Новости / Новости законодательства /
Правовой обзор за 21-25 ноября 2022

МДС
27 ноября 2022

С 1 января по 31 декабря 2023 года вводится временный мораторий на проведение проверок предпринимателей

Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров подписал Указ «О введении временного запрета (моратория) на проведение проверок субъектов предпринимательства до 31 декабря 2023 года».

Целью Указа является создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства, улучшения инвестиционного климата, оказания поддержки экономической деятельности субъектов предпринимательства, обеспечения их правовой защиты, предотвращения необоснованного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства, повышения ответственности и обеспечения открытости деятельности правоохранительных органов и контролирующих органов при проверке субъектов предпринимательства.

В сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности продолжают существовать проблемы, которые негативно отражаются на развитии предпринимательства, бизнеса и способствуют снижению уровня деловой активности населения, инвесторов, в том числе иностранных инвесторов.

Одними из таких проблем продолжают оставаться большое количество проверок и превышение полномочий со стороны правоохранительных органов, налоговых и контролирующих органов, на которые часто поступают жалобы от представителей малого, среднего и крупного предпринимательства, в том числе коммерческих банков.

Чаще всего это необоснованные, дублирующие или вообще незаконные проверки, встречаются факты денежных поборов.

Согласно Указа, Кабинету Министров поручается ввести временный запрет (мораторий) на проверки субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства, а также коммерческих банков, проводимые правоохранительными органами и уполномоченными органами, имеющими право на проведение проверок субъектов предпринимательства, на период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года.

Устанавливается, что необоснованное назначение проверок должностными лицами правоохранительных органов, уполномоченных органов, имеющих право на проведение проверок субъектов предпринимательства, а также проверки, совершенные с использованием своих служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшие причинение существенного вреда правам и законным интересам проверяемых субъектов либо государственным или общественным интересам, рассматриваются как ненадлежащее исполнение служебных обязанностей и влекут привлечение должностных лиц к дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности.

Кабинету Министров Кыргызской Республики в установленном порядке необходимо совместно с бизнес-ассоциациями, уполномоченными органами, имеющими право на проведение проверок субъектов предпринимательства, главами местных государственных администраций, мэрами городов Бишкек и Ош провести широкую информационную кампанию для бизнес-сообществ о введении моратория и предоставлении консультативной помощи субъектам предпринимательства по вопросам соблюдения требований законодательства Кыргызской Республики.

21 ноября 2022

Ссылка: https://www.president.kg/ru/sobytiya/23805_s_1_yanvarya_po_31_dekabrya_2023_goda_vvoditsya_vremenniy_moratoriy_na_provedenie_proverok_predprinimateley

Минэкономики разработаны изменения в порядок представления отчетности о проведении электронной лотереи

С 25 ноября Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики выносит на общественное обсуждение проект постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «О внесении изменений в Положение о порядке представления отчетности (информации) и раскрытии информации субъектами финансового рынка» от 4 сентября 2018 года № 417 .

Предлагается внести в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о порядке представления отчетности (информации) и раскрытии информации субъектами финансового рынка» от 4 сентября 2018 года № 417 следующие изменения:

- в абзаце втором пункта 33 цифры «1 и 2» заменить на цифры «1, 2 и 4»; - пункт 33 дополнить абзацами следующего содержания: «При организации и проведении электронной лотереи устанавливается следующий Перечень обязательных сведений, необходимых для информирования участников электронной лотереи, размещаемых организатором электронной лотереи на экране телевизора или компьютера:

• Наименование и логотип лотереи.

• Наименование и логотип организатора лотереи.

• Номер и дата выдачи свидетельства на право проведения лотереи.

• Адрес сайта организатора лотереи, содержащего условия проведения лотереи. 5. Адрес и номер телефона организатора лотереи.

• Надпись: «Для лиц старше 18 лет».

• Цена участия в электронной лотерее.

Ссылка: https://www.gov.kg/ru/npa/s/4238

Минэкономики предлагает отменить визы для иностранцев, въезжающих для игры в казино

Соответствующий законопроект 21 ноября опубликован на едином портале общественного обсуждения НПА.

Согласно предлагаемым изменениям в закон о внешней миграции, иностранные граждане, прибывающие на территорию специализированной игорной зоны, могут въезжать и выезжать из Кыргызской Республики без оформления визы и регистрации действительного документа. Срок прибывания будет ограничен 15 сутками.

