Новости / Новости МДС /
Что дает бизнесу Кыргызстана цифровизация услуг госорганов?

МДС
4 декабря 2019

Особое внимание в нашей стране уделяется внедрению информационных технологий и цифровизации, цель которых – повышение эффективности государственного управления.

О том, как внедрение информационных технологий влияет на условия ведения бизнеса в Кыргызстане, шла речь в видеосюжете, подготовленном Международным деловым советом и опубликованном на сайте КНИА «Кабар» 3 декабря.

Участники встречи рассказали, какие административные процедуры уже автоматизированы в рамках системы «Түндүк», и какие выгоды это дает предпринимателям. Объяснили, что нужно предпринять, чтобы наши граждане, в том числе предприниматели, не ходили между госорганами (выполняя их функции), собирая различные справки.

Участники дискуссии:

Нурия Кутнаева, директор Государственного предприятия «Центр электронного взаимодействия» при Государственном комитете информационных технологий и связи Кыргызской Республики.

Роза Джайлобаева, эксперт программы «Системный анализ регулирования», реализуемого Правительством КР при поддержке Программного офиса ОБСЕ в Бишкеке.

Модератор – эксперт Жанабиль Давлетбаев.

ГП «Центр электронного взаимодействия» создано в апреле прошлого года.

«Наша цель заключается в том, чтобы все государственные органы могли передавать друг другу информацию не в бумажном формате, т.е. в справках и документах, а через систему межведомственного электронного взаимодействия «Тундук» в электронном формате, — рассказала директор центра Нурия Кутнаева. — За полтора года мы сумели подключить более 60 госорганов и их подведомственных подразделений».

Однако передают информацию в электронном формате пока 38 госорганов.

«Дело в том, что когда мы начали работу, выяснилось, что не все госорганы имеют свою базу данных, а это самое важное, без этого «Тундук» просто не может работать, — объяснила Нурия Кутнаева. — Потому что эту информацию откуда-то надо брать и куда-то складывать. В бумажном формате «Тундук» не работает. Поэтому мы все еще ждем, когда другие госорганы подтянутся и разработают свои информационные системы, базы данных».

По мнению эксперта программы САР Розы Джайлобаевой, основные проблемы касаются нормативно-правовых актов (НПА).

«Все справки, о которых мы говорим, где-то заложены – в определенных НПА. И наш проект начал заниматься анализом этих законов. В первую очередь определили критерии, по которым анализировали их: законность, способствование развитию бизнеса и коррупциогенность».

Одним из основных законов, подвергнутых анализу, был Закон КР «Об основах административной деятельности и административных процедурах» от 31 июля 2015 года, в котором заложены все процедуры — от подачи заявления для получения любой необходимой информации, справки вплоть до фактического получения.

«Анализ показал, что данный закон не способствует развитию предпринимательской деятельности. Госорганы составили этот закон так, чтобы было удобно госорганам. Они между собой не взаимодействуют, а заставляют бизнес ходить, собирать и приносить документы», сообщила эксперт. При этом бизнеса затрачивает очень много времени и денег.

Результаты исследования, проведенного Центром электронного взаимодействия, показали, что госорганы выдают и получают около 180 справок. В некоторых случаях госорган сам выдает справку и сам же требует ее от предпринимателя.

Поможет справиться с этими проблемами цифровизации государственных услуг. Участники встречи рассмотрели пути ускорения этого процесса в стране.

«Цифровизация должна заключаться в реинжиниринге бизнес-процессов, то есть в изменении внутренних процедур госорганов. Радует, что госорганы начали это понимать», считает Нурия Кутнаева.

«Работа идет, но она должна закрепляться на законодательном уровне», уточнила Роза Джайлобаева. Нужно внести изменения в закон, регламентирующий выдачу справок, а также другие НПА, которые прямо или косвенно влияют на ведение бизнеса в Кыргызстане.

С видео можно ознакомиться по ссылке:

http://www.kabar.kg/news/mds-chto-daet-biznesu-tcifrovizatciia-uslug-gosorganov-v-kyrgyzstane/