Новости / Новости законодательства /
На общественное обсуждение вынесен законопроект о введении в действие НК КР

МДС
3 сентября 2021

Министерство экономики и финансов КР выносит на общественное обсуждение проект Закона Кыргызской Республики "О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики".

Целью и задачей законопроекта является адаптация налогового законодательства Кыргызской Республики к современным экономическим условиям, дальнейшее совершенствование цифровизации налоговых процедур, создание равных условий ведения предпринимательской деятельности и сокращение теневой составляющей экономики, говорится в справке-обосновании к документу.

Анализ обращений налогоплательщиков в адрес бизнес-ассоциаций и государственных органов, анализ правоприменительной практики налогового законодательства и поступившие предложения в межведомственную рабочую группу показали основные проблемы. Это сложности процедур администрирования, сложные для предпринимателей процедуры регистрации, ликвидации, сдачи отчетности, неясности и противоречия, которые дают возможность произвольного принятия административных решений государственными органами, отсутствие качественной оценки эффективности налоговых льгот. Отдельным часто поднимаемым вопросом бизнеса является порядок проведения налоговых проверок.

По результатам работы, проведенной МРГ с участием представителей государственных органов и бизнес-сообщества, было предложено, что в целом структура и принципы Налогового кодекса не должны подвергаться коренной переработке. При этом предложено оформление проекта Налогового кодекса в виде новой редакции.

Значительная работа проведена в части устранения неясностей и противоречий, выявленных в ходе правоприменительной практики, по итогам которой по всему Налоговому кодексу внесены соответствующие изменения.

В проекте Налогового кодекса предусматриваются значимые изменения.

1. Межведомственной рабочей группой было предложено оптимизировать и систематизировать внесение изменений в Налоговый кодекс в целях стабильности налоговой системы, а также планирования своей деятельности для бизнеса, инвесторов и самих государственных органов.

В этой связи предлагается внесение изменений в Налоговый кодекс производить не более одного раза в год, которые вступают в силу с первого января следующего календарного года, за исключением случаев возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

2. Проектом Налогового кодекса предусматривается, что уполномоченный государственный орган обязан предоставлять письменные разъяснения по запросам по применению норм налогового законодательства КР, которые обязательны для исполнения органами налоговой службы и принимаются правоохранительными и судебными органами в качестве доказательства при рассмотрении налоговых споров.

Органы налоговой службы обязаны предоставлять письменные ответы по запросам налогоплательщика по порядку и процедурам исполнения налогового обязательства.

3. В целях поддержки налогоплательщиков предлагается, что в случае наличия противоречий между нормами Налогового кодекса или отсутствия норм, необходимых для регулирования налоговых правоотношений, органы налоговой службы и/или судебные органы принимают решение в пользу налогоплательщика. Профильный комитет Жогорку Кенеша принимает решение о наличии или отсутствии противоречий между нормами Налогового кодекса или отсутствии норм необходимых для регулирования налоговых правоотношений.

4. Предлагается два основных подхода к налогообложению:

1) общий налоговый режим, предусматривающий такие основные налоги как налог на прибыль, налог с продаж (НсП), налог на добавленную стоимость (НДС) без регистрационного порога, то есть, все субъекты, находящиеся на данном режиме, будут плательщиками НДС. Этот режим будет удобен для экспортеров, которые будут иметь возможность принять к зачету НДС за приобретенные материальные ресурсы, так же, как и в настоящее время, в общем налоговом режиме будут осуществлять деятельность субъекты крупного бизнеса с оборотом свыше 30,0 млн. сом.

2) Упрощенная система налогообложения на основе единого налога.

В целях оптимизации налогового администрирования предлагается предусмотреть право уплаты по упрощенной системе налогообложения единого налога субъектами малого и среднего предпринимательства, если объем выручки за год не превышает 30, 0 млн. сомов, взамен:

1) налога на прибыль;

2) налога с продаж;

3) НДС на облагаемые поставки.

У субъектов, применяющих данный режим, будет возможность уплачивать только один налог и предоставлять один отчет на ежеквартальной основе.

6. В проекте Налогового кодекса доработаны нормы по проведению проверок, а также внедряется новый подход по проведению налоговых проверок «дистанционный контроль». Плановая проверка может проводиться дистанционно в порядке, установленном Кабинетом министров КР.

7. В ходе обсуждения проекта Налогового кодекса со стороны бизнеса были предложения по снижению размеров пени и санкций. По опыту Грузии, в целях стимулирования к оплате налоговой задолженности предложено списание пени и санкций в размере 50% при полной уплате основной задолженности и оставшихся 50% пени и санкций.

8. Подавляющее большинство решений судов по рассмотрению налоговых споров принимаются в пользу ГНС, в связи с чем растет недовольство налогоплательщиков. В соответствии со статьей 93 Конституции Кыргызской Республики проектом Налогового кодекса предлагается учредить специализированные налоговые суды.

