О нас / СМИ о нас /
Двойная маркировка товаров: стоит ли обременять бизнес дублирующим контролем?

Kaktus.media
29 мая 2024

С 1 июля 2021 года в Кыргызстане введена обязательная цифровая маркировка для табачной продукции в целях прослеживаемости товаров с использованием кодов DataMatrix. По мнению инициаторов, эта мера направлена на усиление контроля за оборотом товаров и сокращение теневой экономики. Однако вместе с цифровой маркировкой продолжает действовать требование Налогового кодекса о бумажной акцизной маркировке, что вызывает существенные проблемы среди производителей некоторых подакцизных товаров.

Исполнительный директор Международного делового совета Аскар Сыдыков рассказал, что для внедрения цифровой маркировки прослеживаемости товара производители были вынуждены приобрести дорогостоящее оборудование.

В частности, производители табачных изделий потратили до полумиллиона евро на оснащение производственных линий.

Проблемы усугубляются тем, что параллельно с цифровой маркировкой необходимо наносить на товар бумажные акцизные марки с электронно-информационным элементом, что, по сути, и есть код DataMatrix. Это приводит к дублированию функций, так как обе системы маркировки содержат информацию, необходимую для контроля за подлинностью товара и его прослеживаемостью. Двойная маркировка лишь увеличивает издержки и усложняет производственные процессы.

Кроме того, при применении бумажных акцизных марок производители подакцизной продукции, а с недавнего времени и производители безалкогольных сахаросодержащих напитков столкнулись с необходимостью разделения своей продукции по видам (наименованию). Данное разделение применяется к маркам как для импорта, так и для продукции местного производства.

По информации членов МДС, применение акцизных марок в целом замедляет производственные процессы, а необходимость переналадки оборудования для смены бобин (катушка с акцизными марками) под каждое наименование (к примеру, у одной компании может быть более десяти наименований подакцизных напитков) приводит к снижению объема выпуска и, следовательно, снижению продаж.

Представители табачной индустрии неоднократно обращались к государственным органам с просьбой объединить системы маркировки для табачной продукции либо исключить необходимость разделения бумажных марок по наименованию. В Государственной налоговой службе (ГНС) предварительно согласились на второе предложение при условии одобрения Министерства экономики и самих производителей. Однако на сегодняшний день инициативы остаются без решения.

Важно отметить, что в соответствии с Налоговым кодексом КР объектом обложения акцизным налогом является физический объем подакцизного товара, а не его наименование. Марка же является подтверждением уплаты акцизного налога. Решение налогового органа на выдачу и отправку акцизных марок не является налоговой базой для исчисления НДС, налога с продаж и налога на прибыль.

Представители табачной индустрии не против маркировки как таковой, однако важно, чтобы государственные органы и бизнес нашли компромиссное решение, которое позволит снизить нагрузку и повысить эффективность администрирования путем упрощения производственных процессов и сокращения издержек.

https://kaktus.media/doc/502277_dvoynaia_markirovka_tovarov:_stoit_li_obremeniat_biznes_dybliryushim_kontrolem.htmlhttps://kaktus.media/doc/502277_dvoynaia_markirovka_tovarov:_stoit_li_obremeniat_biznes_dybliryushim_kontrolem.html