Также предлагается внести норму о специализированной игорной зоне в закон об игорной деятельности:

«специализированная игорная зона - территория или инфраструктура, определяемая и/или создаваемая Кабинетом министров Кыргызской Республики, предназначенная для организации и ведения игорной деятельности, на территории которой могут действовать специальный правовой, валютный и другие режимы».

Закон об игорной деятельности, легализовавший деятельность казино для иностранцев был принят 30 июня 2022 года.

Подробнее: www.tazabek.kg/news:1821975?f=cp

Установлены минимальные цены на табачную и никотиносодержащую продукцию

22 ноября 2022

Постановлением кабинета министров установлены новые минимальные розничные цены на табачные и никотиносодержащие продукции. Об этом сообщает Государственная налоговая служба.

«Увеличение минимальной розничной цены приведет к сокращению потребления табачной и никотиносодержащей продукции, что положительно скажется на здоровье населения», — говорится в сообщении.

Согласно постановлению, с 1 января 2023 года вводятся минимальные розничные цены на следующие виды подакцизных товаров:

сигареты (с фильтром и без), классифицируемые под кодом ТН ВЭД 2402 — 100 сомов за 20 штук сигарет. Действующая минимальная розничная цена — 90 сомов за 20 штук сигарет;

изделия с нагреваемым табаком (нагреваемая табачная палочка (стик), нагреваемая капсула с табаком) цилиндрической формы, классифицируемые под кодом ТН ВЭД 2404 — 100 сомов за 20 штук сигарет;

одноразовые электронные системы доставки никотина с никотиновой жидкостью в одном корпусе, классифицируемые под кодом ТН ВЭД 2404 — 250 сомов за 1 единицу. С 1 января 2024 года эта сумма будет составлять 300 сомов;

сигареты электронные и аналогичные индивидуальные электрические испарительные устройства (электронные системы доставки никотина), классифицируемые под кодом ТН ВЭД 8543400000 — 1,3 тысячи сомов за 1 единицу. С 1 января 2024 года эта сумма увеличится на 100 сомов.

Ссылка: https://24.kg/ekonomika/251310/

О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР в сфере налогообложения

24 Ноябрь 2022

Министерство экономики и коммерции КР информирует о том, что по итогам общественного обсуждения и согласования с государственными органами 18 ноября 2022 года внесен на рассмотрение в Жогорку Кенеш проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР в сфере налогообложения» (Налоговый кодекс КР и др.).

Проект разрабатывался межведомственной рабочей группой, образованной по приказу Министерства экономики и коммерции КР, из числа представителей государственных органов и бизнес-сообщества.

Основной целью и задачей проекта Закона является реализация Указов Президента страны «О поддержке субъектов малого предпринимательства, создании благоприятного налогового и таможенного климата» от 2 декабря 2021 год и «О поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства» от 26 июля 2022 года, а также создание условий для добросовестной конкуренции и сокращения теневой составляющей экономики.

Основные направления законопроекта:

1) Расширение режима единого налога

Расширение режима на основе единого налога без ограничения объема выручки.

При этом, будут установлены ставки:

1) для производства и реализации товаров:

- в безналичной форме в размере 2%;

- в наличной форме в размере 4%.

2) для оказания работ и услуг:

- в безналичной форме в размере 4 %;

- в наличной форме в размере 6%.

2) Освобождение малого бизнеса

Предусмотрено бессрочное освобождение от уплаты налогов индивидуальных предпринимателей с годовым объемом выручки от реализации товаров, работ, услуг до 8 млн сомов, выполняющие требования по применению ККМ, а также уплачивающие страховые взносы по государственному социальному страхованию.

3) Сниженные ставки единого налога взамен патента

Предлагаются пониженные ставки единого налога для субъектов торговой деятельности, за исключением производителей, импортеров, дистрибьюторов и субъектов, реализующих горюче-смазочные материалы, лекарственные средства и медицинские изделия, при условии обязательного применения контрольно-кассовых машин и/или электронных счетов-фактур в размере:

а) 0,5% - с годовым оборотом до 30,0 млн. сомов;

б) 1% - с годовым оборотом от 30,0 млн. сомов до 50,0 млн. сомов.

4) Повышение ставок налога с продаж в связи со снижением ставок единого налога до:

а) 3% - в случае реализации товаров в адрес субъектов, осуществляющих деятельность по патенту, единому налогу с пониженной ставкой налога и в зонах торговли с особым режимом;

б) 4% - в случае реализации товаров в адрес обезличенных субъектов.

