе жизни учащихся, медленное адаптирование учебных заведений к рыночной экономике. На различных встречах – круглых столах и конференциях говорят о том, что нет налаженной связи образовательных учреждений с бизнесом. Чтобы восполнить этот пробел, мы решили начать с карьерных центров, существующих при каждом вузе».
Исследования показывают, что многие компании отказываются принимать на практику стажеров, потому что не хотят тратить рабочее время на их обучение. К тому же у компаний нет стимулов для обучения стажеров, хотя правительство могло бы их создать, например, предоставить льготы по налогообложению или выплатам в Соцфонд.
В ходе исследования выяснилось, что компаниям нужно, чтобы студенты имели коммуникационные навыки для работы в профессиональной среде. Будущие специалисты должны уметь грамотно писать, они должны быть легко обучаемы. Выяснилось, многие студенты сегодня неграмотны и плохо поддаются обучению. Кроме того, стажеры должны быть инициативными, брать на себя ответственность за начатую работу и уметь довести ее до конца.
Вопросы, которые поднимали на встречах бизнесмены, во многом совпадали с рекомендациями Европейской Комиссии, разработанными в 2006 году, об учреждении Европейской квалификационной рамки (ЕКР) - списка компетенций и навыков, которые должны получать студенты независимо от того, где и чему они обучаются. Этот список включает следующие компетенции: общение на родном и иностранных языках; математическая грамотность и базовые компетенции в науке и технике; компьютерная грамотность; освоение навыков обучения; социальные и гражданские компетенции; чувство инициативы и предпринимательства; а также культурная осведомленность и возможность выражать себя в культурной сфере.
Чтобы показать, насколько проблемы отечественного бизнеса совпадают с рекомендациями ЕС, участники проекта планируют провести опрос среди членов МДС.
«Наша цель - помочь вузам разработать стратегии по обучению студентов коммуникативным и управленческим навыкам (soft skills), - сказала Наталья Сластникова. - После того, как мы провели тренинги с участием преподавателей, они решили включить это направление в программы обучения. Если раньше в вузы поступали, чтобы получить информацию, то теперь необходимы управленческие и коммуникативные навыки, потому что информация доступна он-лайн. Карьерным центрам следует использовать успешный опыт. Например, в АУЦА такой центр привлекает волонтеров из числа студентов».
Участники встречи обсудили дальнейшие шаги по улучшению профессиональной компетентности студентов.