Новости / Новости МДС /
Предложения бизнеса включат в финальный законопроект по изменениям в УК и УПК

МДС
23 января 2021

Поправки в законодательство, разработанные бизнес-сообществом по инициативе Международного делового совета, помогут защитить предпринимателей от необоснованного уголовного преследования по налоговым правоотношениям.

Межведомственная рабочая группа при Минюсте рассмотрела законопроект о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс и Уголовный кодекс Кыргызской Республики.

Законопроект разработан экспертной группой бизнес-сообщества по инициативе Международного делового совета, чтобы решить проблемные вопросы, озвученные предпринимателями на втором заседании Комитета по развитию промышленности и предпринимательства при Национальном совете по устойчивому развитию КР.

Законопроект призван обеспечить защиту прав предпринимателей от необоснованного уголовного преследования по налоговым правоотношениям, а также восполнить пробелы, устранить коллизии и противоречия между УК и УПК, а также гармонизировать эти кодексы с Налоговым кодексом КР.

По итогам дискуссии МРГ решила включить предложения МДС в итоговую версию законопроекта, который будет вынесен на заседание Совета по экономическим реформам при Правительстве КР.

История вопроса

Как известно, 1 января 2019 года вступили в силу новые кодексы, в том числе Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс КР, направленные на либерализацию уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Однако в ходе их практического применения выяснилось, что некоторые нормы этих кодексов приводят к увеличению количества необоснованных проверок, следственных действий и доначислению налогов в отношении предпринимателей.

По данным Генеральной прокуратуры, после введения в действие новых УК и УПК в 2019 году количество уголовных дел (досудебных производств) в отношении предпринимателей увеличилось с 425 в 2018 году до 1248 в 2019 году, то есть практически в три раза.

При этом 84% досудебных производств в отношении представителей бизнеса были возбуждены по налоговым правоотношениям. Возрос объем необоснованных, по мнению бизнес-сообщества, доначислений налогов в отношении субъектов предпринимательства.

Так, доначисления налогов по результатам налоговых проверок за 2016-2018 годы составили 39,5 млрд сомов, или ежегодно в сумме, сопоставимой с 18,7% от общих объемов налоговых доходов в стране.

По информации Верховного суда, в 2018 году из 116 дел об оспаривании решений налоговых органов в судах республики только по 26 вынесены решения в пользу налогоплательщиков (22,4% от общего количества). В 2019 году – по 27 из 135 дел (20%).

Пробелы и противоречия

В числе причин роста досудебных производств и налоговых споров бизнес отметил целый ряд пробелов и противоречий в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве. Это недостаточный срок (24 часа) для рассмотрения сообщений и заявлений о сложных по своему составу преступлениях, в том числе связанных с уплатой налогов. Кроме того, регистрация заявлений и сообщений в Едином реестре преступлений и проступков (ЕРПП) приравнивается к началу досудебного производства (то есть уголовного дела), предоставляющего право использовать весь объем следственных действий (проведение обыска, назначение проверки, применение меры пресечения и др.) в том числе и в отношении предпринимателей.

Законодательство не содержит специализированных оснований для отказа в регистрации заявлений и сообщений о преступлениях в ЕРПП по гражданско-правовым сделкам, экономическим спорам, а также при отсутствии документально подтвержденных сведений.

Основания для передачи уголовных дел следователям неуполномоченных правоохранительных создают риски непрофессионального ведения следствия, давления на предпринимателей. Замечания бизнеса можно продолжить.

Поправки, предлагаемые законопроектом, направлены на восполнение этих пробелов и исключение противоречий в законодательстве. Кроме того, они помогут обеспечить профессиональное ведение следствия, снизить нагрузки на следственные органы по налоговым правоотношениям, а также не допускать уголовного преследования по экономическим спорам, не имеющим обязательных признаков уголовно наказуемого деяния.