5) Продлевается на 1 год ставка налога с продаж 0% при безналичных платежах при реализации субъекту на общем режиме и субъекту на едином налоге с обычными ставками 4% при наличном расчете и 2% при безналичном расчете.

6) Снижение ставки по единому налогу для налогоплательщиков, оказывающих услуги общественного питания

Предусмотрено снижение ставок по единому налогу для услуг общественного питания без ограничения по объему выручки.

Ставка единого налога для субъекта общественного питания снижается

с 8 % до:

1) в городах Бишкек и Ош:

а) 6% – в наличной форме;

б) 4 % – в безналичной форме.

2) на остальной территории КР:

а) 5% – в наличной форме;

б) 3% – в безналичной форме.

7) Стимулирование развития туристической отрасли

В целях поддержки туристической отрасли проектом предложено предусмотреть в рамках единого налога категории туроператорской и турагентской деятельностей без ограничения по объему выручки.

Для туроператорской деятельности ставка единого налога:

а) 4% – в наличной форме;

б) 2%– в безналичной форме.

Для турагентской деятельности в размере 8%.

При этом для субъектов турагентской деятельности налоговой базой является агентское вознаграждение.

8) Развитие Парка креативных индустрий

В целях стимулирования субъектов предпринимательства в сфере креативной экономики и увеличения инвестиционной привлекательности Парка креативных индустрий, законопроектом предлагается для резидентов Парка креативных индустрий предлагается установить ставки единого налога в размере:

а) в 2023 и 2024 годах – 0,5%;

б) в 2025 и 2026 годах – 1%;

в) с 2027 года – 2%.

9) Снижение размеров штрафов

Снижены размеры штрафа за нарушение требований по применению контрольно-кассовых машин в части невыдачи кассовых чеков, предполагающее применение взыскания в виде предупреждения за первое правонарушение и градацию размеров штрафов за последующие правонарушения от 5 расчетных показателей для физических лиц и 50 расчетных показателей для юридических лиц.

Также проектом Закона предлагается, что в случае уплаты штрафов за налоговые правонарушения в течение 15 календарных дней со дня получения постановления о наложении штрафа размеры штрафов уменьшаются

на 70%.

10) Снижение размеров страховых взносов для субъектов единого налога

Для субъектов единого налога размеры страховых взносов снижаются с 1900 сом до 800 сом, то есть как в патенте.

(Устанавливаются для ИП ставки тарифов страховых взносов в размере 6% от размера среднемесячной заработной платы в разрезе районов и городов КР без учета данных по предприятиям и организациям, уровень среднемесячной заработной платы которых более чем на 50% превышает средний уровень заработной платы по республике в целом).

11) Создание специального налогового режима для зон торговли с особым режимом

Предусматривается создание специального налогового режима в Налоговом кодексе КР. Субъекты зоны торговли с особым режимом уплачивают сумму налога по торговой деятельности (крупные оптово-розничные рынки республики, включенные в объекты стратегического значения) в зависимости от заявленной суммы годового объема выручки.

Субъекты таких зон будут освобождены от обязательства применения ККМ и годовую сумму налога на ведение такой деятельности будут уплачивать на ежемесячной основе равными долями в размерах, установленных в зависимости от годового оборота.

12) Включение простаивающих промышленных предприятий КР в перечень преференциальных видов промышленной деятельности подлежащих льготному налогообложению

Проектом Закона предлагается, что Кабинет Министров утверждает перечень промышленных предприятий, преференциальных населенных пунктов и видов промышленной деятельности, осуществляемых на территории данных населенных пунктов, подлежащих льготному налогообложению.

Порядок и критерии включения промышленных предприятий в перечень, указанный в настоящей части, определяются Кабинетом Министров

Для включенных в указанный перечень предприятий будут предоставлены льготы по налогу на прибыль, НДС, НсП.

13) Возникновение обязательства по уплате налога с продаж для застройщиков

Согласно новой редакции Налогового кодекса для застройщиков установлена ставка налога с продаж в размере 2%.

В целях поддержки строительного сектора проектом предложено внесение изменений в Налоговый кодекс КР, согласно которого к договорам долевого строительства, заключенным до 1 января 2022 года, действуют нормы Налогового кодекса КР от 17.10.2008 года в течение срока до 1 января 2024 года.

