Всего лишь шесть месяцев назад правительство развернуло широкомасшабный процесс реформирования законодательной базы, регулирующей предпринимательскую деятельность. Пожалуй, это ключевой момент в решении всех накопившихся проблем. Изменится государственный механизм управления, уйдет коррупция, ведь мздоимство — обратная сторона бюрократического управления страной. Одно исключает другое.
Партнером, поддержавшим проект, выступил Центр ОБСЕ в Бишкеке. Цель — улучшение инвестиционного климата в Кыргызстане, создание благоприятных условий для национальных и зарубежных деловых людей. В результате инвентаризации законов, нормативно-правовых документов исполнительная власть получила четкие конкретные рекомендации, какой именно закон или инструкция мешают развитию экономики, что следует изменить частично или убрать вообще, чтобы развязать руки предпринимателям.
Итоги первого этапа реформирования подвел премьер-министр Темир Сариев на очередном заседании Совета по регулятивной реформе, которое состоялось в июне в Доме правительства. На нем утвердили перечень нормативно-правовых актов для дальнейшего анализа и оценки. Эксперты рассмотрели свыше 72 тысяч документов, госорганы в свою очередь выявили у себя около полутора тысяч НПА, бизнесмены дополнили список 864 НПА. Каковы результаты?
— Проделана колоссальная работа. Установлены критерии оценки: влияние на индекс Всемирного банка DOING BUSINESS, учтены коррупционные риски, легкость внесения изменений и дополнений в правовые документы. Отделом по регулятивной реформе установлено программное обеспечение на базе государственного предприятия "Центр" "единого окна" в сфере внешней торговли, создана электронная база — "е-Гильотина", автоматически убирающая все нормы и положения, тормозящие развитие бизнеса, — пояснил министр экономики Олег Панкратов.
В итоге выяснилось, что на сегодняшний день деловые люди вынуждены получать у чиновников свыше двух тысяч документов, чтобы приступить к работе, что отнимает немало времени и дополнительных средств. Многие нормативные документы неконкретны, носят общий характер, что позволяет каждому чиновнику трактовать их, как ему вздумается. Бюрократические препоны огромные, процветает коррупция. Реформа охватила 34 государственных организации, непосредственно работающие с бизнесменами.
— Мы не придумали ноу-хау, — говорит Олег Панкратов, — прежде чем приступить к проекту регулятивной реформы, в правительстве тщательно изучили передовую международную практику, применили опыт 12 передовых стран мира, обучили и проконсультировали уполномоченных со стороны рабочего органа — Совета по регулятивной реформе при правительстве. Предстояло выявить финансовые издержки государства и бизнеса, связанные с административными процедурами. Ведь именно здесь возникают лазейки для чиновников, создаются различные коррупционные схемы.
Все процессы автоматизированы, действуют в режиме он-лайн, прозрачны, их периодически отслеживают и контролируют сами предприниматели. Почти половина инструкций уже отменена, 20% документации стали проще и понятней, что позволило бизнес-ассоциациям экономить свои деньги. Олег Панкратов отметил, что оценка бизнеса — самый важный критерий для правительства.
— Деловые люди должны понимать, что каждая сторона несет ответственность за полученный результат. Но нужны не просто жалобы, а конструктивные предложения, факты из практики. Чем теснее будет партнерство с бизнесом, тем быстрее продвинется реформа, и ее результаты станут выгодны как для государства, так и для предпринимателей.
Проводя регулятивную реформу, мы ставим цель: добиться конкурентоспособности страны через создание понятной, четкой и работающей законодательной системы. Это позволит поднять экономику страны, избавиться от теневого сектора. Для этого у правительства есть политическая воля, стремление государства и частного сектора навести порядок в законодательстве, упростить процедуры ведения бизнеса, сделать их понятными и простыми. Привычными в бывшем Советском Союзе силовыми методами реформу не сделаешь: процедуры достаточно сложные: нужно установить баланс налогов и требований, соразмерный с возможностями бизнесменов. Иначе им легче будет пойти на сговор с проверяющими, чем следовать принятым в стране законам. Бизнес в подполье обречен: он не сможет перейти планку и стать крупным, нужна мотивация сотрудничества предпринимателей с правительством, а не с чиновниками. Сейчас совсем другое время: Кыргызстан вступил в Евразийский союз и должен соответствовать его требованиям.
Анализ подобных реформ в других странах выявил существенные экономические выгоды от нововведений. В Корее, к примеру, сокращение админи-стративных процедур на 49% и упрощение 22 правил принесло почти 53 миллиарда долларов. В Хорватии после сокращения на 15% и упрощения на 10% документации получили дополнительно 65,6 миллиона долларов, в Армении — 155 миллионов, там сократили 22% административных процедур и упростили 55% документов.
