Мировой экономический кризис ударил по Кыргызстану не меньше, чем по соседям, но заставил задуматься и о своих ошибках. Государство панацею от проблем видит в привлечении инвестиций. Преимущественно иностранных. Мы все время зовем к нам бизнес, но он к нам идти не торопится.
Накануне на одной площадке вновь собрались правительство и бизнес, пытаясь понять: что же мешает нам стать раем для инвесторов? Разговор повел глава кабмина Темир Сариев. Он увидел корень проблем в большом количестве административных процедур. Так, бизнес отмечает отсутствие уведомительного принципа регистрации, электронной системы регистрации.
Представители Международного делового совета рассказали о масштабности бюрократической проблемы. Мелкий и средний бизнес в Кыргызстане тратит до шести процентов прибыли на отчетность для ГНС и Социального фонда. Бизнес настаивает на том, чтобы большую часть функций по регистрации и ликвидации предприятий передали в налоговую службу, а заодно упростили финансовую отчетность, чтобы малый и средний бизнес мог выйти из теневого сектора.
«Не все, кто находится в тени, – враги народа. На сегодня малый и средний бизнес занимает большую долю экономики. При этом проблем много. Слишком сложная процедура отчетности является дополнительной нагрузкой. После вступления в ЕАЭС стало еще тяжелее. У нас нет взаимопонимания с фискальными органами по этому вопросу. Они все время говорят, что отчетность упростилась, но это не так. Придумывают какие-то новые правила, которые с бизнесом не обсуждают», - отмечает глава Ассоциации поставщиков Гульнара Ускенбаева.
Заместитель главы ГНС Октябрь Абдыкаимов не согласился с обвинениями. Он заявил, что служба и Министерство экономики постоянно встречаются с бизнесменами, интересуются их мнением. А глава кабмина заключил, что, с одной стороны, государство должно всячески поддерживать бизнес, а с другой – предприниматели должны нести социальную ответственность.
«Мы идем на уступки бизнесу. Например, на поэтапную отмену налога с продаж. С 1 июля его не будут платить те, кто ведет расчеты в безналичных платежах. Мы стараемся сократить налоговую нагрузку. В то же время и бизнес должен понимать ответственность. Нам ведь нужно собирать налоги, пополнять бюджет, выполнять социальные обязательства. Я всегда говорю, что бизнес и правительство – партнеры. Мы должны чувствовать друг друга», - отметил глава кабмина.
Темир Сариев пообещал, что в ближайшее время количество административных процедур в сфере бизнеса сократится как минимум на треть. А крупные инвестиционные и стратегические проекты и вовсе хотят оградить от вмешательства госорганов. Делать это будет можно только по решению суда. Большую надежду в кабмине возлагают на регуляторную реформу. Благодаря ей планируется значительно сократить или упростить нормативно-правовые акты в сфере бизнеса.
Но самым главным для предпринимателей и будущих инвесторов все-таки остается вопрос сохранности вложений и защиты прав собственности. Сколько бы мы не зазывали инвесторов сладкими речами, ориентируются они на практику прошлых лет. А она, к сожалению, пессимистична. Вокруг инвестиционных проектов регулярно возникали и возникают конфликты. Причем чаще всего инвестор вынужден решать все проблемы на местах. Государственные мужи не торопятся защищать чужое, пусть и важное для страны, добро.
Совсем недавно Международная финансовая корпорация представила результаты исследования. Специалисты опросили руководителей 300 фирм с иностранным участием. Сто из них по тем или иным причинам решили свернуть бизнес в стране. Коррупция и непредсказуемость правительства названы главными проблемами для иностранных инвесторов. Кроме того, 62 процента иностранцев считают проблемным уровень общественного порядка и безопасности, а 40 процентов переживают из-за возможной экспроприации. Также 39 процентов жалуются на дискриминацию инвесторов. Объем средств, потерянных из-за сворачивания бизнеса, оценивается в $87 миллионов в год.
«Конечно, инвестор должен иметь твердые и надежные гарантии сохранности и возврата инвестиций. Одним из сложных элементов является судебная система. Надо расширять возможности судов для ускорения рассмотрения дел по экономическим вопросам. Здесь самое главное – законность выносимых решений. Мы должны этого добиться», – считает Темир Сариев.
Бизнесмены говорят и о еще одной проблеме – непредсказуемости законодательства. Именно размытые и постоянно меняющиеся правила игры являются серьезной проблемой в Кыргызстане.