14) Налогообложение услуг в сфере информационных технологий

Проектом предусматривается уплата налогов на основе единого налога для субъектов IT-индустрии со снижением ставок (при наличных платежах с 6% до 4%, при безналичных платежах с 4% до 2%) и удаленной регистрацией.

Для резидентов Парка высоких технологий предоставляется освобождение от обязанности налогового агента в отношении иностранной организации, оказывающей услуги, местом поставки которой является КР («обратного НДС»).

15) Передача на аутсорсинг функций органов налоговой службы:

Предлагается правом проведения выездных налоговых проверок наделить помимо налоговых органов также аудиторские организации, аккредитованные уполномоченным налоговым органом в соответствии с Порядком аккредитации аудиторской организации на проведение выездных плановых проверок, утверждаемым Кабинетом Министров КР (на добровольной основе по выбору налогоплательщика).

16) Освобождение от НДС поставок транспортных средств, произведенных на территории КР

В настоящее время в КР планируется открытие предприятий по производству транспортных средств на двигателях внутреннего сгорания, а также электробусов.

В этой связи в целях развития производства транспортных средств на территории КР проектом предлагается освободить от уплаты НДС реализацию транспортных средств, произведенных предприятиями КР.

17) Доступ к банковским операциям

В целях улучшения налогового администрирования путем доступа к банковским операциям налогоплательщика предлагается внести изменения в части предоставления банками информации Налоговой службе по операциям, отраженным на счетах налогоплательщика, а также информацию о текущем состоянии его счета на основании запроса органов налоговой службы или посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.

В целях эффективной автоматизации проектов ГНС, от учета товаров и услуг до реальной оплаты за них, ГНС необходимо получать фактические данные об оплате за товары и услуги с банковских переводов между участниками товарооборота и информацию с банковских счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В случае успешной реализации проектов, ГНС значительно сократит выездные проверки, что минимизирует риски коррупции со стороны организаций и налоговых органов. При выявлении несоответствий между сопроводительными документами на товар и перемещениями денежных средств, ГНС путем оповещений начислит налоговые обязательства, без надобности проведения выездной проверки.

В соответствии с отчетом Всемирного Банка «Доступ к данным финансовых учреждений в целях улучшения налогового администрирования», подготовленного в рамках технической помощи по налоговой реформе, указано, что компьютерные информационные системы налоговых органов большинства стран (из 58 государств, принимавших участие в оценке) активно используют данные, получаемые от финансовых учреждений, что свою очередь привело к пополнению доходной части бюджета. Данные, получаемые от финансовых учреждений (проценты, дивиденды, остатки на счетах, транзакции, счета и т. д.), используются в таких странах ОЭСР, как Австралия, Канада, Дания, Финляндия, Эстония, Индия, Израиль, Япония, Литва, Люксембург, Российская Федерация, Сингапур, Великобритания, США и т. д.

В таких странах СНГ как Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Узбекистан и Республика Казахстан порядок денежных расчетов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уже контролируются налоговыми органами.

18) Применение рыночной цены в торговле с субъектами специального налогового режима

На практике выявляются случаи, когда производители или импортеры товаров реализуют однородные товары разным покупателям – субъектам предпринимательства по сильно отличающимся ценам, например, в адрес субъектов общего режима по высоким ценам, а в адрес субъектов специальных режимов (к примеру, кто на патенте) согласно документам по низким ценам, причем разница между ценами товаров может отличаться в несколько раз.

В этой связи, в целях пресечения уклонения от уплаты налогов предлагается, что в случае, когда рыночная цена на товар, работу, услугу определяется в отношении налогоплательщика, у которого цены реализации в адрес субъектов, обладающими признаками бездействующего лица или применяющими специальный налоговый режим, отличаются более чем на 30% от цены реализации в адрес субъектов, осуществляющих деятельность на общем налоговом режиме, в качестве рыночной цены применяется средневзвешенная цена однородных товаров реализованных в адрес субъектов, осуществляющих деятельность на общем налоговом режиме.

В расчете средневзвешенной цены товара не учитываются цены по уцененным товарам, частично потерявшим свои потребительские качества или с истекающим сроком службы до 20% от установленного срока годности.

19) Дополнительные льготы по подоходному налогу

1. Освобождение доходов, полученных в виде возврата части суммы, указанной в контрольно-кассовых чеках, на приобретенные товары, работы, услуги в соответствии со статьей 95 Налогового кодекса («кэшбек»).