На вопрос корреспондента "СК", как узнают об изменениях в законах и правилах ведения бизнеса индивидуальные предприниматели, которых большинство в нашей стране, Олег Михайлович ответил: вы правы, у нас сегодня защиту крупного и среднего бизнеса обеспечивают гильдия директоров, Международный деловой совет, Молочный союз и другие объединения деловой элиты. Малые же предприятия и фирмы остро нуждаются в информации. Поэтому сотрудники министерств экономики, сельского хозяйства и мелиорации, а также ветеринары и санитарные врачи побывали с визитами в Таласской, Нарынской, Иссык-Кульской областях, готовятся навестить южные регионы, встретиться с индивидуальными предпринимателями, фермерами, ответить на важные для этого класса аграриев вопросы, разъяснить новые правила инспекторских проверок.
Надежды также возлагаем на республиканские и местные СМИ.
НУЖНЫ БЫСТРЫЕ РЕФОРМЫ
На какие законодательные барьеры указали отечественные предприниматели?
— Прежде всего необходимо сократить сроки введения новшеств, — считает исполнительный директор Международного делового совета Темирбек Ажыкулов. — Проблема касается юридических лиц и индивидуальных производителей. Известно, что открыть предприятие в нашей стране сложно, еще труднее закрыть ОсОО или акционерное общество, особенного закрытого типа. На это уходит от четырех месяцев до года. Налоговые инспекторы устраивают множество проверок, в том числе неплановых.
— Поскольку процедура инвентаризации, оценки и анализа НПА — довольно долгий и кропотливый процесс, плоды которого мы получим лишь в конце 2016 года, то для того, чтобы мы быстро почувствовали положительный эффект от работы правительственного проекта, запущены наиболее перспективные и востребованные бизнесом реформы. В этой работе совместно с госорганами приняли участие более 20 бизнес-ассоциаций: Бишкекский деловой клуб, Международный деловой совет, Национальный альянс бизнес-ассоциаций, Торгово-промышленная палата, Ассоциация иностранных инвесторов и др.
Бизнесмены предложили 50 направлений реформ, из которых отобрали 4 наиболее востребованные, перспективные. Назову их: это внедрение принципа "Молчание — знак согласия" при ликвидации предприятий и фирм. То есть если у компании нет налоговых и других задолженностей перед государством, то директор имеет право закрыть свое предприятие.
Необходимо также упорядочить привлечение в республику иностранной рабочей силы, отменить существующие сегодня квоты. Т. Ажыкулов привел пример: в 2013-2014 гг. была введена квота на 90 тысяч тружеников-иностранцев, из которых почти 90% — неквалифицированные рабочие из Китая. Надо менять закон "О внешней миграции", а также повысить эффективность информационной системы "единого окна". Ведь регулятивной реформе активно противодействуют чиновники, заставляют бизнесменов сдавать налоговые и иные отчеты в бумажном виде, а ведь это давно запрещено. Теряется весь смысл создания "единого окна". Проект изменений уже подготовлен.
И последнее: надо усовершенствовать процедуры реги- страции индивидуальных предпринимателей. Сегодня трудно поставить на учет свое предприятие тем, кто трудится по патенту, получить ИНН. Необходимо весь малый бизнес, а его большинство в нашей стране, перевести с обязательной регистрации на уведомительную систему, как это делается в развитых странах. Тогда у предпринимателя останется больше времени для расширения своего производства, переподготовки кадров, повышения квалификации и т.д.
— Дайте бизнесменам четкие ориентиры будущего, — попросил Темирбек Ажыкулов, поблагодарив Центр ОБСЕ в Бишкеке за помощь в проведении регулятивной реформы.
ВЫ НА ВЕРНОМ ПУТИ
Так отозвался о результатах первого этапа регулятивной реформы в Бишкеке посол, глава Центра ОБСЕ в Бишкеке Сергей Капинос. — С июля начинается следующий, второй этап этой важной реформы. Анализ законодательства, выводы, сделанные реформаторами, являются архиважными, так как от качества этой работы зависит судьба дальнейших рекомендаций. Чем точнее и качественнее подготовят нормативно-правовые акты, тем эффективнее и действеннее станут рекомендации.
Руководитель Центра ОБСЕ в Бишкеке оценил положительно итоги первого этапа реформы, заметив: правительственные чиновники обязаны подготовить щадящие правила для мелкого бизнеса, учитывая его особенности, это один из элементов развития гражданского общества, который для контроля качества выпускаемой продукции может создавать и использовать саморегулирующие организации. Крупные предприятия могут позволить себе содержать штат бухгалтеров, юристов, кризисных менеджеров, а мелкому производителю все это не под силу. То, что делает сегодня ваше правительство, — архиактуально. Проводимая регулятивная реформа на самом деле раскрепощает людей, дает им возможность самим позаботиться о благосостоянии своих семей, создает рабочие места, а с ними увеличиваются и отчисления в бюджет.
В заключение Сергей Капинос напомнил: Центр ОБСЕ в Бишкеке занимается самыми острыми проблемами. От надлежащей реализации регулятивной реформы напрямую зависит не только дальнейшее развитие бизнеса, экономики в целом, но и главное — поменяется управление страной, оно станет эффективным и качественным, что послужит толчком к улучшению инвестиционного климата в республике, подстегнет активность предпринимателей, улучшится жизнь кыргызстанцев.
Впереди намечается следующая реформа — судебной и административной систем.
Галина ЛУНЕВА
Фото Минэкономики
Источник: http://slovo.kg/?p=46258