«Этот вопрос носит системный характер. Мы с Минэкономики работаем над устранением проблемы. Я приведу только один пример – закон о свободных экономических зонах за последнее время изменялся 13 раз. Желательно, чтобы принимаемые поправки соответствовали принципу «не навреди» и не были направлены на усугубление бизнес-климата. Непостоянство законов вынуждает бизнесменов подстраиваться под изменяющиеся условия», – говорит исполнительный директор Международного делового совета Темирбек Ажыкулов
Отдельная строка в проблемах бизнеса – земельное законодательство, особенно в сфере отвода земель. В Кыргызстане нужна территория под горную добычу и строительство ГЭС. По сути, это самые лакомые с точки зрения вложений инвесторов сферы. Но строительство второй год дышит на ладан, горная добыча буксует из-за акций протеста, а строительство ГЭС и вовсе не ведется. Предприниматели уверены, что суть проблемы – в отсутствии четкого и ясного трактования вопросов выделения земли под те или иные объекты.
Руководитель Национального альянса бизнес-ассоциаций Эльвира Боромбаева отметила, что земельное законодательство препятствует реализации проектов по малой гидроэнергетике. «Необходимо ускорить вопрос землеотвода. В прошлом году с Минэкономики приняли соответствующее положение. Но в реальности документ - лишь констатация фактов. Его приняли для галочки. Вся информация в положении подготовлена на уровне второкурсника, даются ссылки на статьи Земельного кодекса и других нормативно-правовых актов. Необходимо процесс упростить, сделать максимально прозрачным и понятным, особенно для айыл окмоту», – уверена она.
Руководитель секретариата совета по развитию бизнеса и инвестициям при правительстве КР Таалайбек Койчуманов представил готовый вариант решения проблемы. Он уверен, что в сфере земельных отношений надо продолжить либерализацию процесса выделения земель, расширить права юридических лиц на частное владение землей и обеспечить открытый доступ к информации об имеющихся участках под строительство.
«Необходимо обеспечить эффективность деятельности «единого окна». Оно было создано, но до сих пор не работает в том режиме, в котором планировалось в самом начале. Нам стоит упростить процедуры лицензирования, принятия проекта детальной планировки, утверждения строительных норм и правил, решить вопросы, связанные с нехваткой мощностей, устаревшими сетями и оборудованием», – предложил Таалайбек Койчуманов.
О важности инвесторов для страны говорит и еще один факт. Отечественный бизнес страдает от катастрофической нехватки длинных и дешевых денег. Если говорить проще – бизнесменам нужны выгодные долгосрочные кредиты на крупные проекты. Но имеющиеся в стране финансовые институты помочь в этом зачастую не могут.
«Проблемы у бизнеса всегда были и будут. Вопрос в том, как реагирует на них государство. В плане инвестиционного климата в КР сделано много, но нужно больше. Бизнес нуждается в «длинных» дешевых деньгах. Особенно это касается малых предприятий. Ставки по кредитам в коммерческих банках страны доходят до 30 процентов. Многие требуют большие залоги под имущество», - говорит глава МДС Темирбек Ажыкулов.
Частично проблему доступа к выгодным кредитам Кыргызстан все же решил. Благодаря договоренностям президентов КР и РФ и вступлению Кыргызстана в ЕАЭС в стране заработал Российско-Кыргызский фонд развития. Он дает кредиты малым и средним предприятиям на льготных условиях. Глава кабмина предложил пойти в этом вопросе еще дальше и направлять на кредитование бизнеса средства Социального фонда.
«Средств фонда развития недостаточно. Для улучшения положения бизнеса в стране надо изыскивать дополнительные источники льготного кредитования. Мы должны научиться использовать и другие «длинные» деньги. Например, в Социальном фонде есть накопительная система. Но, к сожалению, сейчас не все до конца понимают, как их можно использовать. Используя эти средства в рамках, мы могли бы получить цепочку добавленной стоимости, новые рабочие места и пополнение бюджета», – уверен Темир Сариев.
И еще один момент. Большинство иностранцев о Кыргызстане мало что знают. Даже если мы станем инвестиционным раем, как мечтают власти, деньги миллиардами в экономику не потекут. Нужна мощная информационная кампания.
Прошедшая встреча отнюдь не первая и, скорее всего, не последняя. В последние годы правительство и бизнес разговаривают с завидным постоянством. Какие-то меры тоже принимают регулярно. Только проблем у бизнеса и инвесторов меньше не становится. То ли бизнес хочет слишком много, то ли власти делают меньше, чем обещают.
Источник: http://24.kg/ekonomika/30043/