9. Проектом Налогового кодекса внедряется налогообложение исламских принципов финансирования, соответственно, создаются условия для увеличения финансирования отраслей экономики со стороны исламских институтов и государств.

10. Внедрение налогообложения электронной коммерции и НДС на иностранных компаний («GOOGLE» и другие) .

Кодекс дополняется новой главой «Налог на деятельность в сфере электронной коммерции», в которой предлагается установить ставку налога на деятельность в сфере электронной коммерции в размере 2 процентов, исходя из норм статьи 362 Налогового кодекса КР.

Также вводится НДС на услуги иностранных компаний, таких как Google и другие.

11. В проекте Налогового кодекса отдельным направлением налоговой политики будет предоставление льгот на срочной основе и с проведением оценки эффективности.

Перечень налоговых льгот, подлежащих оценке, а также порядок и виды оценки эффективности налоговых льгот, будут утверждаться Кабинетом министров КР.

12. Проектом предусматриваются налоговые льготы следующим отраслям:

1) швейной отрасли (заниженная ставка по единому налогу).

Также предлагается продлить до 2027 года срок действия льгот для субъектов швейной отрасли, осуществляющих деятельность в общем налоговом режиме, в виде уплаты подоходного размера от минимального расчетного дохода, социальных отчислений в размере 12%, а также снятия ограничения в виде 50 работников и больше.

2) ювелирной отрасли (льгота по НДС).

Предлагается на 5 лет предоставить льготы производителям ювелирной продукции.

3) авиационной отрасли (льгота по НДС на временный ввоз самолетов в связи с их высокой стоимостью).

4) освобождение от НДС электробусов (сейчас освобождены только электромобили).

13. В связи с более широким распространением упрощенной системы на основе единого налога с выручки оптимизируются виды деятельности на основе обязательного патента и налогового контракта.

14. Проектом предусматривается внесение уточняющей поправки в части взаимодействия органов налоговой службы с коммерческими банками.

15. В последние годы Налоговая служба испытывает определенные трудности в обеспечении взыскания задолженности по налогам и страховых взносов юридических и физических лиц перед бюджетом.

Предлагается внести изменения в части введения ограничения на выезд за границу физического лица, имеющего налоговую задолженность, а также руководителя организации, которые имеют налоговую задолженность в размере, превышающем 1000 расчетных показателей. В ряде зарубежных стран действует такие меры.

16. В целях приведения в соответствие с международной практикой предлагается отнести поставку услуг роуминга, межсетевого соединения (интерконнекта) операторами связи КР абонентам иностранных операторов связи, поставку услуг связи по международному транзитному трафику операторами связи КР абонентам иностранных операторов связи к поставкам, освобожденным от НДС. Для покрытия выпадения по НДС от роуминга предлагается увеличить ставку для сотовых операторов до 6% и включить интернет провайдеров.

17. В настоящее время получили широкое применение заменители табака. Для выравнивания условий налогообложения принято решение об увеличении ставок акцизного налога для данной категории.

18. В целях уравнивания условий ведения предпринимательской деятельности и поддержки отечественных производителей предлагается снизить ставку НСП для производства до 1%.

19. В целях улучшения налогового администрирования, создания благоприятных условий для налогоплательщиков предусматривается передача функций регистрации юридических лиц от Министерства юстиции в Налоговую службу.

20. Предлагается предусмотреть упрощенную систему налогообложения на основе единого налога для служб такси, в соответствии с которым с каждого заказа вызова такси 2% будет направляться в бюджет в виде налогов.

21. В проекте новой редакции НК введен упрощенный механизм возврата НДС для предприятий- экспортеров.

В результате реализации предлагаемых мер совершенствования налогового законодательства можно выделить следующие ожидаемые перспективы развития:

Для бизнеса:

1) упрощение исполнения налоговых обязательств;

2) минимизация капитальных и операционных затрат для исполнения налоговых обязательств всех участников;

3) упрощение, автоматизация отчетности и контакта с сотрудниками налоговых органов;

4) устранение недобросовестной конкуренции и защита отечественных производителей;

5) возможность увеличения экспорта продукции в третьи страны и страны-члены ЕАЭС.

Для конечного потребителя:

1) гарантия подлинности и качества товаров;

2) адекватная цена на прозрачном рынке;

3) упрощение механизмов получения налоговых вычетов.

Для государства:

1) повышение собираемости налогов;

2) возможность выявления незаконного товарооборота;

3) создание благоприятного инвестиционного климата.

Скачать файл «1. проект ЗКР о введении в дейст НККР.docx»
Скачать файл «2. Проект новой редакции НККР.docx»
Скачать файл «3. Срав. таблица проекту ЗКР НК КР (др.законы).docx»

Ссылка: https://www.gov.kg/ru/npa/s/3287