2. Освобождение доходов, полученных в виде стоимости услуг по организации и проведению семинара, тренинга, круглого стола, проводимых для их участников на безвозмездной основе, включая услуги преподавания, стоимость раздаточных материалов, питания, проживания и транспортных услуг

20) Отсрочка уплаты акцизного налога

В целях поддержки субъектов предпринимательства вносятся изменения по отсрочке уплаты акцизного налога с предоставлением банковской гарантии.

21) Продление учетной регистрации до 1 января 2024 г

В соответствии с Законом о введении в действие Налогового кодекса налогоплательщики, зарегистрированные до даты введения в действие Налогового кодекса и осуществляющие деятельность в качестве сельскохозяйственного производителя, сельскохозяйственного кооператива, торгово-логистического центра сельскохозяйственного назначения, обязаны до 1 сентября 2022 года пройти учетную регистрацию в соответствии с требованиями Налогового кодекса.

При этом, принимая во внимание обращения налогоплательщиков данной сферы, предлагается продлить срок прохождения регистрации до 1 января 2024 года.

22) Введение налога на доход при реализации руд и концентратов, содержащих серебро, медь, сурьму, ртуть, олово и вольфрам взамен налога на прибыль по аналогии с действующим механизмом налогообложения золота.

На сегодняшний день, законодательством предусмотрено, что при реализации руд и концентратов, содержащих серебро, медь, сурьму, ртуть, ртуть, олово и вольфрам, а также готовой продукции серебра, меди, сурьмы и ртути, олова и вольфрама уплачивается налог на прибыль, где налоговой базой по налогу на прибыль является положительная разница между совокупным годовым доходом налогоплательщика, уменьшенным на сумму необлагаемого дохода и расходами, подлежащими вычету.

Необходимо отметить, что динамика мировых цен на серебро и медь неуклонно растет. По оценкам специалистов, производство серебра рентабельно только в том случае, если унция (31,1 г) будет стоить 5,5 долл.

В связи с чем, при рентабельности добычи серебра 5,5 долл. мировая цена на серебро превышает 21 долл. за унцию, а меди при себестоимости добычи 3 086,4 долл. за тонну, мировая цена на рынке превышает 9100 долл., в связи с чем компании получают сверхдоходы, но при этом практически не уплачивают налог на прибыль.

Таким образом, для прозрачности налогообложения вводится налог на доход, зависящий от цены на металлы, взамен налога на прибыль. При этом необходимо отметить, что налоговой базой является выручка от реализации руду и концентрат содержащих серебро, медь, сурьму, ртуть, вольфрам, олово, а также их готовой продукции.

23) Патентная система

В целях оптимизации патентной системы предлагается установить срок действия патентов для торговли до 1 января 2024 года.

В связи с более широким распространением упрощенной системы налогообложения на основе единого налога новым Налоговым кодексом были оптимизированы виды деятельности на основе обязательного патента и налогового контракта.

Таким образом, в целях дальнейшего стимулирования предпринимателей к переходу к более современным методам налогообложения, учету и прозрачности деятельности, проектом предлагается установление срока действия патента для торговой деятельности.

Ссылка: https://mineconom.gov.kg/ru/post/8651

Ряд руководящих должностей государственных органов переведены на политические должности

Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров подписал Указ «О внесении изменений в Указ Президента Кыргызской Республики «Об утверждении Реестра государственных и муниципальных должностей Кыргызской Республики» от 31 января 2017 года № 17».

Целью Указа является повышение эффективности реализации единой государственной кадровой политики.

Согласно Указа, на политические должности переведены руководители государственных органов, входящих в номенклатуру должностей, назначаемых Президентом и Председателем Кабинета Министров.

В данную номенклатуру входят следующие должности:

— заместитель министра, заместитель председателя государственного комитета, заместитель руководителя государственного органа при Президенте (в непосредственном ведении Президента), заместитель руководителя административного ведомства при Кабинете Министров, заместитель руководителя иного органа исполнительной власти.

— руководитель подведомственного подразделения государственного органа (должности, на которые назначение и освобождение осуществляется Президентом, Председателем Кабинета Министров).

— заместитель руководителя подведомственного подразделения государственного органа (должности, на которые назначение и освобождение осуществляется Президентом, Председателем Кабинета Министров)».

Указ вступает в силу со дня официального опубликования.

21 ноября 2022

Ссылка: https://www.president.kg/ru/sobytiya/23801_ryad_rukovodyashih_dolghnostey_gosudarstvennih_organov_perevedeni_napoliticheskie_dolghnosti